Газета №33 (901), 13 августа 2013
Перейти к номеру

Путь из прошлого в будущее

13 августа 2013, 16:53 Прочитали 1 221 раз
Тамбовский клуб исторической реконструкции «Серебряная Ладья» ­- единственный в Черноземье, который занимается просветительским краеведением
Исторический клуб «Серебряная Ладья» был организован в апреле 2006 года. Количество активных членов клуба – 25 человек. Кроме них, здесь занимается около тридцати воспитанников. Это дети и молодежь Тамбова и Уварово в возрасте от 11 до 27 лет. Руководитель клуба Денис Писецкий еще во время учебы на истфаке увлекся просмотром различных видеоматериалов с исторической реконструкцией. Он всегда мечтал не просто участвовать в таких действах, но и организовать собственную команду. Как видим, мечта сбылась.

Как все начиналось

­ С детства была тяга к приключениям, всему красивому и романтичному, ­ признается Денис. ­ Еще маленьким­маленьким, когда жил в Уварово с родителями, с друзьями строил замки, играл в рыцарей. Постепенно мечты обретали все более явственные очертания. Когда после окончания университета поступил в аспирантуру, появилось больше свободного времени. Именно тогда начал собирать вокруг себя группу подростков, с которыми мы стали заниматься изготовлением деревянных мечей, шили рукавицы, фехтовальные маски. Начал делать наручи, первые шлемы. Три года я занимался этим, но довольно несерьезно. Потом начали фехтовать, придумывать свои правила. Тогда же познакомился с ролевиками из Тамбова.

Тогда в областном центре существовало сообщество, которое занималось ролевыми играми. Однако окончательно этой организации так и не было суждено сформироваться. Еще до окончания аспирантуры Денис Писецкий стал всерьез задумываться над организацией своего клуба. К этому подталкивала неуемная жажда заниматься чем­то более глубоко, познавать историю родного края, определять в ней свое место и место будущих поколений.

В 2006 году идея воплотилась в жизнь. Исторический клуб был создан как общественное объединение. Ребятам выделили небольшое подвальное помещение недалеко от Нового автовокзала. Они собственными силами отремонтировали его, даже оборудовали там собственную мастерскую. Там же стали не только готовить снаряжение, но и тренироваться. Правда, в подвале особенно много не сделаешь. Да и большого опыта тогда еще не было. Однако уже удавалось участвовать в первых акциях.

Развлечение с подтекстом

Несмотря на довольно скудную на тот момент материальную базу, все чаще ребят начали приглашать на различные мероприятия. Как вспоминает Денис, тогда, семь лет назад, все выглядело довольно смешно. Ведь участники клуба многого еще не знали. Тем не менее, работали, набирались опыта. Дирекция тамбовского Парка культуры и отдыха регулярно приглашала их для участия в городских торжествах. Однако за рамки исключительно зрелищного мероприятия их выступления не выходили. Это был своего рода театр, не более того. Но уже тогда члены клуба ощущали внутреннюю потребность в чем­то более глубоком.

Со временем пришла потребность к казавшемуся забавным занятию подойти более осмысленно и серьезно. Началось регулярное посещение краеведческого музея, библиотек, налаживались контакты с администрацией музея. Начались показательные выступления с глубоким историческим подтекстом для школьников. Одновременно с этим была оформлена интерактивная выставка. На нее могли прийти ребята и взрослые, лично примерить доспехи, подержать мечи, даже пофехтовать и сфотографироваться. Мало того, у посетителей была возможность самим попробовать плести кольчугу, чеканить монеты.

После начала в музее ремонта выставка была свернута. В результате членам клуба пришлось заниматься в основном выездными мероприятиями. Но организация не стояла на месте, попутно накапливая информационную базу.

К утраченным истокам

К тому времени руководитель «Серебряной Ладьи» всерьез увлекся краеведением. В первую очередь, историей ранней средневековой мордвы, жившей на берегах Цны. Тогда же стал пытаться изготавливать некоторые предметы того времени. К сожалению, археологические раскопки на тамбовской земле не давали в полном объеме возможности воссоздать образ человека того периода.

А буквально три года назад ребята начали изучать историю Червленого Яра ­ исторической области на берегах Вороны, где в XIV­XVI веках находились многочисленные поселения славян, выходцев из русских княжеств, которые являлись, предположительно, родоначальниками современного казачества. Вдоль берегов рек, именно в местах, где произрастал густой лес, они строили свои укрепления, городища, поселения, хутора и стоянки. Занимались здесь бортничеством, рыболовством, пасли скот, торговали, обслуживали караваны, переправляющиеся через броды рек.

Тема эта очень интересная, но при этом слабо изученная, практически не освоенная историческими реконструкторами. К сожалению, сегодня в России преобладающей темой реконструкций стало западноевропейское Средневековье. И только одна десятая всех клубов занимается темами из истории России. Краеведением, как показывает жизнь, увлечены еще меньше.

Почему большинство реконструкторов сегодня любят увлекаться той же Японией или рыцарями? Денис объясняет это следующим. Японский бренд ­ не просто раскрученный, но и в полной мере развитый. Это проект, которым занимаются серьезно сами японцы. Они любят свою землю, свои острова, горы, море. Они надевают национальную одежду. Сегодня же встретить русского человека в национальной рубахе просто невозможно. Многие даже толком и не знают, как выглядит старинный костюм того же тамбовчанина. Японцы же практически на каждое торжество надевают свое национальное кимоно. Кроме того, они свято чтут свои национальные кулинарные традиции.

­ Японцы уважают себя как народ. Они уважают своего императора, природу, землю, историю. Они не будут к своему наследию относиться пренебрежительно, ­ считает Денис Писецкий. ­ Так же и немцы. Каждый немецкий областной центр имеет университет, существующий еще с XV века, большое количество архитектурных сооружений, построенных в Средневековье. Они не смогут, проходя мимо, пнуть его ногой. Европеец относится к историческому наследию как к своему богатству.

А в нашей стране? Как рассказывает Денис Писецкий, сегодня действует очень мощное краеведческое движение в Поволжье и Татарстане. Там реконструкторы занимаются историей Золотой Орды. Это неудивительно, принимая во внимание имеющийся в их распоряжении интереснейший исторический материал, включающий и богатейшее письменное наследие. Также развито это движение и в Новгородской области. Там люди увлечены ранним средневековьем, временем призвания на Русь Рюрика.

Единственный в своем роде

А вот «Серебряная Ладья» ­ единственный клуб в Черноземье, который занимается непосредственно просветительским краеведением. Он специализируется на истории мордвы и Червленого Яра. Занятие это довольно непростое. Полного исторического соответствия в костюмах добиться очень сложно. Сделать комплект одежды мордвина или казака ­ очень трудоемкая работа. К примеру, на пошив рубахи уходит дней пять. Шапку сшить можно за три дня.

­ Работа это несложная. Главная проблема состоит в кройке одежды, ­ рассказывает Денис Писецкий. ­ Сложно найти материалы о том, каким образом осуществляется раскрой ткани. В руках реконструкторов слишком мало материалов археологического характера. Очень сложно привлекать к работе графический материал. Это изображения на миниатюрах, рельефах, статуи, древнерусские иконы, которые на территории Тамбовской области почти не писались.

В результате сегодня участники клуба пытаются по большей части предположить, во что люди того времени могли бы одеваться. В этом им помогает, во­первых, археология, сохранившиеся фрагменты или даже намеки на крой одежды тех же мордвинов. Во время раскопок находят остатки оловянного бисера, который предположительно располагался на одежде вдоль швов. Бисером украшали шов и кромку одежды, горловину. Судя по сохранившимся фрагментам, можно предположить, что мордва кроила свою одежду в X веке так же, как и в XIX.

Таким образом, можно сопоставлять факты, делать определенные выводы, однако прямых указаний попросту нет.

­ Конечно же, нельзя, к примеру, использовать новгородские миниатюры для реконструкции облика жителя побережья Вороны XIV века, это слишком далеко. Следовательно, нужно изучать ближайшие регионы, ­ рассказывает руководитель клуба. ­ Мы активно исследуем сохранившиеся летописи черниговского происхождения, манускрипты конца XIV века, где есть много изображений жителей южнорусских степей, которые к нам значительно ближе. Также используем материал из Волгоградской и Саратовской областей. К примеру, там нам показали татарскую сумочку, которую предположительно носил житель Червленого Яра. Такая же сумочка найдена в довольно хорошем состоянии недалеко от городища Увек рядом с Саратовом.

Занятие не для всех

Сегодня даже трудно сказать, сколько именно человек состоит в клубе. Как признается сам Денис, люди приходят и уходят. При этом человек десять взрослых и около тридцати школьников здесь занимаются постоянно.

Такой «текучке кадров» есть свое объяснение. Заниматься исторической реконструкцией банально тяжело. Многие с этим просто не справляются. К примеру, тем же фехтованием заниматься нужно регулярно ­ как минимум раз в неделю. Иначе теряются навыки.

Кроме того, здесь есть очень жесткая техника безопасности, которая осваивается в первую очередь. В результате формируются навыки гибкости, аккуратности и самоконтроля. Просто взять оружие и ударить может любой. А для того, чтобы нанести удар аккуратно и разумно, по правилам, нужно тренироваться месяцами. Утрачиваются же приобретенные навыки очень легко.

Есть еще одна сторона медали ­ полный костюм с доспехами весит пятнадцать­двадцать килограммов. Когда все это надето, затрудняется обзор, кольчуга и наручи сковывают движения. Плюс тяжелый щит. В результате мечом размахивать просто неудобно, а с непривычки вообще невозможно. Нужен подготовительный комплекс, разминка. Далеко не каждый способен на такие «мучения».

Для детей, конечно, предусмотрен облегченный вариант. Только фехтовать фактически негде. Иногда участникам приходится заниматься во дворе музея. В школе №5 им также предоставляется такая возможность. Только пускают туда исключительно учеников этой школы. А дети в клубе из разных районов.

Через игру в историю

Что мальчишке нужно? Надеть шлем, кольчугу, взять руки меч. Когда ребята приходят в клуб «Серебряная Ладья», трудно сказать, что их привлекает именно исторический аспект работы клуба. Конечно же, нет. Как же все­таки удается развивать в них интерес к краеведению?

­ На самом деле, привлекая молодежь в клуб, в первую очередь, мы рассказываем о том, что здесь мы делаем костюмированные походы, стреляем из лука и фехтуем, ­ рассказывает Денис Писецкий. ­ У нас есть много педагогических проектов. Погружение в историю происходит для ребят практически незаметно. Ведь понятно, что пытаться навязать подобные вещи практически бессмысленно. Есть устойчивый стереотип, что рыцари – это интересно, а про мордву, казаков и Червленый Яр они даже не знают. Дети есть дети. Вся деятельность в клубе проходит исключительно через игру. Ребятам интересно, они участвуют в занятиях, загораются, сами пытаются что­то сделать. Одновременно мы начинаем им рассказывать, например, о том, чем отличается доспех рыцаря от вооружения татарина или русского доспеха. Спрашиваем у ребят, кем бы они хотели быть в игре. И в основном все желают быть именно русичами. Так, сами того не замечая, они постепенно подходят к основной теме.

А для того чтобы быть на игре «русскими», просто необходимо сшить древнерусские штаны. Ребятам показываются миниатюры, рассказываются особенности кроя. Потом покупается нужный материал и начинается изготовление предметов одежды. Пик заинтересованности историей родного края приходится как раз на тот момент, когда у подростка появляются его собственные им самим изготовленные вещи.

В процессе «разбора собственности» начинается формирование своего персонажа для игры. И здесь ребята уже стараются не смешивать стили. Через два­три мероприятия из массы вещей в сундуке исторического клуба они начинают вытаскивать именно то, что подходит к идее конкретного костюма.

К древнему быту через современные препятствия

На самом деле, любовь к родной земле приходит только после непосредственного участия в мероприятиях на природе. Именно тогда ребята начинают чувствовать свое единение с окружающим пространством, с тем местом, где родились и живут. Здесь, в лесах и оврагах, непроизвольно начинаешь ассоциировать себя с предками. Поневоле ощущаешь, как они жили. Во время строительства крепости представляешь себя на месте пращуров, проникаешься их мыслями и чувствами на подсознательном уровне, и возникает совершенно новое эмоциональное отношение.

Историческая игра в «Серебряной Ладье» проходит в течение двух­трех дней. Организуется средневековое поселение. Сейчас в Уваровском районе ребята – члены клуба уже достраивают башню, и в ближайшее время там может состояться стилизованная игра.

Башня строится уже третий год. И дело здесь еще в том материале, которым располагают «ладейцы». Если наши предки выходили в лес и выбирали нужные деревья, то у современных «исторических строителей» с этим есть свои сложности.

Вдобавок, как признается Денис, для того чтобы что­то организовать, это нужно согласовать со многими ведомствами. И, к сожалению, не на всех этапах такого согласования все проходит гладко. Парадокс в том, что часто именно «внизу» возникают разного рода сложности. Конечно, трудности это не глобальные и вполне преодолимые. Тем не менее, неприятные. Ведь подобные вещи сильно расстраивают и выбивают из колеи.

Человеческий фактор

­ В основной массе люди не понимают того, что мы делаем и для чего это нужно, ­ рассказывает руководитель клуба. ­ Многие зачастую просто начинают мешать. Кстати, крепости ребята строили неоднократно. Построят, на следующий год приходят ­ а строения попросту нет. Кто его разрушил и зачем ­ непонятно. Ясно одно, что это не местные власти и не лесник. Приходят такие же люди, как мы – охотники, рыболовы. Разбирают эти бревна и делают из них костер. Попросту необъяснимый случай произошел в районе Стрельцов в Тамбовском районе. Ребята привезли туда КамАЗ досок, соснового горбыля, сделали стену с дубовым каркасом. Обшивка была из досок. Через некоторое время после игр приехали достраивать крепость. А пока их не было, крепость разобрали, причем доски не просто разбросали, а аккуратно сложили штабелем. Ребята прибили их обратно. На следующую весну приехали на то же место ­ башня на четверть в углу выгорела и обвалилась. Ясно, что это не молния и никакое другое явление природы. Игру пришлось проводить в соседней уцелевшей башне. На следующий год от некогда целого сооружения остался едва уцелевший каркас.

Корень зла

Денис искренне недоумевает по поводу подобного вредительства. Ведь совершенно очевидно, что такие постройки никому не мешают. Более того, во время дождя в них можно укрыться. Да и выглядят такие крепости очень неплохо. Ребята искренне старались, создавая эти укрепления, проявляли свою творческую фантазию явно не для того, чтобы в один прекрасный момент обнаружить на месте строительства безобразную свалку. Трудно не согласиться с руководителем клуба, что здесь речь идет исключительно о низком культурном уровне человека. Конечно, мы не все такие. Но бывает, что достаточно одной овцы на все стадо…

­ Проблемой российского общества является, в первую очередь, отсутствие уважения к себе, своему труду, труду окружающих людей, к самим людям, сотрудникам, начальству, к подчиненным, к государству, к самой земле, пространству и дому, ­ считает руководитель «Серебряной Ладьи». ­ Конечно, все это идет от воспитания. Дети воспитываются без любви к красоте, к истории, к родной природе, архитектуре. В результате до сих пор буквально каждый час мы что­то теряем. В отличие от Европы, где даже в голову никому не придет разрушить здание в историческом центре. Там лопату нельзя воткнуть в землю без разрешения соответствующих органов. У них очень жесткое законодательство на предмет археологии. Поэтому и сами люди относятся ко всему совершенно иначе. Мы пытаемся прививать в клубе определенные традиции и вместе с тем понимаем, что это только капля в море. В масштабе области наши акции, вся педагогическая работа – маленькая толика. В идеале должен существовать большой центр. Нужна планомерная политика, нацеленная на перспективу. Необходимо составлять программу, рассчитанную на несколько десятилетий, и работать по ней. Только в этом случае есть реальный шанс сохранить еще не до конца утраченное. Чтобы добиться реального результата, надо начинать с малого и постепенно идти к большему. Тогда может измениться отношение к своей истории, а через нее – к своему настоящему и будущему.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер