Газета №27 (947), 8 июля 2014
Перейти к номеру

Свято-Троицкий храм: 175 лет служения Богу и людям

8 июля 2014, 04:12 Прочитали 1 201 раз
Как тесно переплетаются в одном месте судьбы народов и судьба простого человека, высокий духовный подвиг и злодейские убийства, рождение и смерть, жизнь и тлен, и бессмертие. Место это – храм Троицы Живоначальной в Бондарях
Как тесно переплетаются в одном месте судьбы народов и судьба простого человека, высокий духовный подвиг и злодейские убийства, рождение и смерть, жизнь и тлен, и бессмертие. Место это – храм Троицы Живоначальной в Бондарях.

Строить русский православный храм в самой глубинке России начал настоящий француз Мартин Лион. Появился у нас Лион в 1811 г., выиграв правительственный конкурс по переустройству Бондарской суконной фабрики. Наступил 1812 год, Наполеон в глазах народа - антихрист, а фабрикой, выпускающей сукно для русской армии, руководит француз. Полетели в Тамбов и столицу доносы на Лиона: «…и сукно-то государю поднесено не с местных фабрик, и станы-то французские не работают, и три мамзели французские к нему приезжали неизвестно зачем, и вообще, не фабрикант он, а военачальник у Бонапарта, потерял 20 тысяч войска и убежал в Россию от гнева императора, дал нашим министрам 30 тысяч рублей взятку, что бы они его государю рекомендовали». Письма с грифом «Секретно» от Тамбовского губернатора и полицмейстера направлялись в секретную часть министерства полиции. За Лионом устанавливается тайная слежка, да с такими мерами предосторожности, чтобы не допустить огласки и не вызвать возмущения работников фабрики. У Лиона были высокие покровители: император, министры, и работал он на благо своей новой родины усердно, поэтому все закончилось благополучно. Француз был удачливым фабрикантом, модернизировал фабрику, купил еще одну, строил планы расширения торговли с другими странами. Постепенно обрусел, жену взял из влиятельного тамбовского рода Араповых - Татьяну. Тоска по своей родине, тем не менее, посещала комерц-советника, и решил он возвести в Бондарях храм, как на своей родине, далекой Франции. По эскизам архитектора Казакова утвердили проект оригинальной формы. Начал было строить Мартин, по-нашему уже Мартын Львович, да скоропостижно скончался. Продолжила строительство жена Татьяна Лион. Строили храм несколько лет. В 1839 г. храм освятили. Татьяна Лион, а затем и ее сын Сергей были известными в Тамбовской губернии благотворителями: открыли первую школу для крестьянских детей, основали Мариинский детский приют в Тамбове и передали под него свое здание (ныне здание Тамбовской областной детской библиотеки), пожертвовали дом на углу Большой и Дворянской улиц для пансиона Тамбовской мужской гимназии. Вот что писали о только что открытом храме: «Он устроен в виде громадной круглой башни с куполообразным верхом; над куполом помещена звонница, выше звонницы устроена глава с изящным крестом. Внутри церкви, по стенам ее, расположены обширные хоры с приделом в честь мученицы Татьяны. Главный алтарь пристроен к храму в виде полукруга. Бондарский храм богато украшен художественной росписью, дорогим иконостасом и богатой утварью». Бондари в то время богатое торгово-промышленное село: несколько суконных фабрик, винокуренный, свеклосахарный заводы, мельницы, многочисленные трактиры и закусочные, магазины, мелкие лавочки. Работников только на суконных фабриках было более трех тысяч человек. Для такого количества населения церковь – центр духовной жизни. Здесь крестили детей, посещали службы, исповедовались, венчались и уходили в мир иной. Скорее всего, здесь был крещен единственный сын ссыльного декабриста Цебрикова Н.Р. Отсюда под благословение священников уходили на войны бондарские крестьяне - Крымскую, Кавказскую, Японскую, Первую мировую 1914 года. Здесь после чудесного явления в Августовском лесу стараниями прихожан появилась икона Августовской Божьей Матери, которой до сих пор благословляют солдат и офицеров, защищающих нашу Родину. Первую школу грамоты открыли в селе в доме священника.

ХХ век стал не только временем технического прогресса, просвещения, но и веком войн, политических репрессий, разрушения храмов, расстрелов священников. 3 ноября 1918 года крестьяне заказали в церкви молебен после свержения местного совета, о чем немедленно узнали в Тамбове. В Бондари направили вооруженный отряд, которым расстреляны все церковнослужители и крестьяне на территории церковного двора. Красноармейцы оставили охрану вокруг церкви и не давали несколько дней хоронить убитых. Трупы несчастных стали раздуваться, родственников отгоняли. Через несколько дней расстрелянных отволокли на кладбище и закопали в общей могиле. Лишь в 2003 году над братской могилой впервые устроили панихиду. На простом деревянном кресте написано: «Здесь покоится прах рабов Божьих, убиенных в 1918 году 24 человек: иерея Алексея, иерея Александра, дьякона Василия, дьякона Иоанна, ктитора Григория, рабов Божьих Михаила, Федора, Антипа, Алексея, Иоанна и других неизвестных рабов. Мир праху Вашему. Спутник, отдохни. Помолися Богу. Нас ты помяни».

В 1941- 46 гг. церковь не действовала. Утрачен богатый иконостас, роспись стен, уничтожены иконы. Пережив тяжелые времена вместе со своими самыми верными прихожанами, храм благодаря ежедневному труду его настоятелей стал понемногу восстанавливаться.

Биографии священников того времени пестрят записями: «расстрелян», «по статье 58-10, 11 постановлением тройки ОГПУ приговорен к 5 годам лагерей», «к 10 годам лагерей», «к высылке в Северный край».

В 1951 году настоятелем церкви стал отец Федор Купорев. Отбыв в лагерях 10 лет, вместе со своим братом священником Сергием не отреклись от веры, а служили в разных храмах Тамбовской области. Федор Купорев начал обустраивать храм и территорию вокруг, был вырыт колодец, посажены березки.

В 1955 году настоятелем стал отец Рафаил Брыксин. Об этом священнике сохранилось много воспоминаний в народе. Именно в Бондарях у Рафаила, прошедшего фельдшером Первую мировую и Великую Отечественную войны, открылся дар лечения молитвенным словом и дар прозорливости. Рафаил Брыксин активно занялся восстановлением Свято-Троицкого храма: отреставрировал иконы и стенные росписи. Авторитет отца Рафаила привлек новых прихожан, за советом к нему обращались со всей области. В учебниках по истории Тамбовской епархии приведено немало случаев исцеления безнадежных больных, помощи нуждающимся. Такая пастырская деятельность вызвала раздражение не только у советских органов, но и зависть в церковной среде. Брыксин получает письма с угрозами о личной расправе. В конце концов, такого «неудобного» для властей священника перевели в другой отдаленный храм.

Около двадцати лет служил в храме отец Сергий Варнавский. Он часто говорил, что храм необходимо сначала построить в своей душе и прийти с ним к Богу.

Церковь – это не только здание, это всегда община, верующие прихожане, передача духовного опыта от одних молитвенников другим. В церкви всегда подвизаются люди, искренне верующие и выстрадавшие свою веру. Таким был известный на Тамбовщине схимонах Енох. Несколько раз был в заключении, видел смерти, пытки. Он нес молитву Богу за всех нас, любил людей, помогал многим своим молитвенным словом. Его могилка одна из почитаемых на бондарском кладбище.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер