Газета №16 (936), 22 апреля 2014
Перейти к номеру

Власть на расстоянии вытянутой руки

22 апреля 2014, 14:17 Прочитали 866 раз
Такой в плане доступности она должна стать для каждого россиянина, в том числе и жителя Тамбовской области
Праздник в рабочем режиме

21 апреля второй раз в истории современной России будет отмечаться День местного самоуправления. Но вместе с праздничным настроением муниципалы и законодатели продолжают активно совершенствовать правовое поле, в котором они работают вот уже более 10 лет. Речь идет, конечно же, о 131-м Федеральном законе, определяющем принципы развития системы местного самоуправления в России. И вот, на минувшей неделе парламентарии вновь решили внести в него существенные корректировки. Подготовлены они были на основании поручений Президента, озвученных в его ежегодном послании, а также по итогам прошлогоднего Съезда муниципальных образований. В парламентских слушаниях по обсуждению нового законопроекта принял участие и начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления Тамбовской области Александр Дерябин. О каких готовящихся изменениях 131-го закона шла речь, а главное, как они должны отразиться на качестве жизни людей, об этом и говорили участники слушаний.

- На сегодняшний день у комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы и у Совета Федерации подход таков, что необходимо определиться, прежде всего, с полномочиями, которые есть у органов местного самоуправления, - комментирует Александр Дерябин.

Хорошо забытое старое

В законопроекте есть три основных составляющих. Первое. Речь идет о создании внутри города новых муниципальных образований – городских районов. Многие зададутся вопросом – а зачем вновь возвращаться к тому, что когда-то уже существовало? Нужно ли еще одно звено в цепочке органов местного самоуправления, которое будет удлинять путь простого городского жителя к главному чиновнику города? Но в том-то и дело, что это самое новое звено должно стать не еще одной ступенькой к двери кабинета главы администрации города или главы муниципального образования, а тем самым уровнем власти, который будет всегда доступен и в состоянии решить локальные проблемы, что называется, «здесь и сейчас».

- Не секрет, что во многих городах представители органов власти не доступны для своих жителей, - продолжает Александр Дерябин. – Профильный комитет Госдумы исходит из тех позиций, что народный избранник должен хотя бы раз в квартал встречаться с людьми и увеличивать круг общения. В связи с этим парламентарии выступили с идеей создать внутригородские органы местного самоуправления, которые сконцентрировали бы ряд вопросов местного значения в своих полномочиях, а также те вопросы, которые должны решаться с учетом мнения населения.

После формирования представительного органа городского района планируется, что его члены войдут в представительный орган города, где глава будет избираться из состава депутатов, а глава администрации – по конкурсу. Эта процедура, кстати, уже апробирована на Тамбовщине. Многие оппоненты участников обсуждения грядущей муниципальной реформы говорили о том, что данный подход неправильный, поскольку он не дает людям напрямую участвовать в избрании своего главы. Однако действующее законодательство не исключает прямых выборов главы города. Если горожане выскажутся «за» по данному вопросу, высшее должностное лицо города сможет избираться именно так.

В отношении города Тамбова, где нагрузка на депутата составляет порядка 8 тысяч человек, Александр Дерябин отметил, что в областном центре, как и многих других муниципальных образованиях Тамбовщины очень развита система общественных советов территорий. С их непосредственным участием решается множество вопросов местного значения: начиная от контроля за работами по благоустройству дворов, заканчивая распределением денежных средств в рамках проекта «Народная инициатива». Говорить о том, появятся ли у нас органы власти внутригородских муниципальных образований пока рано. Свое последнее слово еще не сказали парламентарии. Но если закон будет принят в том виде, в котором есть сейчас, это решение будет отдано воле депутатов областной Думы.

От районов прошлых к районам будущим

Административно-территориальное деление города на районы с формированием в них органов власти – вещь не новая, а, как у нас говорится, «хорошо забытое старое». Достаточно вспомнить, как еще совсем недавно в Тамбове действовало три районных администрации. Одну из них - Октябрьского района – в период с 1993 по 1998 гг. возглавлял нынешний глава администрации г.Тамбова Александр Бобров. У него мы и поинтересовались тем, как была организована деятельность районной администрации областного центра с точки зрения, прежде всего, ее эффективности.

- Работая в органах местного самоуправления города Тамбова, я застал еще тот период времени, когда формировался совет народных депутатов Октябрьского района г.Тамбова. Его решением утверждался бюджет района, который согласовывался с райисполкомом. Деньги направлялись на строительство, ремонт дорог, выплату зарплаты бюджетникам… Этот период запомнился в первую очередь тем, что активно развивалась северная часть Тамбова. Застраивались новые улицы, к примеру, Рылеева, Магистральная, появлялись важнейшие социальные объекты, как, к примеру, областная детская больница, областная глазная больница, школы, детские сады… На средства районного бюджета асфальтировались и засыпались щебнем дороги, которые до этого вообще не видели никакого покрытия: по улице Рабочей - от Базарной до Пензенской, все улицы в районе ул.Защитной... Исходя из бюджетных возможностей, мы также работали по многоквартирному жилому фонду, занимались благоустройством…

По словам Александра Боброва, с упразднением районных советов у администраций районов стало больше полномочий. А вот с пополнением бюджета дела обстояли не самым лучшим образом. Тем не менее, активно сотрудничали с налоговой инспекцией, жестко и конструктивно выстраивали диалог с потенциальными налогоплательщиками…

- Самым сложным на тот период времени было то, что город не мог найти понимания с областным руководством, - продолжает Александр Бобров. – Безусловно, новый этап развития и для региона, и для Тамбова начался с приходом на должность главы администрации Тамбовской области Олега Ивановича Бетина, когда пришло четкое понимание того, что будущее и области, и ее «столицы» зависит от привлечения инвестиций. Но тогда еще мало кто себе представлял, как выстраивать эту работу. Тем не менее, почву для нынешних преобразований, мы все равно готовили.

Что же касается возможного административно-территориального деления города Тамбова на районы, то оно, как заметил глава администрации областного центра, фактически существует. Наличие трех городских районов записано в Уставе города и утверждено Думой. В Тамбове ведут свою работу районные отделы прокуратуры, судов, судебных приставов, следственного комитета. Но вот появятся ли еще администрации и советы народных депутатов – решать федеральным и региональным депутатам.

- Мне думается, что для нашего города в этом нет необходимости. Данные преобразования будут актуальны для городов с численностью свыше 500 тысяч человек, - считает Александр Бобров. - Единственное, что нам требуется сегодня, это организовать в каждом районе Тамбова представительства городской администрации. Чтобы жители того же Нового Тамбова, к примеру, не добирались на прием к чиновникам через весь город, а имели возможность задать волнующие их вопросы по месту жительства. А представители администрации, закрепленные за районами, ориентировали бы главу, его заместителей по итогам обращений тамбовчан на наиболее актуальные вопросы. Собственно делали бы то, чем сегодня во многом занимаются советы территорий. На данном этапе без их мнения - по той же теме благоустройства дворов - я не принимаю никаких решений. И роль советов территорий в рассмотрении вопросов местного значения, как мне видится, должна только усиливаться.

- Александр Филиппович, а как Вы считаете, насколько Вы как представитель власти доступны для тамбовчан в части прямого общения, встреч, приемов?

- Два раза в месяц я общаюсь с тамбовчанами в администрации города. По возможности принимаю без предварительной записи. Если люди останавливают на улице и задают вопросы - всегда готов к общению, точно так же, как и мои заместители. Мы готовы слушать и слышать людей. Но в то же время я должен своими глазами видеть все процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность такого сложного механизма, как город, понимать, что нужно для его эффективной работы, и контролировать ситуацию.

Для главы администрации г.Тамбова, по его же собственным словам, эффективности в работе чиновника сложно достичь без знания города, в котором работаешь, и без уважения к его жителям.

Поживем - увидим

Но введение новых муниципальных образований внутри городов – районов - это еще далеко не все нововведения, которые следуют из законопроекта поправок к 131-му закону. Согласно второму новшеству должен измениться порядок формирования представительного органа муниципального района, то есть если все пойдет так, как предлагают сегодня парламентарии, совет народных депутатов районов будет состоять из выбранных глав и депутатов сельских поселений. Кстати, на Тамбовщине такой опыт работы также практически опробован.

- В этом году у нас завершилась процедура формирования представительного органа в Первомайском районе из состава глав и депутатов поселений, - пояснил Александр Дерябин. – Новая система ориентирована на то, чтобы районный депутат появлялся перед своими избирателями не только в период избирательной кампании и исчезал сразу же после получения депутатского мандата. Она позволит народному избраннику вплотную приблизиться к проблемам своих жителей, а у них, в свою очередь, должен увеличиться интерес к местным выборам. Кроме того, считаем, что именно такая схема избрания районных депутатов повлияет на развитие экономического потенциала, инвестиционной привлекательности той или иной территории.

И еще одно изменение 131-го закона коснется разграничения полномочий между городскими и сельскими поселениями. Сегодня они для них одинаковы, и это при разных финансовых возможностях. Законопроект предусматривает оставить в сельских поселениях 13 вопросов, но те, которые непосредственно исполняют органы местного самоуправления.

- Те изменения, которые планируется внести в ФЗ №131, уже имеют свою практику применения в Тамбовской области, и ждать особых новшеств в системе местного самоуправления не стоит. В нашем регионе многие из них получат законодательное подтверждение, - подвел итог Александр Дерябин.

Что ж, мы совсем не против этого, лишь бы все получилось так, как задумывалось, а не как всегда бывает в России. По сути, простому человеку все равно, как формируются органы местного самоуправления, какие полномочия за ними закреплены, ему важно прийти в этот самый властный орган, быть принятым чиновником или депутатом, получить ответы на свои вопросы. Желательно, конечно, чтобы путь к власти оказался не длительным как по расстоянию, так и по затраченному времени.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер