Газета №23 (943), 10 июня 2014
Перейти к номеру

Притормози!

10 июня 2014, 03:12 Прочитали 783 раза
Тамбовских автомобилистов возмутил недавний факт появления дорожных знаков, обязывающих снизить скорость в населенных пунктах до минимума
Тамбовских автомобилистов возмутил недавний факт появления дорожных знаков, обязывающих снизить скорость в населенных пунктах до минимума. Только мало кто задумывается над тем, что таким новшеством мы оказались обязаны самим себе.

Человеческий фактор

Ни для кого не секрет, что превышение скоростного режима — одна из наиболее распространенных причин дорожно-транспортных происшествий. Поэтому вполне логично, что одной из важных задач обеспечения безопасности движения является именно ограничение максимальной скорости.

Безусловно, ежегодно конструкция новеньких авто существенно совершенствуется, а система торможения становится все более и более эффективной. Только не стоит игнорировать тот самый человеческий фактор, от которого чаще всего зависит исход непредвиденной ситуации на дороге. Порой дело даже не в стаже и опыте водителя, а, скорее, в адекватном поведении на дороге и, конечно же, внимании. Чтобы успеть своевременно нажать на педаль тормоза, нужно вовремя заметить или предугадать возможное появление опасности. К сожалению, не всегда можно рассчитывать и на благоразумие самих пешеходов. Хотя именно со стороны этих участников движения серьезный подход был бы самым логичным, ведь люди, к сожалению, не имеют ни бамперов, ни капотов. Вместо лобового стекла – лицо, а о подушках безопасности и говорить не приходится. Поэтому ограничение скорости на опасных участках дороги, прежде всего, является своего рода актом во имя защиты самих пешеходов. Кстати, в Европе в большинстве населенных пунктов скорость ограничена 50 км/час. Ведь исследования давно установили, что при столкновении автомобиля на скорости 20 км/ч с пешеходом человек гибнет в каждом восьмом случае, на скорости 50 км/ч - в каждом втором. Если пешеход бросается к автомобилю, движущемуся со скоростью 80 км/ч, то шансы остаться в живых равны нулю.

Автомобилисты негодуют

Совсем недавно многие автомобилисты были искренне удивлены массовой установкой дорожных знаков, обязывающих двигаться с максимальной скоростью сорок километров в час, на протяжении двух населенных пунктов – сел Донское и Татаново.

Геннадий, водитель с тридцатилетним стажем:

- Это абсолютный беспредел. В выходные дни, когда люди едут из города на дачи, к родственникам в деревни, здесь постоянно были пробки. Теперь с этим ограничением вообще вся трасса стоять будет. Я уж про расход топлива молчу! А бензин сегодня как-то не торопится дешеветь. Здесь и так пешеходные переходы на каждом шагу. Едешь по принципу «ноо.. прр…». Теперь еще эта новинка со знаками!

Отчасти с Геннадием трудно не согласиться. Теперь время преодоления этого участка дороги значительно увеличивается. Если еще учесть пропорции количества знаков на пешеходные переходы. Так, в Татаново имеется пять пешеходных переходов плюс десять знаков, ограничивающих скорость до сорока километров в час, по каждой стороне дороги. В Донском – семь переходов и тринадцать знаков на каждой стороне.

Но в любом случае это мнение автомобилиста. Давайте постараемся рассмотреть ситуацию объективно. Между прочим, еще в апреле этого года главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Нилов поддержал предложения снизить скорость в населенных пунктах, правда, до пятидесяти километров в час.

- Зачастую водитель не учитывает до конца всей опасности, которую несет автомобиль, - говорит Виктор Нилов. - Довольно часто после ДТП приходится слышать от водителя, что, совершая маневр, он следил за впереди идущим автомобилем, чтобы не допустить столкновения. И в итоге не заметил пешехода на переходе. 90 процентов аварий происходит по вине водителей, которые где-то нарушили правила сознательно, где-то отвлеклись от дороги. Поэтому кампания «Притормози!», в первую очередь, направлена на более ответственное управление транспортом.

Кому закон не писан

С чем связано ограничение скорости до сорока километров в час на обозначенном участке моршанской трассы, мы попросили прокомментировать начальника отдела дорожной инспекции отдела надзора УГИБДД по Тамбовской области Дмитрия Толстых:

- На совещании при первом заместителе главы администрации области Александре Сазонове одним из предложений было ограничить скорость на этом отрезке дороги, отталкиваясь исключительно от ситуации с аварийностью данного участка. Управление автомобильных дорог в лице Игоря Эделя также поддержало это предложение. Мы принимаем во внимание тот факт, что мало кто из водителей едет в пределах максимально разрешенной скорости. Раньше в России действовал допустимый предел, за который не наказывают, - это превышение до десяти километров в час. Теперь он вырос до двадцати километров в час. Если сложить максимальную скорость сорок километров в час и двадцать километров в час, не подлежащих наказанию, получаются те же шестьдесят кпилометров.

Весьма обидно все складывается. Получается, что чересчур «грамотные» водители, хорошо умеющие считать, устанавливают свои законы, а всем остальным приходится под них буквально подстраиваться. Так мало того, с такими «разнопониманиями» и «разнособлюдениями» законодательных норм связаны и весьма абсурдные ситуации. К примеру, добросовестный автомобилист будет двигаться с положенной скоростью сокро километров в час, а «знатока», привыкшего ссылаться на погрешности спидометра, такой «черепаший ход», естественно, станет выводить из себя. Как результат – злоупотребление звуковым сигналом (к слову, также запрещенным без особых причин), опережение, обгон и создание аварийных ситуаций. Конечно, хотелось бы обходиться без них. Да и аварий было бы в разы меньше, если бы каждый следовал единым законодательным нормам в соблюдении правил. Тогда не было бы необходимости прописывать «ненаказуемые километры» и цифру скорости на знаке подгонять под недобросовестных водителей.

«Накладная» езда

Скорее всего, при подобном положении вещей пробки в Донском и Татаново так и останутся уделом выходных поездок. Остается рассчитывать только на взаимопонимание и уважение самих участников дорожного движения друг к другу. Остается еще один вопрос - в отношении «чрезмерного расхода топлива» на этом участке дороги. Здесь мы решили проконсультироваться со специалистом.

Александр Форофонтов, сотрудник станции технического обслуживания транспортных средств:

- С точки зрения экономии топлива большую роль играет умение водителя вовремя переключать передачи. Правда, это практически не относится к автомобилям с автоматической коробкой передач. «Умные» машины умеют грамотно рассчитывать свой потенциал и ресурсы. Поэтому речь идет только об автомобилях, оснащенных механической коробкой переключения передач, которых в России подавляющее большинство. Как известно, движение на любой передаче подразумевает какую-либо минимальную и максимальную скорость. Диапазоны этих скоростей у смежных передач как бы перекрываются: например, если разгон на первой передаче допускается до двадцати километров в час, то вторая передача будет нормально работать, начиная со скорости в десять-пятнадцать километров в час. Благодаря этому достигается возможность плавного, без «дергания» и рывков, переключения передач как при разгоне автомобиля, так и при снижении скорости (в частности, при торможении двигателем).

В каждом легковом автомобиле действует принцип: чем ниже передача — тем она мощнее, но, в то же время, медленнее. Поэтому самыми сильными передачами, предназначенными для трогания с места и движения на малой скорости, являются первая и задняя. При их включении двигатель легко крутит колеса, однако с большой скоростью на них не поедешь: мотор будет работать на больших оборотах, громко «реветь», и все без толку — быстрее, чем со скоростью десять-двадцать километров в час, машина не поедет.

Поэтому после того, как автомобиль тронулся с места и немного разогнался, следует переключиться на вторую передачу - менее мощную, но зато более скоростную. На ней уже можно разогнать автомобиль еще быстрее - до скорости сорок-пятьдесят километров в час, чтобы переключиться на третью передачу - еще более скоростную и менее мощную.

На низких передачах двигатель потребляет больше топлива, чем на высоких. Иначе говоря, чем выше передача, тем езда экономичней. По той же причине очень неэкономичной является езда с постоянными ускорениями-торможениями: двигатель расходует много топлива для того, чтобы разогнать автомобиль после очередного торможения.

Поэтому не рекомендуется ездить на скорости, которая является как максимально, так и минимально допустимой для той или иной передачи. Кстати, кроме повышенного расхода топлива такая езда отрицательно сказывается на двигателе автомобиля: его детали начинают изнашиваться намного быстрее. Поэтому своевременно переключайтесь на ту передачу, которая соответствует выбранному скоростному режиму.

Так что вряд ли удастся в установке огромного количества ограничительных знаков обвинить дорожную инспекцию, вступившую в тайный сговор с топливными магнатами. Получается, что экономичная езда зависит исключительно от грамотности самих водителей. Как, в общем-то, и их собственная безопасность.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер