Газета №36 (904), 3 сентября 2013
Перейти к номеру

Фантастическая реальность

3 сентября 2013, 17:45 Прочитали 1 493 раза
В регистрационные номера автомобилей собираются зашить радиоэлектронные чипы. Для чего и кому это нужно?
Дорожная антиутопия

В некоторых романах российских и зарубежных писателей давно уже нарисованы картины будущего, где каждый шаг человека находится под контролем государства, и его "всевидящее око" заглядывает в частную жизнь любого. Когда-то это нам казалось фантастикой. Однако с каждым годом развитие науки делает нашу жизнь все более похожей на эти антиутопии. С помощью современных информационных технологий можно не только прослушивать телефонные переговоры, но и следить за нашим общением в Интернете. Не за горами тот день, когда можно будет узнать, где каждый из нас находится, где он был до этого и много чего еще из частной жизни. Уже сейчас наше местонахождение определяется, когда мы входим в Интернет и общаемся в социальных сетях или в "аське". Выдать нас может и мобильный телефон - специалисты в состоянии определить, откуда идет сигнал, с кем мы разговаривали и даже о чем. Но и это еще не все.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал поручение МВД, Минкомсвязи и Минпромторгу подготовить предложения по обязательному использованию в автомобильных номерах микрочипов с технологией идентификации (RFID). Другими словами, в номера автомобилей собираются зашить транспондер - радиометку с информацией, которую можно будет считывать на расстоянии. Предполагается, что эта информация будет дублировать ту, что содержится в паспорте транспортного средства.

Срок для подготовки предложений по всеобщему внедрению этой технологии на автомобильном транспорте - до 6 ноября нынешнего года. Это позволяет ожидать, что внедряться она начнет уже с 2014 года.

По предварительным данным, чипы будут вшиваться сперва только в новые номера. Однако уже лет через пять, по мнению экспертов, на российских дорогах почти не останется "непомеченных" машин.

Благие намерения

Разумеется, принимая решение о повсеместном оборудовании автомобилей специальными чипами, правительство руководствуется благими намерениями. По мнению государственных мужей, это значительно облегчит жизнь инспекторам ГИБДД и не только им. Ведь при наличии соответствующей аппаратуры определять номер того или иного автомобиля смогут, не останавливая его, не только сотрудники дорожно-патрульной службы, но и работники заправок, и операторы платных дорог. А вместе с номером автомобиля - и имя его владельца. Считывающими устройствами могут быть оснащены светофоры, мосты и другие объекты, находящиеся на пути следования автомобиля. Так что в случае нарушения водителем правил можно будет не только зафиксировать нарушение и определить имя владельца авто, но и проследить, если в этом будет надобность, путь следования нарушителя. Впрочем, эти считывающие устройства позволят определять местонахождение и путь следования и других автомобилей, даже если сидящий за рулем правил не нарушает.

Предполагается, что нововведение позволит лучше контролировать ситуацию на дорогах и приведет к сокращению дорожно-транспортных происшествий. Однако сами сотрудники ГИБДД пока еще плохо себе представляют, каким именно образом авточипы помогут им в решении их задач. Ведь для того чтобы проверить, имеет ли водитель права и находится ли он в трезвом состоянии, автомобиль все равно придется останавливать. Ведь дистанционно с помощью этой системы можно узнать имя владельца машины, но не то, кто находится за рулем. И уж тем более невозможно будет определить, пьян он или нет. Единственное, в чем могут помочь чипы инспекторам ДПС, - это, пожалуй, определить регистрационный номер автомобиля, если он окажется заляпанным грязью.

- Мы пока с трудом себе представляем, как это будет работать и как чипы могут помочь в борьбе с ДТП, - сказал нам начальник отделения пропаганды ГИБДД УМВД по Тамбовской области Вадим Рыбкин. - Вот контролировать передвижение автомобиля это, действительно, позволит. Так что угнанные автомобили находить будет легче. В любом случае, введение этой системы требует огромных денежных средств, поэтому в полной мере она заработает нескоро, думаю, что лет через десять.

Получается, что чип - это всего лишь современное противоугонное устройство? В этом случае водители должны встретить нововведение на ура, воспылав к государству благодарностью за то, что оно готово тратить колоссальные средства для того, чтобы защитить их "железных коней" от преступных посягательств.

Однако мои собеседники, которым я рассказала о готовящемся нововведении, этого восторга почему-то не разделяют.

- Все это ерунда, никакой пользы от всеобщей чипизации я не вижу, - сказал один из тамбовских автомобилистов. - Буду ездить со старым номером, пока это будет возможно. Номер с чипом мне ни к чему. То, что это поможет бороться с нарушениями правил дорожного движения, - бред. Это позволит контролировать передвижение, но я не хочу, чтоб меня контролировали.

- Государство хочет контролировать каждый наш шаг, - заметил другой автолюбитель. - Чего-то они боятся…

- А как же быть с теми, кто ходит пешком, - продолжил его мысль третий мой собеседник, тоже водитель со стажем. - Пока браслет каждому на руку не наденут - не успокоятся.

Похожее высказывание я встретила и в Интернете: комментируя сообщение о предстоящем нововведении, один из пользователей сети написал так:

- Зачем в номера чипы вживлять? Давайте уж сразу в мозг! Тогда точно будет легко ловить преступников и отслеживать передвижения всех людей. Что мелочиться-то?

Мания преследования?

Так что все без исключения мои собеседники-автовладельцы, часть своей жизни проводящие за рулем, никакой пользы для себя в нововведении не увидели. Они убеждены, что соблюдать правила дорожного движения чипы в номерах недобросовестных участников дорожного движения не заставят, так что безопасней на дорогах из-за этого не станет. Зато все как один заметили, что всеобщая "чипизация" автомобилей - это не что иное, как посягательство на их частную жизнь, которая, согласно Конституции, должна быть неприкосновенной.

- А если я к любовнице ездил, то об этом тоже все будут знать? - заметил один из моих собеседников.

Помимо этого, автомобилисты высказывают опасение, что информация об их автомобиле и о них самих, а также об их поездках на личном автотранспорте станет достоянием общественности. Понятно, что при введении новой системы эту информацию постараются защитить, открыв доступ к ней только тем, кому она нужна для обеспечения законности и порядка. Однако информация в нашей стране (да и не только в нашей) имеет свойство утекать. Не нужно быть спецагентом для того, чтобы найти нужную информацию о ком-то, обладая о нем какими-то другими сведениями. Например, найти по фамилии человека его стационарный телефон и даже адрес, по которому этот телефон установлен. Тысячи хакеров, народных умельцев и сотрудников служб, имеющих доступ к тем или иным базам данных, готовы помочь нам в решении этой задачи. Один из моих собеседников-водителей рассказал, что как-то попадал в Интернете на сайт, где по номеру мобильного телефона можно найти имя того, на кого он зарегистрирован, и его паспортные данные, включая прописку.

Трудно предположить, что информацию о владельце автомобиля и его передвижениях не ожидает такая же участь. Так что в итоге может получиться так, что контролировать каждый наш шаг сможет не только государство, но и другие люди, в том числе конфликтующие с законом. Не исключено, что кто-то из них займется шантажом, а кто-то распорядится ставшей им известной информацией как-нибудь еще более жестко. Ведь никто не знает, в чьи руки она может попасть. Вдруг к маньяку? Я, например, паранойей не страдаю, но ездить в автомобиле с зашитым в номере чипом мне было бы неуютно и даже, пожалуй, страшновато. Как представлю - холодок между лопатками.

Цена вопроса

Почему-то никто из моих собеседников (может, из-за такого же холодка между лопатками) ничего не сказал об экономической стороне вопроса. Между тем совершенно очевидно, что стоить внедрение описанной системы будет недешево. Кто-то будет за это платить, а кто-то - получать прибыль.

Всего в России на конец 2012 года было зарегистрировано около 50,5 миллионов транспортных средств, в том числе почти 39 миллионов легковых автомобилей. Ежегодно автовладельцам выдается от 7 до 10 миллионов регистрационных номеров. В Тамбовской области на указанный период было зарегистрировано около 317,5 тысяч транспортных средств, из которых около 267 тысяч легковых автомобилей. Таким образом, можно представить, перемещение скольких тамбовских семей после полной реализации проекта окажется в поле зрения государства (и не только его). И сколько номеров с чипами удастся продать их производителям. Даже если стоимость одного чипа, как утверждают их производители, будет невелика (до ста рублей), то только от их продажи можно будет выручить пять миллиардов рублей. Около трех миллионов заплатят тамбовчане. Однако к этой сумме следует добавить стоимость антенны, корпуса метки и плату за ее установку на номер. Все эти деньги тоже, скорее всего, перетекут из кармана автовладельцев в карманы производителей чипов. Не стоит забывать и о том, что чипы будут бесполезны, если повсеместно не будут установлены считывающие устройства. Кто заплатит за ридеры и программное обеспечение, пока неясно, не исключено, что государство возьмет эти расходы на себя. Однако нельзя исключить и возможность того, что и за это, прямо или косвенно, заплатят автовладельцы.

Зато уже сегодня можно предположить, кто получит миллиардную прибыль. Дело в том, что сегодня в России не так много предприятий, которые производят RFID-метки. Это группа компаний "Микрон" и группа "Ангстрем". Так что вопрос только в том, кто из них получит выгодный заказ.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер