Газета №47 (915), 19 ноября 2013
Перейти к номеру

Бизнес-дети

19 ноября 2013, 16:05 Прочитали 1 270 раз
Школьников хотят научить разбираться с экономическими трудностями самостоятельно
Буквально на днях депутаты Госдумы по настоянию Министерства образования и науки внесли очередной законопроект. В нем в состав сохранившихся "бесплатных" предметов предлагается включить в единый стандарт новый предмет "Основы бизнеса". По мнению депутатов, такого введения требует современная обстановка. Ведь все чаще и чаще мы, взрослые, сталкиваемся с большими сложностями даже в быту из-за отсутствия элементарных знаний по некоторым финансовым и юридическим вопросам. Введение такого предмета, по мнению разработчиков, поможет на корню побороть подобную безграмотность.

Сегодня предмет, который чем-то похож на предложенный, изучается в десятых и одиннадцатых классах под названием "Экономика". "Основы бизнеса" предполагают в своем курсе более глубокие и соответствующие времени знания. Сюда могут быть отнесены такие из них, как планирование бизнеса и кредитование.

Авторские задумки

По мнению заместителя председателя комитета по образованию Государственной Думы Виктора Шудегова (на фото), автора законопроекта, "Основы бизнеса" помогут школьникам лучше ориентироваться в реальном мире. Он уверен, что "Основы бизнеса" как отдельный предмет просто необходим в школьной программе. Еще можно наполнить экономической тематикой предметы по смежным дисциплинам, дополнив их информацией, положенной школьникам к изучению по данной теме.

Также Виктор Шудегов считает, что все имеющиеся школьные предметы подлежат обязательному пересмотру. Они должны быть осовременены. Привязывать их следует исключительно к экономической ситуации и пропускать через экономическую кальку. В физике, например, можно использовать понятие солнечной энергии с разъяснением не только ее сути, но и пояснением, что это источник электричества, объясняя, что где-то ее хватает и там страна позволяет себе сократить расходы на то-то и то-то, а где-то - нет.

Это уж слишком

В то время как минобр увлеченно занимается изобретением новых предметов, педагоги и школьники вместе с родителями хватаются за головы над уже имеющимися основами наук. Даже не по причине их сложности, а из-за банальной нехватки времени. Критерии оценок существенно завышены, требования к знаниям приближены к максимальным. Учащимся среднего звена приходится высиживать в школе по шесть уроков. Врачи в поликлиниках ежедневно принимают сотни юных пациентов с головными болями из-за переутомления. Уже с пятого класса детей готовят к страшным троебуквиям "ГИА" и "ЕГЭ". А тут еще новый предмет!

Не стоит забывать о том, что основное предназначение школы - дать детям необходимые базовые знания. Конечно, познание бизнеса - это совсем неплохо. Только возможность освоения этой науки у ребят никто не отбирает и при современном положении вещей. Каждый выпускник имеет возможность при желании поступить на профильный факультет вуза и окунуться в экономическую науку с головой.

Относительно жизненно важных навыков счета: их они вполне могут приобретать и на уроках алгебры да, в конце концов, и той же "Экономики". Все-таки отдельная дисциплина предполагает и детальное, глубокое изучение предмета. Пока же этого глубокого изучения по количеству часов и на другие предметы для современных требований явно недостаточно. Один час русского в десятых классах, а на носу - ЕГЭ, от которого в любом случае будет зависеть будущее профессиональное образование. Из-за введения нового предмета нагрузку в школе вряд ли увеличат. Волны возмущений родителей и так образованию хватает. Следовательно, часы на "Основы бизнеса" придется вырывать из других предметов.

Зеленое яблочко

В любом случае, похоже, пугаться школьникам нового урока еще рано. Несмотря на положительное отношение экспертов к подобному введению, пока эта инициатива остается сыроватой. Совсем непонятно, кто будет разрабатывать учебную программу по предмету. Здесь ведь нужны практики. Привлечь бизнес-сообщество? Такой выход из положения потребует определенных вложений. Также неясно, кто мог бы преподавать данный предмет. Учителя математики? А может быть, преподаватели экономики расширят поле деятельности? Если они на это способны, то вовсе становится непонятным, для чего нужен новый, если с повышением квалификации имеющихся кадров можно расширить и существующий предмет.

Вопросов больше, чем ответов. Будем надеяться, что в скором времени они разрешатся. Но пока школьникам придется самостоятельно повышать свою экономическую компетентность. Правда, если им это действительно необходимо.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер