Совершенно очевидно, что наращивание непродовольственного ассортимента связано с желанием сетей увеличить обороты и прибыль. Дошло даже до того, что наряду с бытовой химией на полках выставлены телевизоры и пылесосы. И как это ни покажется странным, продажи на эти позиции стали расти.
На всеобщее обозрение
Выкладка товара - один из самых важных моментов в торговле. Занимаются этим специально обученные люди – мерчандайзеры. Рассказывает представительница этой профессии в магазинах одной из розничных сетей Тамбова Юлия:
- Картину, когда булочки, к примеру, соседствуют с пакетами для мусора, в большинстве своем можно увидеть в маленьких магазинах, где очень хочется разместить все и сразу, но площадь этого сделать не позволяет. Однако существуют определенные правила выкладки товара, пренебрежение которыми может отрицательно сказаться на прибыли. Выкладывать товар необходимо по ротации. Проще говоря, чем ближе истечение срока годности, тем более центральное место занимает такой товар на прилавке. И, конечно, каждый без исключения мерчандайзер старается занять для своей торговой марки наиболее выгодную среднюю полку. Относится это и к непродовольственным товарам.
По словам специалиста, сочетание продовольственных и непродовольственных товаров бывает разным, но может доходить до шестидесяти и сорока процентов соответственно. В действительности в ряде супермаркетов объем продаж непродовольственных товаров порой превышает продукты питания. Оно и понятно: у крупных торговых точек есть определенный потенциал для расширения непродовольственного сегмента. Соответственно с течением времени преобладать стал рынок смежный. Причем чем дальше будет идти этот процесс, тем более точно продавцы будут угадывать потребности покупателей. Например, предлагая сезонные товары, а не жидкость от обледенения в тридцатиградусную жару, как это бывает сейчас.
Книжка на ужин
В крупных сетевых магазинах, казалось бы, проблемы с площадью нет, однако и здесь несложно увидеть памперсы, соседствующие с чаем. Ничего удивительного: контроль за товаром происходит в рамках рейдов санитарно-эпидемиологических служб.
Это, кстати, одна из причин того, что из торговли постепенно уходят книжные магазины, а на смену им приходят отделы супермаркетов, где при желании можно к ужину книжечку купить или открыточку приобрести. Как показывает статистика, еще десять лет назад в России было восемь с половиной тысяч специализированных книжных магазинов. А теперь их осталось полторы тысячи.
Драйверами роста непродовольственного рынка в этом году являются такие товары, как детские подгузники, жидкое мыло и влажные салфетки. Продовольствие же на этом фоне, с точки зрения продавцов, стоит на месте.
- Даже при росте доходов человек не станет есть больше, чем он сможет. В какой-то момент наступает предел роста потребительской корзины по продуктам питания, и люди начинают драть оставшиеся деньги на другие товары, - рассуждает Юлия.
При этом количество продуктов питания, потребляемых россиянами, остается стабильным. Так что именно товары длительного потребления становятся главным драйвером роста российской торговли. И каким в самом ближайшем будущем может стать соотношение салфеток и помидоров в изначально, казалось бы, продуктовых магазинах, сегодня не предугадает никто.