Газета №27 (947), 8 июля 2014
Перейти к номеру

Тропой тамбовского волка

8 июля 2014, 04:10 Прочитали 869 раз
Почему на Тамбовщину не устремляются толпы туристов?
Сложилось в понимании нашего народа весьма загадочное и потому неопознанное понимание отдыха. Мол, настоящий отдых – это в большинстве своем на море. Не был на море - значит, не отдохнул. Оно, может, и логично. Но вместе с тем, обладая бескрайними просторами, а следовательно, безграничными возможностями для развития туристической сферы, мы толпы туристов на этих просторах совсем не видим. Более того, с каждым годом все большие обороты набирает отдых жителей России за границей. Так почему же действительность и действия в плане развития турбизнеса становится все труднее свести в одну касательную?

Возможности

и потребности

Однако размышления в масштабах всей страны чреваты углублением в недоказательные дебри и софистику. Остановимся на родной Тамбовщине. Обладая рядом преимуществ, включая географическое месторасположение, уникальный культурный и исторический пласт, наличие туристических брендов и местных традиций, нам, казалось бы, грех жаловаться на недостаток туристического потока. Между тем все флаги в гости к нам как-то не особо спешат. Вокзалы не ломятся от бесконечного потока людей, а рынок не трещит от переизбытка сувенирной и местной продукции.

Тем не менее, будем объективны: в последнее время туризм в регионе только набирает обороты. В частности, утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы». То есть, по сути, к концу следующего года мы должны иметь постоянный поток отдыхающих.

Однако прежде, чем звать гостей, следует определиться с предложением. Что мы имеем на сегодняшний день, что не стыдно ни гостям показать и что, ко всему прочему, обеспечит стабильный доход в казну?

В этой связи небольшое лирическое отступление. Туризм – деятельность уникальная. Она не только аккумулирует вокруг себя несколько сфер, но и в перспективе работает на имидж региона. Развивая точечный турбизнес (это не когда «приезжайте, что-нибудь подберем», а когда люди знают, на что конкретно едут посмотреть), вокруг него начинают строить дороги, развивать сервис и сферу питания, то есть создают условия, чтобы туристам было комфортно и чтобы люди возвращались сюда снова и снова. Как результат такой деятельности, не только развивается конкретная местность, но и платятся налоги.

Но вернемся к предложению: что у нас есть такого, чем можно завлечь туристов? Начальник отдела развития туризма управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области Федор Козодаев рассказывает:

- Туристическая сфера в Тамбовской области сегодня развивается достаточно активно. Это в какой-то мере обусловлено тем, что возник интерес к внутреннему туризму. Это применимо не только к Тамбовщине, но и к России в целом. То есть люди, побывав за границей, сравнив возможности той или иной страны, начинают осознавать, что и на Родине есть очень много интересного и неизведанного. При этом наша область привлекает тем, что у нас есть целая совокупность особенностей.

Под особенностями Федор Витальевич подразумевает ряд туристических направлений, которые сегодня активно развиваются в регионе.

– Это событийный туризм. В области под эгидой культуры и спорта проходит множество ярких мероприятий, соревнований всероссийского и международного уровня. А Рахманиновский музыкальный, Рыбаковский театральный фестивали и Фестиваль духовых оркестров имени Агапкина стали настоящей визитной карточкой Тамбовщины, - отмечает Федор Козодаев.

Туризм во всех

его проявлениях

Впрочем, на одних мероприятиях далеко не уедешь. И в области это прекрасно понимают. Поэтому стараются развивать другие направления, под стать местному колориту. К примеру, Тамбовщина считается одним из самых экологически чистых регионов России, а это вполне может сыграть на руку турбизнесу.

- У нас удачное территориальное месторасположение, - считают специалисты областного управления по физической культуре, спорту и туризму. - На севере области – сосновые леса, ближе к югу - уже степная зона. То есть природа и экология позволяют привлекать туристов для «тихого отдыха». Мы предлагаем велотуризм, сельский туризм, санаторный отдых, охоту, рыбалку.

В управлении рассказывают, что благодаря возрождающимся на Тамбовщине храмам и монастырям в регион увеличивается количество паломников. Кроме того, существуют уникальные объекты, разработаны интересные маршруты: страусиная и оленья фермы, геокэшинг (современное кладоискательство). Да-да, есть и такое. Словом, говоря рекламными слоганами, у нас вы найдете все, что душе угодно.

По данным регионального управления по физической культуре, спорту и туризму, за последние три года в сфере туризма региона произошли серьезные положительные изменения. По данным Росстата, количество тех, кто селится в гостиницах и других коллективных местах размещения, увеличилось с 81250 человек в 2010 году до 119450 в 2012-м – на сорок процентов. Более чем в пять раз увеличилось число иностранцев, въехавших на территорию области, их количество составило двенадцать тысяч человек. Внутренний туристический поток составил более 650 тысяч.

Проблемная зона

Между тем, развивая туристические направления в регионе, стоит не забывать о том, что отдыхающему не только важно содержание, то, чем он будет занят на отдыхе, но и непосредственно инфраструктура. А с этой составляющей уже возникают определенные проблемы. Если мы говорим о Тамбове, то здесь все оптимально просто. Приехал, разместился в гостинице, выехал в пригород – все в зоне шаговой доступности. Но когда ты выезжаешь в районы, то разместиться там, по сути, негде. Самый яркий пример – Ивановка, где то и дело проходят различного рода фестивали и конкурсы. Но приехать туда и остаться на несколько дней возможности просто нет. Правда, в управлении сообщили, что в ближайшем будущем там планируется строительство небольшой гостиницы. Этим займутся предприниматели, заинтересованные в развитии собственного туристического бизнеса. Туризм развивается в том числе, и благодаря частно-государственному партнерству: вложения инвесторов при поддержке региональной власти. Задача органов власти в такой ситуации - создать стимулы для инвестиций, сформировать образ региона как интересного и комфортного для туристов.

Предположим, что некий инвестор решил создать в отдельной деревушке комплекс «Русская деревня». Проект раскрутили, деньги вложили, потенциальные клиенты уже есть. Но! Чтобы туда добрались туристы, нужны как минимум дороги, похвастаться которыми может далеко не каждый муниципалитет. Допустим, дороги есть. Нужна сеть питания и прочий сервис. Здесь встречаем еще один барьер – дороговизна. Чем дальше отъезжаешь от областного центра, тем дороже становятся услуги и питание. Парадоксально, но факт. Например, сегодня цена хлебобулочных изделий в районном центре и в деревушке этого же района существенно различаются. Про придорожное обслуживание вообще лучше промолчать.

К тому же возведем мы современный комплекс где-то в одном из районов, но, отправляясь по этому маршруту, увидим несколько десятков заброшенных сел и деревень, внешний вид которых произведет неизгладимое впечатление на туристов. Не потемкинские же деревни строить?

Да и раз речь зашла о сельском туризме, то каким бы ни был туристический объект, если в населенном пункте не будет должной инфраструктуры, специалистов, в конце концов, что будет с самим объектом? Представьте, если из Ивановки уедут все жители, то как будет выглядеть музей-усадьба?

Впрочем, не стоит забывать, что развитие туризма на Тамбовщине – дело комплексное. И заинтересованность в этом должна быть со всех сторон, в том числе и у самих тамбовчан. Ведь, как отмечает Федор Козодаев, если мы будем делить туризм «для себя» и «для гостей», то далеко не уедем. Главное, чтобы нам самим было интересно и приятно видеть окружающий мир, отдыхать в родных краях, а главное - не уничтожать природные и культурные комплексы, а возрождать их.

И снова возвращаемся все к той же теме: на возрождение объектов, как и на их содержание, нужны деньги. А где их брать? Может быть, налог с туристической сферы поможет, ведь, по большому счету, работники именно этой отрасли больше всех заинтересованы в сохранении культурного и исторического наследия. Иначе привлекать будет просто некуда.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер