Газета №38 (958), 23 сентября 2014
Перейти к номеру

Гюльчатай, открой личико!

23 сентября 2014, 13:37 Прочитали 1 223 раза
В российских учебных заведениях могут запретить ношение религиозной одежды
Есть у меня две приятельницы-марокканки – Асма и Монар. Обе учатся на медицинском факультете, обе происходят из интеллигентных мусульманских семей, обе бегло говорят по-английски и по-французски. Различие между двумя темноволосыми смуглянками одно. Асма меняет прически, а Монар – платки.

– Это мой выбор, – говорит Асма. – Моя мать и старшая сестра ходят с покрытой головой, но я предпочитаю носить европейскую одежду. Когда пришел мой черед облачаться в платок, я приняла решение не делать этого, и отец меня поддержал.

Смелое заявление для мусульманской девушки. Впрочем, профиль Асмы в соцсетях еще более смел – на страничках можно найти даже фото с марокканских пляжей, где жительница этой солнечной страны позирует в раздельном купальнике.

Что касается Монар, то здесь все наоборот. По словам девушки, ее семья не слишком чтит традиции предков: большинство женщин ходят с непокрытой головой. Монар же предпочитает следовать заветам своей религии: каждый наряд девушки дополнен ярким платком.

Монар признается, что в России на ее внешний вид часто обращают внимание. Главным образом, на улице. В университете, к счастью, за ношение хиджаба нареканий нет. Впрочем, покрытая голова у медика – скорее плюс, чем минус.

Светское государство vs. Свобода вероисповедания

Не все вузы так лояльны к внешнему виду своих студентов, как тот тамбовский, в котором и учится Монар. Буквально на прошлой неделе московский медуниверситет имени Пирогова запретил своим студенткам носить «какую-либо религиозную или национальную одежду». Справедливости ради, глубокие декольте и излишне короткие юбки также оказались на обочине. Пострадали и юноши: пришел на занятие в шортах и шлепках – будь добр получить дисциплинарное наказание.

Тем не менее, наибольшее обсуждение, как это обычно бывает, вызвало табу на хиджабы. Стоит или не стоит законами срывать платки с правоверных мусульманок, готов высказаться любой человек. Кто-то говорит про чужой монастырь, куда не ходят со своим уставом, а кто-то утверждает, что любой человек имеет право на самовыражение в рамках допустимого. «Вам разве мешает тот факт, что кто-то рядом ходит в платочке?» - резонно замечают защитники хиджабов. В связи с отсутствием единого закона на местах проблему «разрешить-запретить» решают по-своему.

- В моем классе учатся дети, чьи семьи принадлежат к различным религиозным течениям. В начале учебного года я всегда провожу с родителями-мусульманами беседу о внешнем виде девочек, объясняю, что существует школьная форма, которой нужно придерживаться, что на занятиях физкультурой девочки тренируются вместе с мальчиками. Не могу сказать, что мои слова удивляют родителей. Семьи обычно приезжают из Казахстана, где запрет на покрытую голову тоже в силе, - рассказывает учитель начальных классов Первомайской средней общеобразовательной школы Ирина М.

Впрочем, если в тамбовских школах вопрос ношения не столь актуален по причине сравнительной малочисленности сторонников ислама, то в преимущественно мусульманских регионах он стоит довольно остро. Достаточно вспомнить скандал в Ставропольском крае, разгоревшийся в октябре 2012 года. Он, к слову, стал одним из рычагов, подвигнувших наше правительство на возвращение в школы формы единого образца. А решение суда по тому делу стало судебным прецедентом. В свою очередь, в Чечне косынка является частью школьной формы. В этом регионе действует запрет только на закрытые лица женщин.

С вузами ситуация сложнее. Единого закона по поводу ношения религиозной одежды в нашей стране нет. Конституция одинаково как провозглашает Россию светским государством, так и объявляет свободу вероисповедания. Таким образом, дресс-код студента остается на усмотрение университета. А они, убеждены юристы, далеко не всегда считаются с правами мусульманских девушек.

Кесарю кесарево

Прямого указания в Коране на ношение хиджаба установленного образца не предусмотрено. Но многие исламские богословы убеждены, что женщинам следует держать открытыми только лицо и руки. Считается, что девушка должна прятать свою красоту от мужских взглядов.

Сегодня женщина в восточном платке скорее привлечет к себе настороженное внимание, чем укроется от любопытных взглядов. Увы, террористические акты с участием радикальных исламистов заставляют россиян с опаской относиться к любым отклонениям в сторону дресс-кода шариата.

Между тем вторая по величине конфессия России ратует за свои права. Представители исламской общественности собирают голоса в поддержку отмены запрета на хиджабы. Под этим уже подписались более двух тысяч человек, хотя голосование на сайте мусульманской организации «Авааз» было объявлено только 16 сентября. Организаторы планируют собрать десять тысяч «за». По окончании сбора подписей петиция будет передана Президенту Владимиру Путину.

Каким будет решение, покажет время. И разрешение, и запрет на хиджабы в государственных и образовательных учреждениях имеют свои плюсы и минусы. Запретим – и дадим повод выразить ненависть радикалам. С другой стороны, далеко не у каждой российской мусульманки спрашивают, хочет ли она прятать волосы с малолетства, как это было в случае с марокканкой Асмой. И запрет на религиозную одежду может хотя бы частично уравнять права мужчин и женщин, которые провозглашены все в той же Конституции.

Кодекс корпоративной этики ТГУ имени Г.Р.Державина, в котором учится Монар, не содержит строгих ограничений в выборе одежды. Примерно те же правила действуют и в других тамбовских вузах.

- Исключены глубокие декольте, чрезмерно укороченные юбки или платья, оголенные плечи, спина и живот, чрезмерно низкая посадка брюк, прозрачная одежда. Настоятельно рекомендуется избегать деталей, подчеркивающих принадлежность к субкультурам. В одежде предпочтителен деловой стиль, - гласит документ.

- Если запретят носить хиджаб на занятия, что будешь делать?

- Не знаю. А что, могут запретить? – простодушно спрашивает Монар.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер