Газета №17 (937), 29 апреля 2014
Перейти к номеру

Искусство с фронтовых полей

29 апреля 2014, 14:32 Прочитали 1 578 раз
В годы Великой Отечественной войны с врагом боролись не только оружием из стали, но и орудием слова
В преддверии Великого дня Победы хочется вспомнить все, что давало силы советскому народу в борьбе с врагом. О том, какая роль отводилась искусству военных лет, мы побеседуем с руководителем Музейно-выставочного центра Тамбовской области, заслуженным работником культуры России Игорем Николаевым.

Слово как оружие

- В годы Великой Отечественной войны искусство нашего народа было на передовой, поднимало дух воинов, мобилизовало людей на отпор врагу. Расскажите об этом «слагаемом» нашей Великой Победы над фашистским агрессором.

- Полагаю, что эпиграфом ко всей нашей беседе на эту тему справедливо могут стать слова М. Шолохова: «Думаю, - писал он, - ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета художественного творчества…».

Да, искусство нашего народа в годы войны всегда было вместе с бойцами и командирами в действующей армии, на передовой.

Музыка, поэзия, природа –

Все, чем нам Отчизна дорога,

С армией советского народа

Двинулась лавиной на врага.

На святой бой с врагом поднялось целое поколение писателей, журналистов, литераторов, музыкантов. Искусство военного лихолетья настраивало человеческие души на отмщение врагу, на победу. В нем был заключен высоконравственный потенциал народной мудрости, безграничной любви к сражающейся с врагом Родины и ненависти к нему. Война вызвала к жизни в полном смысле слова бьющий через край родниковый источник вокального, поэтического, музыкального творчества, рождение шедевров в литературе, кинематографе, поэзии и публицистике. Они били в самое «яблочко», пробуждая у воинов высокий патриотизм, желание и готовность разгромить и уничтожить врага. Вот письмо красноармейца-фронтовика А. Толстому: «Ваши разящие врага статьи приняты на вооружение Красной Армией. Они поднимают дух бойцов и командиров, зажигают ненавистью наши сердца».

Все виды и жанры искусства фронтовых лет были повернуты к солнцу нашей Победы. Это особенно ярко проявилось в песне, поэзии, музыке. Вспомним бессмертную песню А. Александрова «Священная война», «Землянку» А. Суркова, любимое в народе детище К. Симонова «Жди меня» и еще сотни, тысячи других до сих пор живущих в памяти народной стихов и песен.

А пословицы и поговорки. Многие из них, к сожалению, забыты. Они были выражением солдатской мудрости, фронтового юмора: «Знает свет: тверже русских нет», «С миру по нитке – Гитлеру веревка», «Бить врага до победы завещали нам деды» и т.д. О пословицах и поговорках того огненного времени мы подробно рассказали в третьей книге военно-исторического проекта «Помни войну», подготовленной сотрудниками нашего Музейно-выставочного центра.

- Следует восславить и вклад в разгром врага фронтовых корреспондентов, художников-баталистов, работников радио, кинематографистов.

- Согласен. Действительно, в рядах сражающейся творческой интеллигенции особое место занимали все они, картины которых становились самым ярким выразителем и долговечным знаком народной памяти. Одному из ярких представителей этого поколения фотокорреспонденту газет «Красная Звезда», «Правда», «Известия» на войне А. Устинову мы в прошлом году посвятили выставку «Фотолетопись войны – документ эпохи», в этом году готовим ее продолжение.

Следует сказать о большой работе художников, создававших фронтовые плакаты «Родина-мать зовет», «Дойдем до Берлина» и десятки, если не сотни других плакатов. Они имели большое мобилизующее значение.

Никогда не будет срока давности и у золотого фонда радио. Голос Москвы чаще всего был единственным источником информации. Его ждали. Его слушали и его слышали. Не случайно Гитлер истерически требовал заставить замолчать радио Москвы, а Левитана после ее взятия повесить в первую очередь. У нас в Музейно-выставочном центре часто звучит голос Юрия Левитана, передающий сводки Совинформбюро. С каким напряжением и вниманием его слушают люди. В этот момент перед ними встают великие образы сражающейся Родины.

О силе и бессмертии советского искусства военной эпохи можно говорить бесконечно. Вывод будет всегда один: сражающееся искусство той великой войны полностью опровергло классическую, словно выбитую из гранита истину, утверждающую, что музы молчат, когда говорят пушки. В пламени войны искусство продолжало не только жить. Оно утверждало и возвеличивало силу народного духа, звало к Победе. Оно наступало широким фронтом.

К концу войны на фронт было направлено более 250 миллионов экземпляров книг, около 14,5 тысяч художественных и документальных фильмов. За время войны деятелями искусства дано 1 миллион 350 тысяч концертов. Перед фронтовиками выступили 3,5 тысячи театрально-художественных бригад, более 35 тысяч артистов, писателей, музыкантов.

Их творческая деятельность укрепляла боевой дух личного состава Красной Армии, пробуждала самые высокие патриотические чувства, готовность отдать свою жизнь за свободу и независимость Родины.

Сохраняя память

- Имея в виду, что Музейно-выставочный центр имеет ярко выраженную военно-историческую направленность, хочу спросить, насколько сегодня актуальны вопросы повышения роли военно-исторической и мемуарной литературы в патриотическом воспитании молодежи?

- Она создала художественную и документальную летопись Великой Отечественной войны. Как набат, звучало творчество писателей-фронтовиков, пробуждая интерес к ратной славе страны, к ее боевой летописи. От имени фронтового поколения писателей В. Распутин завещал: «Живи и помни, за что полегли родичи твои и погодки». Знать и помнить помогут нам и исторические романы, документальные повести, другие литературные жанры, написанные свидетелями событий военного времени и основанные на документах истории, сводках Совинформбюро и др. Для них нет и никогда не будет срока давности. Они вносят в нашу работу высокий потенциал историзма, исключают любые самые мерзкие попытки фальсификации истории. Более того, они имеют особую воспитательную и облагораживающую нас силу.

Пришло время более активного проведения праздников военно-исторической и мемуарной литературы, фронтовой поэзии, исторического кинематографа, военно-исторических чтений «За строкой Совинформбюро» и других форм пропаганды военной истории страны. Все это даст нам прекрасную возможность постижения малоизвестных страниц военной истории, возможность вернуть из забвения очень много имен, дат и событий. Мы должны прислушаться к завету Г. Жукова, оставленному в его военных мемуарах. «Важно помнить, - писал полководец, - что среди вас живут воевавшие люди. Не забывайте о них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в автобусе, в семье. Помните, редкий из воевавших не был ранен. И почти все они лежали в промерзших окопах, случалось, по многу дней не знали горячей пищи, по многу ночей не спали. Это было время их молодости. Отнеситесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за все, что они делали для вас в годы войны». Такая нравственная позиция автора книги обязательно поможет нам определить свое отношение к легендарным героям его книги. Они нам нужны. Они готовы позвать нас за собой на честное служение Родине.

Особо широкие горизонты познания суровых дней военного лихолетья раздвигает для нас фронтовая поэзия, которая, по выражению А. Толстого, выступала в годы войны как «грозное оружие в борьбе с врагом». Около года назад на базе Музейно-выставочного центра был создан Региональный клуб поэзии, объединивший знатоков и любителей поэзии. Здесь не раз звучала фронтовая поэзия А. Твардовского, А. Суркова, Э. Асадова, К. Симонова, с которым мне посчастливилось в течение нескольких дней встречаться в Брестской крепости. Узнав, что я из Тамбова, он прочел строку своего стихотворения: «И осталась жена в Тамбове…». Подумав, он решил прочитать его полностью. Это было стихотворение «Сын». Я очень люблю его и нередко читаю в нашем клубе.

- Мы говорили об искусстве, рожденном в годы Великой Отечественной войны. Часто ли оно звучит в Музейно-выставочном центре, что привносит в сердца людей? Жива ли память о творцах этого искусства?

- Да, память жива, как живо сражающееся с врагом искусство, рожденное в пламени войны. К счастью, на слуху остаются имена авторов и исполнителей шедевров музыки и поэзии того времени, других жанров фронтового искусства. Практически ежедневно мы говорим не только о героической славе 2-й гвардейской армии, сформированной на Тамбовской земле, но и о том, что в ее составе сражались связист Григорий Чухрай – кинорежиссер, артиллерист Юрий Бондарев – писатель, минометчик Эдуард Асадов – поэт, сказавший от имени страны: «Поклон тебе, солдат России, за ратный подвиг на войне».

Форм сохранения памяти много. Недавно в Музыкально-педагогическом институте мне довелось принять участие в открытии мемориальной доски в честь 22-летнего студента этого вуза, ставшего Героем Советского Союза, А. Дьячкова. Он отложил учебники и ушел на фронт. Героически сражаясь, сбил 27 фашистских самолетов. Руководство вуза совершило нравственный подвиг, увековечив имя своего ученика.

Неутомим бег времени. В рамках Года культуры деятели искусства делают свое благородное многотрудное дело, внося свой вклад в созидание России. Искренне благодарен многим деятелям культуры нашего края, несущим горящий факел фронтового искусства. Это прежде всего: арт-студия «Пятый океан» (А.П. Бушева), вокальный ансамбль «Русский романс» (О.Л. Городенская), творческий коллектив ТГМПИ им. Рахманинова (Ю.Н. Бажилин) и колледжа искусств (Ю.А. Толмачев), многие коллективы ДК «Знамя труда» (Н.А. Львова), солисты Губернаторского оркестра (П.С. Сосновский) В. Голощапов и А. Кругова, Народный артист России Ю. Томилин и десятки других. Они частые гости нашего Центра. Мобильные, как фронтовые бригады, они славят и возвеличивают подвиги солдат и ратную славу страны.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер