Газета №16 (936), 22 апреля 2014
Перейти к номеру

Обреченные воскреснуть

22 апреля 2014, 14:19 Прочитали 1 558 раз
Воскресение человеческого тела так же неизбежно, как и его физическая смерть
Тема для этого материала в условиях всеобщего пасхального ликования может показаться странной, а кому-то даже и кощунственной. В дни торжества жизни, победы Воскресения Христова почему-то хочется поговорить о смерти. Действительно, вроде бы и ни к чему. Но это только на первый взгляд. А стоит только задуматься чуть посильнее, и понимаешь, что эта тема – ключевая. Почему? Да потому, что именно от отношения к смерти зависит отношение к жизни. Поэтому и с Пасхой как праздником жизни память о смерти связана самым непосредственным образом.

Неожиданное воскресение

Итак, смерть. Конец физического существования тела. А дальше? А дальше – самое интересное. В том числе и потому, что никто на деле не хочет признаваться, что он на сто процентов уверен в том, что будет за гробом. Ситуация более чем странная. И прежде всего, потому, что по идее православный христианин должен «стопудово» быть уверен в том, что знает, «чем сердце успокоится». Но, как оказывается, в наши дни это почти всегда возможно только в теории.

Когда я лет пятнадцать назад где-то вычитал утверждение о том, что в конце времен мы все обязательно воскреснем, и конкретно в тех самых телах, в которых прожили свою единственную земную жизнь, сказать, что это стало для меня шоком, значит, ничего не сказать. Мол, как так? Мы же типа все умрем. А тут такой поворот. Чего же тогда удивляться рассказу одного знакомого тамбовского священника. Как он говорит: «Когда я на исповеди рассказываю людям о всеобщем воскресении из мертвых, о том, что мы все придем на Страшный Суд в своих земных телах, которые снова соединятся с нашими душами, подавляющее большинство молодежи испытывает реальный шок. У них глаза буквально вылезают из орбит – такая это для них неожиданность. А вот бабульки в возрасте, те вообще заявляют как-то так неопределенно – мол, кто его знает, что там на самом деле будет».

Такое вот «православное понимание» получается. И это при том, что вера во всеобщее воскресение мертвых является одним из догматов Церкви. Более того – столпом и утверждением христианства, который вытекает из веры в Воскресение Христа. Как пишет апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

Итак, если нет Воскресения Христа, которое является прообразом всеобщего воскресения мертвых, то зачем вообще тогда все это нужно? И во что подобные православные верят? В то, что надо вовремя свечки поставить да куличи с яйцами на Пасху непременно освятить? Но только в действительности не в этом суть. Она – как раз в возвращении души в собственное тело, когда для этого придет время. В тело, в котором она останется навсегда. Тем более что каждый раз, читая Символ веры, человек произносит слова: «Чаю (то есть жду) воскресения мертвых. И жизни будущего века». Это не заклинание и не абракадабра. Это конкретные слова, которые обозначают конкретные понятия. И только в случае, если человек понимает, что он произносит, в этих словах есть смысл.

Незнакомка-смерть

Но если у подавляющего большинства людей, которые совершенно искренне считают себя православными, обнаруживается подобное невежество, то что тогда говорить об остальных? Поэтому совершенно естественным выглядит то, что большинство современных людей просто очень мало знают о смерти и никак к ней не готовятся. Они не задумываются о том, как происходит физическое умирание и что их ждет после него.

Но ведь смерть - единственный для всех путь, от которого никто не может уклониться ни вправо, ни влево, от смерти никто не может отказаться. Мы все идем по одному пути, от которого нельзя откупиться. Сегодня жив, а завтра как будто и не было тебя. Сегодня от нас пахнет духами, а завтра мы реально воняем. Сегодня у нас достаточно денег, чтобы прикупить и то, что нам вообще не нужно, а завтра нас с плачем провожают в гробу.

Все суета в человеческой жизни: как цветок засохнет и как обманчивый сон исчезнет. Куда проходит проходящая слава? Где золото и серебро, которое не может помочь нам? Удивительны ли после этого слова святых: «Помни час смертный»? Нисколько не удивительны.

Итак, смерть - самое важное событие нашей жизни. Но не потому, что умирает тело, а потому, что все будущее нашей бессмертной души, нашего настоящего «Я» зависит от того, какой наша душа будет в момент физического ухода из этого мира.

И здесь лучше, чем в письме Феофана Затворника к его умирающей сестре, не скажешь: «Прощай, сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы и попроси попещись о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь.

Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить - кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее восставь в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой, и мы с тобою. Поэтому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!»

Час Х

Какой будет душа в момент физического умирания, такой она и попадет в вечность. А если смерть внезапна? Раз – и ты уже на небесах? Именно такой смерти желают себе те, кто, по большому счету, никогда всерьез не задумывается о том, что будет после. Как любят некоторые говорить: «чтоб не мучиться». Неплохо, в таком случае, умереть во сне от острой сердечной недостаточности. Вообще ничего не почуешь.

Лично меня прямо коробит, когда я постоянно вокруг себя слышу об умершем: «Легко умер, быстро. Не мучился». Так и хочется сказать: «Не мучился здесь. А там, куда попал?»

Конечно, в разговоре с атеистом аргумент насчет «куда попал» вообще не работает. Но с верующим… А ведь подобное запросто можно услышать и от вроде бы православных. Но вот как тогда быть с молитвой: «Господи! Не дай мне умереть без покаяния»? Какое уж тут покаяние, когда «раз – и ты уже на небесах»!

Люди хотят умереть без страдания, без мыслей, ничего не чувствуя – был, и нет тебя. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически ее боится. Но в подобном желании - большая ошибка и заблуждение. Смерти без мыслей и ощущений они не получат. Да, физических мучений в таком уходе из жизни не будет, но останутся страх и трудные восприятия, потому что в смерти сознание не теряется и исчезновения личности нет. Даже если человек умрет во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми теми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Проблема только в том, что, начиная с этого момента, сам человек изменить что-либо будет уже не в состоянии.

Вместо заключения

Так каков же выход? Он один. Всего три слова, завещанные нам святыми: «Помни час смертный». На самом деле, в этих словах нет ничего страшного и пугающего. Ты просто должен помнить о том, что земное существование – это школа, выпускной из которой неизбежен. С какими знаниями и опытом ты ее закончишь, с такими и пойдешь в вечность. А основу всего составляют две простых и от этого гениальных истины. Первая - собственно помнить о смерти. Вторая – понимать, что смерти не в физическом смысле не существует. Первое делает человека собранным. Второе - свободным. Это то, что необходимо перед лицом неизбежного. А смерть неизбежна. Как и последующее воскресение. Как бы кому-то ни хотелось этого избежать, мы все обречены на то, чтобы воскреснуть.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер