Газета №40 (960), 7 октября 2014
Перейти к номеру

Без труда не вытащишь

7 октября 2014, 17:32 Прочитали 947 раз
Качество преподавания технологии в отечественных школах зачастую оставляет желать лучшего. В Тамбовской области ищут решение создавшейся проблемы
Разделение труда

Труд и физкультура в большинстве школ традиционно не считаются уроками в полном смысле этого слова. И если физической культуре в последнее время уделяется больше внимания в школьной программе, то уроки технологии, как это ни прискорбно, остаются задвинутыми на второй или третий план. Стоит отметить, что подобной точки зрения придерживаются не только ученики и их родители, но и сами преподаватели.

Как проходит урок труда в сельской школе? Если на дворе поздняя весна или ранняя осень, то классы трудятся на пришкольном участке, выращивая овощи и ухаживая за клумбами цветов. Проведение уроков технологии в зимнее время в разных школах обставлено по-разному. Как ни странно, традиционное разделение на уроки для девочек и уроки для мальчиков во многих сельских школах уже позабыто. Причина тому – отсутствие бытовавших в советское время мастерских, где можно было бы научиться шитью или столярному делу. Вот и проходят уроки технологии сообща за вязанием, работой над аппликациями, вышивкой или макраме. Вне зависимости от пола собравшихся учеников. Конечно же, этот факт не отражается в составлении программы, но автор статьи сама училась в классе, где пятнадцатилетние парни старательно вывязывали крючком прихватки и мягкие игрушки.

Само собой, современному человеку, особенно юноше, вряд ли пригодится вышивание крестиком. Но многие сторонники совместного обучения технологии убеждены, что «разделение труда» ставит мальчиков и девочек в неловкое положение, ведь Конституцией у нас прописано равенство полов.

- Выбор направлений обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся, - гласит образовательный стандарт.

Другое дело, что в отдельных школах юноши просто вынуждены заниматься рукоделием, поскольку выбора у них нет. А значит, этот учебный предмет нуждается в реформировании.

Из школы – с профессией

Справедливо на днях отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов в беседе с финалистами конкурса «Учитель года-2014»:

- От тех уроков труда, которые традиционно были в нашей школе и которые в значительной степени сохранились, нужно перейти по существу к новому уровню преподавания технологий, которые бы не только давали детям практические навыки работы с технологиями, но и, возможно, какие-то основы будущей профессии, профессиональной ориентации. Это требует серьезного пересмотра подходов к этому предмету.

Действующий стандарт образования предполагает изучение технологии по одному из трех направлений: индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии. Как следует из написанного выше, некоторые школы реализуют каждое из направлений не в полной мере.

Тем не менее, ряд инновационных учебных заведений успешно совмещает среднее общее образование со средним специальным. Оканчивая МАОУ «Татановская сош» Тамбовского района, выпускники уже имеют в арсенале одну из сельскохозяйственных профессий, необходимых для развития региона.

Обучение навыкам агробизнеса начинается уже на дошкольной ступени образования. Шестилетние малыши учатся выращивать простые овощи. Ребята начального и среднего звена вплотную ухаживают за различными растениями. Старшеклассники совместно с педагогами разрабатывают собственные агропроекты.

- В нашей школе реализуются четыре профиля аграрного образования: химико-биологический, социально-экономический, технологический и механизация сельского хозяйства, - рассказывает директор МАОУ «Татановская СОШ» Ольга Илларионова. - В прошлом году состоялся выпуск трактористов. Стоит отметить, что многие из них были девочками.

Многие выпускники этой школы впоследствии поступают в Мичуринский аграрный университет, где получают высшее образование в сфере агробизнеса, чтобы в дальнейшем реализовать себя в сельскохозяйственных профессиях. В планах у школы – открытие своего лесопитомника в миниатюре.

Однако ландшафтный дизайн, работа в теплицах, подрезка фруктовых деревьев, уход за газоном в большинстве своем носят сезонный и факультативный характер. В остальном же уроки технологии проходят раздельно: девочки шьют, готовят и обучаются навыкам ведения семейного бюджета, мальчики же занимаются за столярными и слесарными станками.

Оправдано ли подобное разделение труда в современном мире? На этот вопрос не существует однозначного ответа. С одной стороны, умение приготовить пищу полезно любому человеку вне зависимости от его пола. С другой же стороны, обучение навыкам слесаря или плотника вряд ли привлечет женскую половину класса. Да и изготовление скворечников, равно как и вышивание салфеток, не самое необходимое занятие в жизни современного человека. Может, действительно имеет смысл наделить школы в зависимости от их профиля полномочиями давать выпускникам одну из рабочих специальностей в рамках уроков технологии? Перспектива заманчивая, но и здесь нет единого мнения.

- Уроки труда, особенно в начальной школе, прежде всего развивают эстетический вкус ребенка, дарят ему наслаждение от творческого процесса, - отмечает учительница технологии одной из школ области Екатерина М. – Правильно выстроенный урок технологии расширяет кругозор ученика, дарит ему навыки в различных сферах жизни. Это и кулинария, и ведение домашнего хозяйства, и сельскохозяйственный труд, и изготовление как предметов декора, так и предметов обихода. Сужать же преподавание технологии только до преподавания одной из множества рабочих профессий – неправильно.

В ближайшие годы в России вступит в силу новый стандарт среднего образования. Скорее всего, будет достигнуто оптимальное соотношение эстетики и пользы в преподавании технологии.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер