На самом деле смешного тут мало. Всякий юмор пропадает практически сразу, как начинаешь движение по дороге, ведущей от Инжавино в направлении вышеупомянутого села. Преодолеть порядка 35 километров на машине за два часа - великое счастье. Водителям личного и общественного транспорта, а также их пассажирам небольшая передышка выпадает лишь летом - можно более или менее спокойно проехаться по полевым дорогам, правда, не запылиться не получится. А вот в осеннюю распутицу и весеннюю оттепель - беда.
- Дорога в ужасном состоянии, - рассказывает заведующая клубом с. Николино Надежда Ильина. - Недавно сын гостил, а возвращаясь от меня к себе домой, в такую яму угодил, что пришлось два колеса менять. Удовольствие не из дешевых, а что поделаешь?
По словам еще одного представителя Николино Виктора Чугайнова, который живет в селе около двух десятков лет, дорога, связывающая его малую родину и райцентр, не видела ремонта с 1995 года. Но и тогда удалось отремонтировать участок длиною в 1,5 километра. С той поры время от времени дорогу "латают", но пользы это людям никакой не приносит.
- Эти дороги не были рассчитаны под ту нагрузку, которую они сегодня испытывают, - говорит Виталий Чугайнов. - В период уборочной большегрузы не церемонятся - где удобней, там и ездят. А то, что я на своей "десятке" после не проеду, или школьный автобус с детьми будет трястись, их особо не волнует.
Как нам стало понятно из слов местного жителя, общественный транспорт заглядывает в Николино крайне редко, соседи регулярно просят своего земляка в райцентр добросить: кому в больницу, кому по делам съездить надо. Виталий Иванович старается не отказывать: - Я один раз без машины в Инжавино отправился, так оттуда не знал, как уехать. Автобуса в этот день не было, а таксисты мало того, что втридорога берут, так еще не все соглашаются по таким ухабам ездить.
На вопрос: "Напоминаете ли вы органам власти о своих трудностях и проблемах?" - Виталий Чугайнов безнадежным голосом ответил, что уже не верит никаким обещаниям высоких чинов:
- Я не вижу эффекта от наших обращений, напоминаний о том, что дороги просто уже нет. Ведь она превратилась в сплошной ковер ям и ухабов не вчера и не сегодня, все прекрасно знают о нашей проблеме. Чиновники тоже ездят по таким дорогам, но они - на казенных автомобилях, а мы - на собственных. И такое отношение к людям привело к тому, что нас просто приучили терпеть. Деваться нам некуда - вот и терпим.
В районной администрации, как мы выяснили, о дорожных проблемах жителей Николино осведомлены, правда, как заметил заместитель главы района, эта дорога еще не самая проблемная, есть участки и похуже. Но изменить ситуацию сложно.
Ремонт всех автомобильных дорог осуществляется в пределах выделенных лимитов, а это 99,9% областные средства. Но даже при таком раскладе денег все равно не хватает. Инжавинский район получает от 15-20% нормативного финансирования. Заметим, что похожая ситуация складывается по всей области.
- Первоочередные ремонтные работы в этом году мы наметили в направлении Инжавино - Карай-Салтыково - Карай-Пущино. В прошлом году за счет собственных средств мы заказали проект, который был включен в областную программу. Но, к сожалению, из 70 миллионов рублей сметной стоимости в текущем году работы были выполнены на сумму 3 миллиона. Именно столько было выделено средств. Окончание ремонтных работ планируем на следующий год. Но это только треть дороги. Остальные мероприятия расписаны на 2014-2016гг. К сожалению, включить ремонт всех автодорог одновременно по всему району нашей финансовой возможности явно недостаточно, - говорит Игорь Казьмин, заместитель главы администрации Инжавинского района, начальник отдела строительства и коммунального комплекса.
Всего муниципальных дорог в районе 160 километров. В следующем году местные власти хотели бы продолжить работы на дороге, ведущей в с.Карай-Пущино. Но даже если их заявку утвердят, необходимых средств - порядка 70-80 миллионов - ожидать, судя по предыдущим годам, вряд ли придется. Что касается дороги на Николино, то пока этот участок ни в какие программы не включен. Определенные надежды инжавинцы связывают с созданием в районе Дорожного фонда. Однако действовать он начнет только с начала следующего года. Пока суть да дело, немало воды утечет, а все это время жителям Николино опять, видно, придется терпеть дорожные неудобства.