Газета №36 (904), 3 сентября 2013
Перейти к номеру

Не то, что кажется

3 сентября 2013, 17:46 Прочитали 1 072 раза
Большинство из нас привыкло мыслить «клише», иной раз не замечая, что «шоры» на нашем сознании мешают нам видеть мир таким, какой он есть
Под властью стереотипов

Как-то раз ученые провели с блохами необычный эксперимент: они взяли несколько насекомых и накрыли их большой стеклянной банкой. Сначала блохи прыгали беспорядочно, мечась по замкнутому пространству, а потом начали двигаться по кругу. Когда банку убрали - траектория их движения не изменилась. Но самое удивительное, что и их потомство усвоило эту странную привычку: несмотря на то, что их не сажали в банку, эти насекомые тоже двигались по кругу.

В определенном смысле людей тоже можно сравнить с этими блохами. Только в нашем случае роль банки выполняют стереотипы. Какие-то из них мы усваиваем с детства, наблюдая за окружающими, другие передают нам родители, обучая тем или иным умениям и навыкам, третьи мы впитываем, читая книги, газеты, смотря телевизор и так далее. А некоторые стереотипы и вовсе берутся неизвестно откуда, так что можно подумать, что мы с ними и родились. И мы ходим по кругу, очерченному этими устоявшимися образами и понятиями, шаблонно реагируя на различные события в нашей жизни.

"Дороже - значит, лучше, и дешевое не может быть качественным", - говорим мы себе, проходя мимо понравившейся нам вещи и приобретая почти такую же, но дороже, а потом с удивлением огорчаемся, что она прослужила совсем недолго.

"Больших денег честным трудом не заработать", "деньги портят человека", - думаем мы, с недоверием глядя на бывшего одноклассника, который спустя годы стал успешным бизнесменом, и отказываемся от его приглашения съездить на рыбалку, хотя он остался тем же самым славным малым, каким был двадцать лет тому назад.

"Природа дает человеку что-нибудь одно: или красоту, или ум", - полагает работодатель, отказывая в трудоустройстве миловидной длинноногой блондинке, которая, на самом деле, может быть даже лучшим специалистом, чем ее более удачливая, но менее привлекательная конкурентка.

"Мужчинам нравятся худенькие женщины", - думают девушки и морят себя всевозможными диетами (а некоторые даже ложатся на операционный стол), чтобы добиться соответствия своей фигуры стандарту 90-60-90. А их избранники с огорчением наблюдают, как угасают их любимые "пышечки", округлость форм которых им была как раз по душе.

"Так и останется старой девой", - с сочувствием смотрят подруги вслед тридцатилетней женщине, которая до сих пор не вышла замуж, и та принимает предложение от мужчины, который ей вовсе не люб, лишь бы не остаться одной.

"Бьет - значит, любит", - вот еще один стереотип, который испортил жизнь многим женщинам.

А сколько счастливых браков не состоялось из-за того, что у потенциальных супругов была большая разница в возрасте или социальном положении!

Происхождение и роль стереотипов

Слово "стереотипы" вошло в нашу жизнь в том значении, в каком мы его чаще всего употребляем, с легкой руки американского журналиста Уолтера Липпмана, который ввел его в оборот в двадцатые годы прошлого века, позаимствовав этот термин у полиграфистов. Так они называли готовую печатную форму, которая позволяла многократно воспроизводить текст. Так что по этимологии стереотип - это клише. По Липпману, стереотипы обладают несколькими свойствами: они упрощают реальность, усваиваются извне, а не создаются самим человеком, они ложны и живучи. Со временем благодаря тому, что психологи уделили значительное внимание изучению этого явления, представление о стереотипах несколько изменилось. Например, стало ясно, что они не всегда бывают ложны. И не все стереотипы человек получает извне - некоторые "клише" создает он сам. Но, тем не менее, суть этого понятия сильно не поменялась.

Психологи утверждают, что стереотипы связаны с нашей способностью категоризировать мир или, другими словами, "сортировать" окружающее: круглое - к круглому, квадратное - к квадратному, белое - к белому, черное - к черному. Эти неписанные правила, выражающие привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложились под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Они помогают человеку быстро принимать решение и оценивать происходящее, не тратя на это лишних умственных и эмоциональных усилий. Благодаря стереотипам или по их вине мы часто поступаем "автоматически", не задумываясь о своих поступках и не подвергая анализу то или иное устоявшееся мнение. И нет ни одного человека, который был бы абсолютно свободен от этих "клише".

С одной стороны, это неплохо. Ведь большинство стереотипов возникло не на пустом месте. И, приняв их на веру, мы не только экономим силы и время, но и "подстраховываемся", чтобы не совершить ошибку, не обжечься, не "наступить на те же грабли" и так далее. Но в результате нередко, напротив, совершаем ошибку, так как мир с тех пор, как появился тот или иной стереотип, сильно изменился.

Например, предвзятое отношение к людям другой расы и национальности может быть связано с тем, что раньше, в далекие-предалекие времена, люди, принадлежавшие к другим народам, могли угрожать безопасности рода или племени. Поэтому наши далекие предки привыкли видеть в "инородцах" потенциальных врагов. Однако сейчас другие времена, и все мы понимаем, что цвет кожи не может служить признаком, по которому стоит делить людей на друзей и врагов, и что среди людей любой национальности есть и "хорошие", и "плохие". Понимаем, но избавиться от стереотипов не можем. Поэтому волнуемся, если узнаем, что по соседству поселился мусульманин, хотя подавляющее большинство мусульман не являются потенциальными террористами. Поэтому проверяем, все ли на месте, показав дорогу цыганке, хотя совершенно очевидно, что сегодня многие цыгане ведут оседлый образ жизни и зарабатывают себе на жизнь отнюдь не конокрадством. Мнение о том, что немцы точны и педантичны, англичане чопорны, французы любвеобильны и жадны, американцы толстые и тупые, эстонцы медлительные, а украинцы жить не могут без сала, мягко говоря, не совсем точны. Наши представления о некоторых народах у самих носителей этих культур могут вызвать улыбку, если не смех. Так же, как нас потешают образы русских, созданные американскими кинематографистами. Судя по этим фильмам, русский человек - это вечно пьяный богатырь в валенках, шапке-ушанке и с балалайкой в руках (любопытно, многие ли из наших читателей владеют этим музыкальным инструментом?).

Народной мудрости вопреки

Мы попытались выяснить, насколько соответствуют действительности некоторые из наиболее распространенных в наше время стереотипов. Для этого мы обратились к статистике и результатам социологических исследований.

В первую очередь, хотелось бы опровергнуть стереотипы относительно того, что женщины не способны к точным наукам, не дружат с техникой, не умеют водить машину, а их красота и светлый цвет волос свидетельствуют о недостатке интеллектуального развития. Так, в списке обладателей Нобелевской премии 45 женских имен, причем есть среди нобелевских лауреатов и блондинки. А Софья Ковалевская, хоть и не получала Нобелевской премии, все же остается кумиром для многих мужчин-математиков. На счету женщин немало полезных изобретений, таких, как микроволновка, посудомоечная машина, машина для уборки снега, автомобильный глушитель, дворники-стеклоочистители и так далее. И пусть они не перевернули мир, но сделали нашу повседневную жизнь намного легче.

В списке умнейших женщин мира есть несколько блондинок - например, канцлер ФРГ Ангела Меркель, автор "Гарри Поттера" Джоан Роулинг, актриса Шерон Стоун, коэффициент интеллекта которой составляет 150 баллов, и Мадонна с IQ 140. Так что не стоит слишком доверять анекдотам. Как сказала одна блондинка (правда, крашеная): если кто-то считает, что перекись водорода способна проникнуть через корни волос в мозг и негативно повлиять на него, то кто из нас - "блондинка"?

Отдельно хотелось бы остановиться на устоявшемся стереотипе, который гласит, что "женщина за рулем - все равно, что обезьяна с гранатой". Согласно анализу, который провела по итогам минувшего года одна из крупных компаний, занимающихся автострахованием, женщины (если принимать во внимание, что среди водителей их в несколько раз меньше, чем мужчин) попадают в аварии чаще, чем представители сильного пола: из застрахованных водителей-женщин в аварию попали 8 процентов, а из застрахованных водителей-мужчин - 6,5 процента. Однако более "разрушительными" оказались именно "мужские" аварии: средний ущерб от ДТП, происшедших по вине мужчин, оказался на 5,5 процента выше, чем от "женских" ДТП. Так кто же тогда больше напоминает "обезьяну с гранатой"?

Впрочем, и ложные стереотипы в отношении мужчин не менее распространены, чем в отношении женщин. Например, бытует мнение, что "мужчины избегают семейных отношений". Однако результаты социологического исследования ВЦИОМ показали, что главное, к чему стремится 93 процента россиян мужского пола это создание счастливой семьи. То есть карьера и даже дружба для большинства из наших соотечественников стоят на втором месте!

Еще один распространенный миф о мужчинах гласит: "Мужчины не плачут". Подразумевается, что представителям сильного пола не присуща сентиментальность, что эмоциональность - это чисто женский удел. Однако на одном мужском форуме мне встретились комментарии записи, сделанной одним из его участников, который поделился своими переживаниями по поводу того, что при просмотре некоторых фильмов у него на глаза наворачиваются слезы, которых он стыдится. Оказалось, что он не единственный, кого пробивает "на слезу" при просмотре мелодрам, а также по многим другим поводам: кто-то до слез умиляется при виде собак и кошечек, кто-то рыдает, слушая любимую музыку, кто-то не может спокойно смотреть на детей-инвалидов.

- Зачем бороться с сентиментальностью? - успокоил своих собеседников один из участников обсуждения. - Это же не простатит!

- Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер - белый, лучший игрок в гольф - чернокожий, самый высокий баскетболист - китаец, а немцы не хотят воевать в Ираке, - сказал как-то американский баскетболист Чарльз Бакли. И разве он не прав?

Проверь себя

Тем, что хочет узнать, насколько "зашорено" его сознание, можно предложить пройти небольшой тест - быстро, не задумываясь, назвать русского поэта, домашнюю птицу, домашнее животное, фрукт и часть лица. А потом сравнить свои ответы с наиболее распространенными.

Этими ответами будут следующие: Пушкин или Лермонтов, курица или петух, собака или кошка, яблока или груша, а также нос. Если все ответы тестируемого совпали с приведенными, то, скорее всего, он привык мыслить стереотипами. Если один или два ответа оказались иными - это свидетельствует о творческом мышлении. Тех же, чьи ответы не совпали ни с одним из шаблонных, можно смело назвать креативными людьми.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер