Газета №8 (928), 25 февраля 2014
Перейти к номеру

Решим всем миром

25 февраля 2014, 14:46 Прочитали 1 085 раз
О проблемах ЖКХ в регионе на минувшей неделе разговаривали с размахом
Тема введения социальной нормы на потребление электрической энергии касается без исключения каждого жителя Тамбовщины, а посему решение столь значимого социального вопроса просто по определению должно было проходить с привлечением широкой общественности. Надо сказать, что такой масштаб общественных слушаний еще раз доказал: в области наконец-то сформировался ответственный и грамотный собственник – настоящий хозяин своего жилья.

Для того чтобы в сжатые сроки как можно более полно обсудить самые насущные вопросы, участникам слушаний, которых набралось около 300, пришлось разделиться на четыре секции. В состав каждой группы вошли представители предприятий коммунальной сферы, органов власти, руководители управляющих компаний, ТСЖ и просто неравнодушные граждане, готовые отстаивать свою точку зрения.

На четырех секциях круглого стола обсуждались задачи повышения качества и культуры жилищно-коммунального обслуживания, многообразие форм управления многоквартирными домами, формирование тарифной политики в регионе и введение социальной нормы потребления электрической энергии.

Несомненно: в споре рождается истина, однако конструктивный диалог между собственниками жилья, управляющими компаниями и ресурсопоставщиками – это главный залог решения наиболее острых проблем ЖКХ.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача создания условий, когда собственники жилья, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации не будут видеть только виноватых друг в друге, а смогут найти взаимопонимание, общие решения, выработать механизмы действий, направленные на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, - подчеркнул губернатор Олег Бетин.

Он также отметил, что сегодня ситуация в отрасли, условия ее работы несравнимо лучше, чем в прежние времена, а вот организация работы – хуже, поэтому и качество услуг не отвечает требованиям дня. Что с этим делать? Ответ на этот вопрос найти можно только сообща.

Норма не для нас

Социальную норму потребления электрической энергии решено было ввести для того, чтобы стимулировать бережное использование энергоресурсов. Данное решение было утверждено Правительством РФ. В шести регионах страны в качестве пилотного проекта были введены социальные нормы потребления электрической энергии. Предполагалось, что для тех, кто укладывается в нормативы, стоимость за единицу электроэнергии будет меньше, а те, кто расходует больше, то и платить за сверхнормативное потребление будут больше. Как показал эксперимент, далеко не все группы потребителей оказались в выгодных условиях.

До 1 марта текущего года по решению Правительства РФ региональные власти должны были определить размер социальной нормы, а с 1 июля ввести в действие.

С первым тамбовчане справились: управлением по регулированию тарифов области выполнены расчеты социальных норм потребления электроэнергии. Проект предполагает введение в месяц на одного человека 140 кВт.ч, на двух - 190 кВт.ч, на трех - 210 кВт.ч и т.д. Количество потребленных свыше киловатт должно оплачиваться по двойному тарифу. Специалисты провели и оценку экономических и социальных последствий введения соцнормы.

Окончательное же решение по непростому вопросу было принято только после открытого обсуждения с участием общественных организаций, представителей органов местного самоуправления.

Перейти на новую систему оплаты планировалось уже с июля этого года, но вопрос оказался сложнее и многогранней: выгоды нововведения туманны, а потому совсем немногие регионы захотели перейти на соцнормы.

Жаркое обсуждение вопроса свелось к единственному выводу: Тамбовщина к нововведению не готова и изменений не желает.

Главу Котовска Аркадия Антоняна смутила не только прописанная в документе двойная норма оплаты за места общего пользования и установленное количество киловатт на человека: «Социальная норма - это своего рода паек. Он полагается в том случае, если чего-то не хватает. Говорить же сегодня о нехватке электроэнергии не приходится».

На слушаниях было принято решение обратиться в правительство с предложением не вводить в нашем регионе социальных норм потребления в связи с незначительным экономическим эффектом и риском роста общественной напряженности.

Осторожно и не торопясь

Безусловно, главным вопросом обсуждения в рамках слушаний стал вопрос введения социальных норм, однако не обошли вниманием и другие болевые точки коммунальной сферы. Так, подробно остановились на инициативе лицензирования деятельности управляющих компаний.

Планируется, что с 1 сентября 2014 года начнет действовать процедура приема экзаменов у руководителей управляющих организаций и выдача лицензий установленного образца, а с 1 мая 2015 года деятельность организаций, управляющих жилищным фондом, без лицензий на территории Российской Федерации будет запрещена.

По мнению экспертов, необходимо выстраивание общественного рейтинга управляющих организаций посредством опросов собственников жилья. В рейтинге должны учитываться следующие показатели: реагирование на обращения граждан (ни одного отказа в рассмотрении обращений), только положительные отзывы населения, оценка содержания общедомового имущества и мест общего пользования, уборка придомовой территории, доступность информации о деятельности управляющей компании. Предполагается проведение конкурсов на звания - управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, многоквартирные дома высокой культуры обслуживания.

Глава региона обратил внимание на то, что формальное лицензирование не приведет к переменам в их работе.

- Требуется системная подготовка кадров для сферы ЖКХ, повышение квалификации специалистов, отвечающие современным стандартам, меры ответственности за нарушения и ненадлежащее исполнение обязанностей, - подчеркнул губернатор.

Слушаем – отвечаем!

Вопрос вежливого и своевременного реагирования на обращения населения в сфере ЖКХ также был затронут в ходе общественных слушаний.

Единая городская центральная диспетчерская служба (ЕГЦДС) за сутки принимает от 100 до 1000 звонков от тамбовчан. Сегодня необходимо организовать ее работу на основе единой информационной базы обращений в адрес ресурсопоставщиков (тепло-, водо-, электроснабжение), транспортных служб города, предприятий коммунального хозяйства (вывоз ТБО, уборка городских территорий, уличное освещение, благоустройство и т. д.), управляющих компаний.

По мнению участников дебатов, утверждение Регламента взаимодействия диспетчерских служб различных организаций позволит обеспечить однократность обращения гражданина по одной и той же проблемной ситуации вне зависимости от организации, принявшей первичную заявку, и сократить сроки реагирования служб на обращения жителей. Это позволит сделать механизм реагирования на обращения жителей более оперативным, гибким и результативным.

- ЕЦДС - это полноценная система, одним из звеньев которой должны стать управляющие организации. Набирая номер диспетчерской службы, жители часто сообщают, к примеру, о порывах в сетях, называя при этом конкретную управляющую компанию. ЕЦДС должна иметь полномочия командира, и эти команды должны звучать как приказ для исполнения, - подчеркнул вице-губернатор Николай Перепечин.

В этой связи также стоит напомнить, что на неофициальный сайт главы администрации области Олега Бетина (www.betin.tambov.ru) практически ежедневно поступают обращения граждан со всех районов области, касающиеся темы ЖКХ. Заявителей волнуют проблемы высокой стоимости коммунальных услуг, горячего и холодного водоснабжения, капремонта жилья, сноса и переселения из ветхого и аварийного фонда. Как показывает анализ обращений граждан, большое количество нареканий направлено в адрес управляющих компаний.

В ходе проведенных управлением государственного жилищного надзора области мероприятий по результатам рассмотрения обращений потребителей в 2013 году выявлено 435 нарушений законных прав потребителей.

* * *

«Нам бы очень хотелось, чтобы областные власти, губернатор нас услышали и приняли по итогам этих слушаний определенные решения», - завершил масштабные слушания заместитель председателя Общественного совета, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Захарцев.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер