Газета №16 (936), 22 апреля 2014
Перейти к номеру

Улетай - подешевело!

22 апреля 2014, 14:19 Прочитали 1 190 раз
Совет Федерации одобрил введение невозвратных авиабилетов
Уже скоро в России появятся невозвратные авиабилеты. Эта мера позволит российским компаниям на равных конкурировать с иностранными авиаперевозчиками, а пассажиры смогут сэкономить на перелетах. Однако уже сейчас можно сказать, резкое падение стоимости билетов на популярных направлениях на майские праздники россиян вряд ли ожидает.

Совет Федерации одобрил законопроект «О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса России», разрешающий авиакомпаниям продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, при которых пассажиру в случае сдачи билета не компенсируется его стоимость. Ранее Госдума приняла законопроект во втором и третьем чтениях.

Закон создает равные конкурентные условия для российских и иностранных перевозчиков. После подписания закона Президентом российские авиапассажиры получат возможность выбора между возвратными и невозвратными билетами. Выбравшему невозвратный тариф пассажиру при отказе могут быть возвращены только неиспользованные авиакомпанией суммы, которые взимаются в пользу других организаций на территории других государств.

Полная стоимость авиабилета при невозвратных тарифах может быть возвращена лишь в случае внезапной болезни пассажира или следующего с ним члена его семьи, либо смерти члена семьи пассажира, а также при задержке отправления воздушного судна.

Если же пассажир выбирает возвратный тариф, то авиакомпании имеют право удерживать из возвращаемой стоимости авиабилета неустойку в размере 25% и сумму понесенных расходов, если билет возвращен менее чем за сутки до вылета.

Право продавать невозвратные билеты российские авиакомпании потеряли в 2007 году, а иностранные вовсю их продают, развивая так называемых лоукостеров - авиаперевозчиков, летающих по дешевым тарифам.

Считается, что введение невозвратных тарифов на отечественном рынке пассажирских авиаперевозок выгодно не только компаниям-лоукостерам. Хотя эксперты оценивают их выгоду в более чем 20 млрд рублей в год. Но и пассажиры в накладе не останутся – ведь гражданам обещано снижение цен на авиабилеты. Цены на невозвратные билеты, по международному опыту, ниже, чем на обычные билеты.

По оценке Минтранса, невозвратные билеты будут на 20% дешевле обычных. Однако эксперты менее оптимистичны в оценках: вычленить из динамики цены билетов влияние того или иного отдельного фактора практически невозможно, так как тот или иной фактор влияет на издержки авиакомпании, а реальная стоимость, за которую продаются билеты, определяется соотношением спроса и предложения. Поэтому, если на услугу существует ажиотажный спрос, то дешевого предложения ожидать не приходится.

К слову, иностранные компании уже давно предлагают в России невозвратные тарифы, что позволяет им выигрывать в борьбе с российскими конкурентами на одних и тех же направлениях. Введение невозвратных тарифов поможет российским авиакомпаниям на равных соревноваться с иностранными перевозчиками.

В самих авиакомпаниях пока не определились, на каких авиамаршрутах будут вводить категорию невозвратных билетов.

Небесная экономия

Если пассажир покупает авиабилет, который можно вернуть и который значительно дороже невозвратного, то может отказаться от полета не менее чем за сутки, при этом ему выплачивается полная стоимость билета. Такая система была и в советские времена. Однако все риски, которые связаны с возможным возвратом билетов, авиакомпания закладывает в тариф, и по факту оплачивает эти риски каждый пассажир, независимо от того, отказывается он от полета или нет.

По данным Минтранса, ежегодно отказываются от авиабилетов 8% пассажиров, но при этом им возвращается стоимость билета. Авиакомпании же несут убытки, потому что не успевают продать отказные билеты. Потери авиакомпаний от отказов составляют десятки миллиардов рублей - 10% от общей выручки. Этот недобор проплачивают добросовестные пассажиры, которые вынуждены покупать дорогие билеты. По данным экспертов и перевозчиков, введение невозвратных тарифов позволит снизить стоимость билетов, а значит, увеличить пассажирооборот, сделать людей более легкими на подъем.

- Надеюсь, эта мера позволит решить целый ряд задач. Пассажиры смогут сделать выбор: купить билет по возвратному тарифу и подстраховать себя на случай отказа от полета, если это возможный вариант, либо по более дешевому невозвратному тарифу, если сомнений относительно поездки нет, - заметил премьер-министр Дмитрий Медведев.

По железной дороге

Вслед за авиаторами введут невозвратные билеты и железнодорожники. В России может появиться особая категория железнодорожных билетов. Они будут дешевле обычных на 20 процентов. При этом покупать их стоит заранее. Но вот возврату они подлежать не будут. Вернее, деньги за них перевозчик не отдаст, если пассажир решит их сдать. Они будут для купе, СВ и люкс. И речь пока пойдет только о перевозках внутри нашей страны.

Плацкартные билеты не попадут в категорию невозвратных, ведь они субсидируются федеральным бюджетом. И на них прописаны свои правила по возврату денег. Пассажир пока вправе вернуть железнодорожный билет и получить за него хотя бы часть денег в любое время. В частности, при возврате неиспользованного билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда он имеет право получить обратно стоимость билета, состоящую из стоимости проезда и стоимости места. Менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда - стоимость проезда и 50 процентов от стоимости места, а менее чем за два часа до отправления поезда стоимость места не возвращается.

От возврата билетов ж/д перевозчики теряют немалые деньги. Так, например, в 2011 году граждане вернули 6,8 процента билетов, в 2012 году - 7,4 процента. Возвращают обычно билеты в плацкартные и общие вагоны, на них приходится 70 процентов. А компания, как и на других видах транспорта, закладывает свои риски в нерегулируемые тарифы. Принципиальное отличие невозвратных билетов в том, что их цена может быть ниже как раз за счет того, что перевозчик в их цену не будет вкладывать страховку за свои риски.

Понятно, что об условиях невозвратности железнодорожных билетов, которые могут появиться по новым правилам, перевозчик должен будет предупреждать пассажира заранее. Так что пассажирам надо будет внимательно читать условия тарифа. Но зато и перевозчик не сможет установить скидку меньше чем в 20 процентов.

А вот максимального порога скидки не предполагается, то есть она может быть и больше. Кроме того, в последнюю версию законопроекта включена норма, обязывающая перевозчика независимо от количества проданных билетов по невозвратным тарифам не создавать дефицит билетов по обычным тарифам на одном направлении. Еще одно условие при продаже невозвратных билетов - наличие альтернативных вариантов по виду тарифов на этом маршруте.

Есть и другие ограничения. Так, положение о невозвратных тарифах не станет действовать, если поезд отменен перевозчиком или если пассажир уведомит до отправления поезда о своей болезни. Также в случае незапланированного перерыва в движении поездов более чем на час при отказе пассажира от договора перевозки ему должна быть возвращена денежная сумма, предусмотренная действующим законодательством.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер