Газета №42 (962), 21 октября 2014
Перейти к номеру

Автобус: проблема вчерашнего дня?

21 октября 2014, 16:27 Прочитали 1 305 раз
Без рейсовых автобусов в Тамбовской области не останется даже самый дальний уголок
Если автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения, то для многих тамбовских селений роскошью стали автобусы. Зачастую добраться до районного центра сродни полосе препятствий, пройти которую можно только в том случае, если в кармане звенят монетки – то есть на такси денег хватит – а если нет, то виноватых уже не сыскать.

Автобусное дежавю

Помнится, еще весной мы писали о ситуации в Уваровском районе, где из-за плохой дороги, отсутствия транспортных перевозчиков, а главное, нежелания слушать людей население порядка пяти сел не могло добраться до города. Единственным выходом было позвонить в службу такси, но и те либо сумму завышали в разы, либо просто отказывали людям, ссылаясь на то, что, мол, по такой дороге – только машину гробить. Правда, после ряда обращений и публикаций и дорогу проложили, и автобус стал аж два рейса в день делать – вот она, великая сила народного возмущения.

Впрочем, таких случаев в области не счесть. Обычно перевозчики, ссылаясь на малый пассажиропоток, ужасную дорогу или же происки злых духов, отказываются совершать рейсы в тамбовские глубинки, обрекая сельчан на долгие и упорные поиски транспорта. Однако с межмуниципальными рейсами, где, казалось бы, вышеуказанные причины неуместны, дела обстоят не лучше. Не так давно в социальной сети Александр Н. написал о том, что жителям Петровского района добраться до областного центра не с руки, ибо автобус своим присутствием балует их нечасто:

- Люди с Петровского района вынуждены ездить на такси в областную больницу, потому как автобус ходит редко или вообще не ходит. <…> В селе Петровском, такое ощущение, что частники-то и работают. Причем складывается впечатление, что в сговоре с таксистами. Доехать автобусом до Петровского стоит около 200 рублей, а такси – от 1000 рублей. Вот и подумай, как бабушке или дедушке очень рано попасть в облбольницу к врачу, да еще и на свою пенсию, а может, и не один раз нужно.

Отсутствие постоянного транспортного сообщения, да еще между областным центром и районным поселком, вызывает как минимум недоумение. Чтобы разобраться в ситуации, мы направились в Петровское.

Вокзал в поселке единый, то есть в одном месте сосредоточена и железнодорожная, и автобусная касса. Людей на платформе немного, еще меньше машин. В стороне одиноко стояла женщина, на вид добродушная и сердечная, несколько напоминающая героинь гайдаровских комедий. К ней я и обратилась:

- Подскажите, пожалуйста, как мне добраться до Тамбова?

Женщина, недоуменно взглянув на меня, ответила:

- Это на трассу нужно идти, там воронежский и липецкий автобус ходит. На нем уехать можно.

- А отсюда нельзя?

- Почему же? Можно. Три раза в неделю прямой автобус ходит, в остальные дни – только через Мичуринск.

- Так, наверное, неудобно добираться? – уточняю я.

Женщина снова смотрит на меня недоуменно.

- Да нет, все в порядке.

В данный момент касса не работает, поэтому за билетом меня направили к водителю автобуса. Того, кстати, на вокзале не было, поэтому пришлось с этой просьбой обратиться к другому, стороннему водителю. Удивительно, но и он отправил меня на трассу, ибо в данный момент уехать из поселка можно только таким способом.

И волки сыты, и овцы целы

Впрочем, бабушки и дедушки до магистрали дойдут вряд ли. Но уехать из Петровки утром все же возможно. Так, утренний рейс из поселка стартует в шесть часов утра, из областного центра – в шестнадцать часов. Только происходит это три раза в неделю. В остальные же дни петровцам приходится добираться через Мичуринск. Почему так происходит, пояснил начальник транспортного отдела управления транспорта администрации Тамбовской области Александр Сенин. Он рассказал, что на данный момент несколько рейсов Тамбов-Петровское заморожены. Сделано это было только потому, что пассажиропоток был мал, то есть большинство людей уезжали как раз-таки на межрегиональном транспорте, тогда как до областного центра стабильно ехали два-три человека. Однако оставлять поселок вовсе без автобусных рейсов не пришлось, поэтому было принято решение несколько удлинить маршрут, пусть его через Мичуринск. Безусловно, время проезда увеличивается, но вместе с тем уменьшаются издержки перевоза.

- Следует уточнить, что в Петровке собственных перевозчиков нет, там работают мичуринские организации. Чтобы забрать людей в шесть утра из поселка, водителю необходимо выехать из наукограда еще раньше. А если в Петровке его ждут три человека, то, естественно, он несет убытки. Между тем рейсы до областного центра не отменены, а заморожены. Если мы видим, что количество людей с каждым днем увеличивается, то мы рейсы восстановим. Это не проблема, - подчеркнул Александр Евгеньевич.

Безусловно, добираться ранним утром в областной центр бабушке неудобно и недешево, тем более с пересадкой. Но субсидировать перевозчиков, работающих на убыточных рейсах, может далеко не каждый муниципалитет.

Даешь глубинкам автобусы!

Возвращаясь к проблемам транспортной доступности, отметим, что редкий районный центр может похвастаться бесперебойной автобусной сетью. Эту тему в своих обращениях на официальный сайт губернатора неоднократно поднимали тамбовчане. Кроме того, на съезде сельской интеллигенции восьмого августа 2013 года транспортную проблему в районах также не оставили без внимания. Губернатор Олег Бетин всецело поддержал инициативу сельской интеллигенции и поручил управлению транспорта области разработать программу по повышению качества транспортного обслуживания сельского населения.

В результате в каждом муниципальном районе были определены социально значимые маршруты. Исходя из численности населения, проживающего в той или иной деревне, определили минимальное количество рейсов в неделю, которые автобус должен совершать по этим маршрутам. Использовали опыт и других регионов. Кстати, к поиску оптимальных решений были привлечены слушатели Школы губернаторского резерва.

Всего администрацией области на сумму более 103 миллионов рублей приобретено сорок автобусов, десять из них – автобусы ГАЗель, другие тридцать – различные модели ПАЗ.

В пресс-службе областной администрации сообщили, что первая партия, состоящая из 20 автобусов, уже с августа работает на социально значимых маршрутах. С передачей второй партии, также состоящей из 20 машин, потребность в транспортном обеспечении отдаленных сел будет практически закрыта. Некоторые маршруты проложены даже в те деревни, в которые общественный транспорт ранее не ходил никогда.

Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, обращаясь к главам районов, сказал, что в регионе не должно быть селений, куда тяжело добраться.

Губернатор также отметил, что те маршруты, которые считаются убыточными, будут субсидироваться из областного бюджета. Так, в этом году были выделены субсидии бюджетам муниципальных районов в размере 20,5 миллионов рублей на компенсацию потерь в доходах перевозчиков. Из бюджетов районов области всего дополнительно выделено на эти нужды около десяти миллионов рублей.

Глав районов Олег Иванович настоятельно просил следить за исполнением маршрутов, а главное, не терять связи с тамбовчанами, дабы вовремя реагировать на возникающие проблемы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер