Газета №28 (896), 9 июля 2013
Перейти к номеру

ЕГЭ, ухнем!

9 июля 2013, 15:42 Прочитали 929 раз
Остались позади бессонные ночи выпускников и родителей, связанные с тяжкими испытаниями ЕГЭ
Остались позади бессонные ночи выпускников и родителей, связанные с тяжкими испытаниями ЕГЭ, отзвенели последние звонки, прогремели шумные выпускные. Перед вчерашними школьниками открылись двери во взрослую жизнь.

В этом году Тамбовская область вошла в число лучших регионов по организации Единого государственного экзамена. Одновременно с этим и ее не обошла череда скандалов. Ну а как же без этого. Ведь понятно, что ни представители Регионального центра экспертизы образовательной деятельности, ни администрации школ не несут ответственности за действия «доброжелателей», выкладывающих в Интернете КИМы и бланки ответов.

Что касается нашей области, то за нарушение порядка сдачи ЕГЭ, включающее наличие мобильного телефона и шпаргалок, из аудиторий было удалено всего четырнадцать человек. Кстати, троим из них в итоге все­таки выписали индульгенцию и разрешили пересдать экзамен. Одиннадцати выпускникам такая возможность представится только на следующий год – нормальный срок для анализа своего поступка, а заодно и уверенной подготовки к грядущему неизбежному испытанию тестами.

Вот вам и результаты

Относительно добросовестных школьников, честно положивших свои знания на алтарь образовательной статистики, то здесь ситуация довольно неоднозначная. Что касается обязательных предметов – русского и математики, то положение по сравнению с предыдущим годом существенно улучшилось. Так, по русскому языку 21 участник набрал максимальное количество баллов по сравнению с восемнадцатью прошлого года. Одновременно не смогли преодолеть минимальный порог 60 человек, в прошлом таких было 111.

ЕГЭ по математике порадовал наличием 12 «стобалльников», которых в прошлом году не было вовсе. Парадоксально, но не смогли набрать минимальных баллов 319 человек. В 2012 году жертв точной науки было на порядок меньше – 173 школьника.

Результаты самого «модного» предмета по выбору последних лет – обществознания ­ также улучшились. Если в прошлом году сто баллов не получил ни один сдающий, то в этот раз их набрали четыре участника экзамена, а число не справившихся с испытанием стало в два раза меньше прошлогодних.

Объективный показатель или улыбка Фортуны?

Конечно, наша область в этом году может фактически гордиться сравнительно успешной сдачей единого экзамена. Буквально на днях знакомая учительница поделилась своим негодованием. Одна из ее лучших учениц, на всех тренировочных тестах по русскому языку набиравшая максимальное количество баллов, переволновавшись, в результате ЕГЭ едва вытянула на четверку. Сдававшая вместе с ней другая ученица, уроженка Армении, для которой русский язык так и не стал окончательно родным, без труда получила «пять». Когда учитель поинтересовалась у выпускницы, как ей это удалось, ответ поверг преподавателя буквально в шок: «Я долго учил и хорошо сдал!»

В материале «Процент ЕГЭ», опубликованном недавно в «Российской газете», приведены еще более замечательные конкретные ответы выпускников в ходе экзамена:

­ Обязанности работника ­ прибыть и оставаться в течение рабочего времени дееспособным (пример: работник Сидоров любит выпивать, но в отличие от его друга Федорова терпит и делает это в свободное время).

­ Опасность состоит в том, что люди плодятся как кролики, с каждым годом все быстрее и быстрее, скоро на нашей планете не хватит и ресурсов, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.

­ Люди и животные похожи тем, что мы все боремся за справедливость и свободу, за лучшее место для жилья.

­ Взять русских и мусульман, эти две национальности схожи могут быть только в цвете кожи, но по языку, национальности, одежде ­ во всем этом они различны... Татары и мусульмане, у них немного схожий язык. У этих двух рас много общего, только одежда, вкусы, привычки и интересы отличают их.

­ Хрущев был внебрачным сыном Сталина и поддерживал его политику. Однако был вынужден давать маленькие поблажки из­за давления английской разведки.

­ Петр I жил нормально. Когда родился и умер, не могу сказать. Знаю, что запретил носить шапку и юбку. Его убили у себя в комнате. Он сделал везде черные ходы, а у себя в комнате не сделал.

Также газета приводит забавную экзаменационную статистику. Каждый пятый выпускник школы не смог на экзамене по математике посчитать сумму оплаты за электричество. В Москве тысячи выпускников не смогли решить задачу по математике для пятого­шестого классов. Каждый десятый сдававший обществоведение всерьез считает, что указы президента России вовсе не обязательны для исполнения на всей территории страны. При проверке работ по истории выяснилось, что больше половины выпускников не в курсе, кто такие панфиловцы и в чем состоит их подвиг. Треть сдававших не опознали на фотографии Медного всадника.

Может, и вправду, достаточно довольствоваться исключительно результатами и радоваться за тех школьников, которым удалось получить баллы по максимуму? Поступят, куда желали, а там – трава не расти! Вытянет. А не получится – раздвигайте, родители, кошелек шире.

И волки сыты, и овцы целы

Действительно, результаты радуют. Все позади. И уже мягко начинает забываться недавний скандал с выложенными в Интернете ответами накануне экзаменов. Однако большинство преподавателей приходят к определенному выводу, что на самом деле в 2013 году битва за ЕГЭ была полностью проиграна его же сторонниками. Ведь, не касаясь самих детей, ни для кого не секрет, что учителям и репетиторам варианты были известны как минимум за два­три дня до экзамена. Хотя на тот момент еще какие­то сомнения присутствовали, что инетные ответы окажутся всего лишь пустышкой или просто чьей­либо глупой шуткой. Однако достаточно спросить любого знакомого учителя, присутствовавшего, к примеру, на ЕГЭ по математике в этом году. И если не слукавит, то он обязательно поделится впечатлением от увиденного, какие счастливые лица были у детей, получивших экзаменационные задания, с какой скоростью большинство продвинутых школьников тогда принялось строчить ответы.

Так и русский язык недалеко ушел. Ведь вполне понятно, что, имея заранее экзаменационные задания, только ленивый не удосужился бы зазубрить сочинение, написанное и детально проработанное с репетитором.

Хорошие результаты устраивают всех. Ведь ЕГЭ – это фактически первая попытка независимого оценивания результатов обучения. Общий экзамен и единые требования со стандартами проверки. Кто знает, покажись наружу реальные результаты знаний, кто бы от этого выиграл. Здесь, кстати, тоже не вполне честно мести всех под одну гребенку. Есть достаточно много школ, в которых работают квалифицированные педагоги, а ребятишки получают достойные знания. Нет сомнений в том, что таким школьникам ЕГЭ и впрямь по плечу! Тут только обида все равно возникает. Получается, что ученик, который одиннадцать лет обогащает себя знаниями и честно стремится к достижению высоких результатов, получил такой же результат, как какой­нибудь балбес ­ продвинутый пользователь Интернета?

Выход есть

В самом деле, говорить о фиктивности или результативности ЕГЭ абсурдно.

Не виноваты дети ­ виновата система. Дети являются всего лишь лакмусовой бумажкой происходящего в обществе. А вот чтобы отсеять тех, кто в силу лени или просто уверенности в поддержке доброжелателей не готов самостоятельно пройти экзаменационные испытания, достаточно всего лишь сделать добавочный экзамен в вузах ­ пусть в самой упрощенной форме. Ведь именно высшие учебные заведения должны быть в большей степени обеспокоены соответствием абитуриентов предъявляемым требованиям хотя бы на бюджетных местах. Хотя и с этим сегодня можно поспорить.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер