Газета №49 (917), 3 декабря 2013
Перейти к номеру

Транспорт под обложением

3 декабря 2013, 12:37 Прочитали 1 196 раз
Повышение транспортного налога увеличивает число льготников. Но при этом позволяет собрать реальные деньги на строительство и ремонт дорог
Одним из самых громких законопроектов, попавших в повестку дня очередного заседания областной Думы, стал проект закона "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О транспортном налоге в Тамбовской области". Речь о том, что в результате его принятия в регионе были повышены ставки транспортного налога - впервые за последние пять-семь лет.

Повышение с запозданием

О том, насколько актуальной является эта тема, говорит хотя бы тот факт, что в Тамбовской области повышения транспортного налога по одним видам транспортных средств не было аж с 2005 года, по другим - с 2007-го. В результате сейчас среди регионов Центрального федерального округа по количеству легкового транспорта наша область находится на девятом месте, а по размеру транспортного налога - на шестнадцатом.

При этом сравнительный анализ практики повышения приводит к выводу о том, что все наши соседи, включая Липецкую, Воронежскую, Пензенскую, Орловскую, Курскую области, это уже сделали. Последней в списке оказалась Рязанщина, сделав это около месяца назад. Очевидно, что рано или поздно, но это должно было произойти и у нас. Что самое интересное, чем позже, тем взрывоопасней.

Кроме банального уравнительства по сравнению с регионами-соседями, необходимо учитывать и откровенную финансовую заинтересованность не только всей области, но и муниципалитетов в подобном повышении. Дело в том, что в конце прошлого года в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 года внесены изменения в Бюджетный кодекс в части создания муниципальных дорожных фондов. Переводя с чиновничьего на русский, эти самые муниципальные дорожные фонды созданы. Заработать они должны со следующего года. Однако, по мнению заместителя главы администрации области, начальника областного финансового управления Любови Третьяковой, при существующих источниках их формирования принципиально ситуация с дорогами не изменится.

- Поступление акцизов на нефтепродукты и транспортного налога по тем ставкам, которые действуют сегодня, не покрывает в значительной степени нормативные затраты по содержанию и ремонту дорог, - признает Любовь Третьякова. - Учитывая то, что собственником автотранспортных средств сегодня является каждый четвертый житель области, повышение транспортного налога дает нам в год не менее 250 миллионов рублей. Под этот гарантированный ресурс администрация области планирует привлечение бюджетного кредита и займа уже в следующем году для строительства новых и крайне необходимого ремонта существующих дорог. В том числе муниципальных. Таким образом, мы сможем реально удвоить размеры муниципальных дорожных фондов.

На деле появление подобных фондов и необходимость их наполнения реальными деньгами - далеко не единственная причина повышения транспортного налога. По словам председателя областной Думы Александра Никитина, в связи с введением определенных норм федерального законодательства возникает серьезное выпадение доходов по так называемой консолидированной группе налогоплательщиков. В частности, это касается естественных монополий, таких, как "Транснефть" и "Газпром".

- По этим двум территориальным подразделениям, расположенным у нас, мы имеем серьезные недополучения, - говорит Александр Никитин. - Это вызывает необходимость поиска различных источников, в том числе налоговых.

Красивая комбинация

С одной стороны, ситуация складывается вроде бы не очень красивая. А с другой, все зависит от того, как решить возникающую проблему. Первое, на что в этой связи хотелось бы обратить внимание, - на максимальную планку транспортного налога даже после состоявшегося повышения наша область не выходит. Одновременно с этим повышение по-тамбовски не превосходит ставки налога, введенные в соседних регионах. Более того, есть регионы, где эти ставки будут и повыше.

Не стоит забывать и о том, что, по статистике, среднедушевые доходы за прошедшее в нашей области с последнего повышения транспортного налога время выросли в среднем по области в два раза, при том, что рост потребительских цен составил за этот период около 170 процентов.

Льготный налог

Интересный нюанс. В результате изменения ставок транспортного налога список льготников, которые имеют право на уменьшенную ставку, только расширился. В результате пенсионеров будущее повышение налога вообще никак не коснется - при условии, что у их машины мощность до 150 лошадиных сил. Эта цифра - так сказать, льготный предел. Согласно действовавшим до настоящего времени ставкам налога, пенсионеры платили по 5 рублей за лошадиную силу. Такой же налог предусмотрен для них и после повышения. Кроме того, в группу льготников попадают многодетные семьи и те органы местного самоуправления, которые будут осуществлять подвоз детей к школам по программе "Школьный автобус". А здесь необходима дословная цитата, дабы не ошибиться:

"Для многодетных семей предусмотрено полное освобождение от уплаты налога в отношении легкового автотранспорта мощностью до 150 лошадиных сил. Кроме этого, сохранены льготы для пенсионеров. Предусмотрено освобождение от уплаты налога школьных автобусов" (из выступления на заседании областной Думы заместителя главы администрации области, начальника областного финансового управления Любови Третьяковой).

Еще один момент - на деле первые платежи по новым ставкам будут сделаны только в 2015 году. А в следующем году платить транспортный налог все - и льготники, и те, кто льгот не имеет, - будут на прежнем уровне.

Параметры для бюджета

Тема транспортного налога не случайно звучит сегодня так актуально. Дело в том, что на минувшем заседании областной Думы среди вопросов, которые рассмотрели депутаты, был и закон о бюджете следующего года. После обсуждения во всех комитетах регионального парламента параметры областной казны рекомендовано утвердить в следующих объемах: доходы - 29 миллиардов 551 миллион рублей, расходы - 31 миллиард 918 миллионов рублей. Таким образом, бюджетный дефицит планируется на уровне 2 миллиарда 367 миллионов. Верхний предел государственного долга предлагается установить на отметке в 10 миллиардов.

- К сожалению, процесс эффективного роста бюджетных доходов и в целом по стране, и у нас приостанавливается, - отмечает начальник областного финуправления Любовь Третьякова. - Однако остановить процесс развития уже невозможно. Вот почему утверждением сегодня стартовых цифр, главных характеристик бюджета очередной трехлетки работа над этим документом только начинается. Главная цель - через рост региональной экономики, расширение налогооблагаемой базы, улучшение администрирования и доходов, и расходов бюджета повысить бюджетную обеспеченность, а значит, и качество жизни в нашей области.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер