Газета №27 (947), 8 июля 2014
Перейти к номеру

Время для пациента

8 июля 2014, 04:14 Прочитали 2 491 раз
На посещение врача могут выделить восемнадцать минут
Каждый из нас, попадая в поликлинику и проводя бесконечные минуты в ожидании приема, наверняка неоднократно задумывался о том, почему все тянется так долго. Неужели нельзя ввести строго определенное время? А ведь бывает, что и среди пришедших на прием попадаются, знаете ли, далеко не сахар. Кто без очереди пройдет, кто решит поведать врачу о всех болезнях, перенесенных им и его родственниками за долгие годы жизни, а кто относится к категории «хороших знакомых». Словом, всякое бывает. Казалось бы, сегодня практически во всех поликлиниках это самое пресловутое время приема уже ввели. Возьмешь талончик, там указано, к какому времени врач примет. Но нет, график сбивается - и снова все по кругу. Дабы избежать возникающих на фоне этого проблем, высшее руководство здравоохранения внедряет новые методы, чтобы оптимизировать взаимодействие врача и пациента.

Строго по минутам

Минздрав предлагает ввести нормы приема пациентов в поликлиниках. Сейчас предложение рассматривают эксперты Национальной медицинской палаты. Предполагается, что на опрос и осмотр одного пациента у педиатра должно уходить девять минут, у терапевта — десять, у врача общей практики — двенадцать. Плюс половина от обозначенных цифр должна отводиться на вспомогательную работу: мытье рук, заполнение истории болезни и выписки рецепта. Итого весь прием должен занимать не больше восемнадцати минут.

Правда, как поясняет «Российская газета», в Минздраве сразу уточнили, что это не директива, а лишь рекомендация. Причем никто не будет стоять у врача с секундомером над головой и стращать: ни секундой дольше. Так что предлагаемые нормативы - «средние». Они нужны, чтобы планировать работу поликлиники, четче организовать прием больных. Что касается возможных ограничений врача, то это все домыслы. Врач должен осматривать пациента столько, сколько требует его здоровье.

Директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова поясняет:

- Пациенты все разные, случаи заболевания разные. Есть первичные больные, которые требуют заведомо больше времени. Повторный прием, как правило, короче. Поэтому говорить о жестких регламентирующих нормах тут не приходится, но мы предлагаем брать их за основу при планировании работы лечебного учреждения.

В Минздраве также отмечают, что цифры эти взяты не с потолка: в нескольких регионах проводился хронометраж работы врачей для того, чтобы выяснить, сколько реально времени уходит на прием пациента. Поскольку где-то рабочее место врача компьютеризировано, а где-то медики заполняют медкарты на бумаге от руки. Исходя из этого, предлагаемые нормативы – усредненный вариант.

Кроме того, в Минздраве подумывают передать часть функций врача среднему медперсоналу, чтобы освободить время, занятое рутинной, но необходимой работой, на непосредственный прием пациентов.

Норма по приказу

Нормативы по времени приема в поликлиниках практиковались еще в советские времена. Тогда на прием одного пациента отводилось двенадцать минут. Однако в конце восьмидесятых годов эту норму отменили. С тех пор каждый регион и каждое медучреждение сами решают, как проводить прием в зависимости от числа жителей, прикрепленных к поликлинике, наличия или отсутствия нужных специалистов и нагрузки на одного врача.

Как пояснили нам в управлении здравоохранения Тамбовской области, сейчас время приема каждого врача утверждается приказом Министерства здравоохранения. Специалисты управления подтвердили, что вопрос изменения времени приема действительно рассматривается, однако на данный момент проводится изучение условий. Особо специалисты обратили внимание на то, что необходимость в пересмотре изменения хронометража связана не с возвращением к советским нормам, а с модернизацией системы, с тем, что необходимо соответствовать современным реалиям.

- Это не возврат к системе, а шаг навстречу новым технологиям, - отмечают в управлении.

«За» и «против»

Между тем возможные нововведения уже обрели как сторонников, так и противников.

Котовчанин Сергей Сычев говорит:

- Давно пора перейти к фиксированному времени, а то к врачу можно свою очередь более часа прождать. Тогда бы и врачи меньше разговаривали, а больше работали.

В противовес такому мнению высказывается Антонина Семеновна, жительница Притамбовья:

- Да дело не во времени, а в качестве приема. Вот введут восемнадцать минут на пациента, и врач даже осматривать не станет, а диагноз на глаз поставит. Будет конвейерное производство. Да и о какой модернизации они говорят, если врач рецепты и диагнозы от руки пишет? У нас в большинстве сельских поликлиник, кроме анальгина и ваты, «инноваций-то» и нет.

Между тем, как пояснил президент Национальной медицинской палаты, детский врач Леонид Рошаль «Русской службе новостей», Медицинская палата оспорит позицию Министерства здравоохранения по нормам приема пациентов.

По словам Рошаля, Минздрав предлагает ограничить время приема пациента из-за нехватки средств:

- Я в какой-то степени понимаю сотрудников Минздрава. Ведь увеличить время приема – значит, увеличить число врачей, а финансы у Минздрава ограничены.

Национальная медицинская палата будет настаивать на увеличении времени приема, потому что считает, что введение подобных норм несправедливо по отношению к пациентам.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер