Газета №39 (959), 30 сентября 2014
Перейти к номеру

Школьнику на завтрак

30 сентября 2014, 13:52 Прочитали 1 307 раз
Школьное питание – одна из насущных проблем образовательного процесса
О продовольственной безопасности в Тамбовской области заговорили еще задолго до вступления в силу санкций. На сегодняшний день регион, являясь первопроходцем в вопросах обеспечения населения качественными, а главное, доступными продуктами питания, реализует ряд проектов, многие из которых уже стали визитной карточкой Тамбовской области. Одним из них является федеральный проект «Школьное питание».

Спорт – питание – здоровье

Питание оставляет свой след в организме человека, не зря в народе бытует мнение: человек есть то, что он ест. А в век стремительно развивающихся технологий, когда перекусы в виде фастфудов стали нормой, а чипсы и газировка – традиционным обедом для многих школьников, заботу о полноценном питании региональная власть взяла на себя. В рамках проекта «Школьное питание» создана новая модель организации меню в учебных заведениях, осуществлено полное технологическое переоснащение и проведен капитальный ремонт восьмидесяти четырех школьных пищеблоков шестидесяти четырех школ области (что составляет тридцать три процента от общей численности общеобразовательных учреждений), в которых обучается 43 837 школьников (практически 50 процентов от общей численности). Итогом проделанной работы стало создание современных условий для организации горячего питания в школах, которым охвачено практически сто процентов обучающихся области.

Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин подчеркивает, что за годы реализации проекта мы сумели наладить определенную систему. Произошло обучение и переподготовка поваров, технологическое переоснащение и капитальный ремонт столовых учебных заведений. Однако, по словам губернатора, этого было бы недостаточно, необходимо позаботиться о наполняемости. С целью контроля за качеством поступающего сельскохозяйственного сырья в системе образования области реализуется принцип «от грядки до тарелки». Его сущность заключается в следующем: в учреждениях профессионального образования аграрного профиля созданы учебно-производственные хозяйства с хорошей материальной базой. В них выращивается сельскохозяйственная продукция с заданными свойствами. Если раньше основными поставщиками сырья были оптовые базы, то сейчас, напротив, лидеры по поставкам продукции - региональные производители и учреждения среднего профессионального образования. В итоге: заболевания пищеварения и анемии сократились на 14 и 22 процента соответственно, а первая группа здоровья у детей по показателям, напротив, возросла на семь процентов.

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, задаваясь вопросом, человек формирует питание или же питание формирует человека, подмечает, что формирование здорового образа жизни напрямую зависит от того, что мы едим. А для школьного питания особенно важен сбалансированный подход. Вениамин Шаевич приводит статистику, что на сегодняшний день в России горячим питанием охвачены среди младших классов 95 процентов, среди учащихся 5-9 классов – 76 процентов, старшеклассников – 62 процента. Средняя стоимость завтраков в российских школах составляет двадцать семь рублей, обедов – 42 рубля.

Комплексный подход

Впрочем, вопрос, чем питаются дети в школах, не всегда лежит в плоскости ответственности поваров. Важную роль играют воспитание и культура питания ребенка. Если школьник будет кушать горячее только в учебном заведении, а за его пределами в свободном доступе покупать чипсы, гамбургеры и газировку, то какой будет итог? Или другая картина: отобедал ребенок в школе, а дома его ждут любимые колбасы, печенья, конфеты и прочие «лакомства» - результат такой же…

Заместитель директора ФГБНУ «НИИ питания», доктор медицинских наук, профессор Александр Батурин отмечает, что хоть достаток определяет питание – ведь овощи и фрукты по карману не каждому россиянину – все же здоровая еда должна быть в приоритете. Кстати, Александр Константинович утверждает, что под «здоровой» едой не всегда подразумевается дороговизна: сладости можно заменить орехами, а фастфуды – крупами и овощами. В любом случае, на плечи родителей ложится большой груз ответственности:

- Безусловно, доступность полезных продуктов определяет наш карман, но вооружиться знаниями о функциональном питании никому бы не помешало, - подчеркивает Александр Батурин.

Сегодня вопросы правильного питания и сохранения здоровья звучат по-новому как в пределах одного региона, так и для нации в целом. Не секрет, что большинство заболеваний напрямую зависят от питания, качества воды и экологии, режима физической активности человека. Именно поэтому к организации школьного питания подходят системно. В настоящее время внедряется индивидуальное меню для школьников с дефицитом массы тела, избытком массы тела, железодефицитной анемией, а также с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, что должно снизить заболеваемость среди детей.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер