Газета №28 (896), 9 июля 2013
Перейти к номеру

Процент от ГСМ

9 июля 2013, 15:39 Прочитали 1 163 раза
Подорожание бензина может дорого обойтись не только автомобилистам
Бензин подорожает?

В России вновь заговорили о грозящем повышении цен на бензин и дизельное топливо. С 1 июля повышены акцизы и налоговые ставки на энергоносители. Рост акцизов на бензин и дизтопливо составляет в среднем от полупроцента до полутора. По мнению некоторых экспертов, это приведет к тому, что бензин и солярка подорожают на пятнадцать­двадцать копеек за литр. За год же они, по прогнозам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, вырастут в цене на 13 процентов.

Впрочем, не все оценивают ситуацию так пессимистично. Так, первый вице­президент Российского топливного союза Олег Ашихмин считает, что предпосылок для возникновения дефицита топлива нет, так как его запасов на топливном рынке достаточно. В отдельных регионах, где эти запасы особенно велики, бензин, по его мнению, может даже подешеветь на десять­пятнадцать копеек за литр, так как даже в этом случае его продажа по такой цене будет выгодной.

Этот аргумент вполне понятен. В условиях рыночной экономики цена на любой товар зависит не только от его себестоимости, но и от баланса спроса и предложения. Себестоимость не может не зависеть от размера акцизов – это да. Но если предложение заметно превышает спрос, то наценку на товар производитель постарается сделать минимальной, иначе товар никто не купит. Так что при отсутствии дефицита на бензин и солярку резкий скачок цен на них маловероятен. А при невысоком спросе и высоком предложении возможно даже снижение на них цен, причем как на розничном, так и на оптовом рынке.

Такая ситуация на самом деле наблюдалась в нашей стране в последние месяцы. На начало июля в 59 регионах России цены на бензин и солярку оставались неизменными, а в 21 регионе даже снижались.

На тамбовских АЗС

­ Цены на бензин и дизельное топливо не зависят от акцизов напрямую, их формирует рынок. Повысятся ли они на АЗС Тамбовской области, пока трудно сказать, ведь мы отталкиваемся от закупочных цен, ­ прокомментировал ситуацию менеджер ЗАО «Тамбовнефтепродукт» Алексей Тишуков. – Но пока тенденции к росту не наблюдается. В последнее время мы даже снижали цены.

Это утверждение подтверждается и статистическими данными. По информации Тамбовстат, в мае бензин марки АИ­92 на Тамбовщине стоил в среднем 27 рублей 73 копейки за литр, бензин с октановым числом 95 и выше – 30 рублей 5 копеек за литр, дизельное топливо – 29 рублей 42 копейки за литр. По состоянию на 2 июля, как нам сообщили в Тамбовстате, бензин марки АИ­92 стоил в нашем регионе в среднем 27 рублей 45 копеек за литр, АИ­95 – 29 рублей 89 копеек, дизельное топливо – 29 рублей 17 копеек. Так что получается, за месяц бензин на Тамбовщине подешевел на 16­28 копеек, солярка ­ на 25 копеек. Причем за предпоследнюю неделю июня АИ­92 и дизтопливо подешевели, хоть и совсем незначительно, и до конца месяца оставались на этом уровне.

Хотя подобный факт и внушает оптимизм, но понятно, что не дает гарантии того, что бензин и солярка все же не подорожают. Во­первых, цены снижались до повышения акцизов. Во­вторых, бензин относится к особым товарам, без которых в современном мире не обойтись. Как бы дорого ни стоили хлеб и молоко, мы будем их покупать, так как без еды человеку не выжить.

Бензин не является жизненно необходимым, однако спрос на него будет постоянным, как бы ни высока была цена. Причем не только у автолюбителей. Без ГСМ встанет общественный транспорт, остановятся предприятия, не будут поставляться товары в магазины, невозможно будет убрать урожай. Так что можно даже сказать, что ГСМ нам нужны, как хлеб. И если нефтяники захотят сохранить свою прибыль после того, как акцизы возросли, то не исключено, что они поднимут отпускные цены на нефтепродукты, а в результате подорожает бензин на заправках. И почувствует это на себе каждый из нас, независимо от того, есть ли у него автомобиль или нет.

Вездесущий бензин

Начнем с того, что все мы вынуждены пользоваться автомобильным транспортом. Даже если мы не перевозим свое бренное тело по стране или области, то уж наверняка ездим по городу: кто за рулем собственного авто, кто на автобусах или на такси. Себестоимость услуги по перевозке пассажиров с подорожанием бензина неминуемо возрастет. И если одновременно с этим не повысятся тарифы на проезд, то почти неминуемо понизится качество перевозок, даже если мы почувствуем это не сразу. Ведь не получая прибыли, перевозчики не смогут обновлять транспортный парк, а старые автобусы и автомобили, сколько их ни ремонтируй, в итоге придется списать. А перевозчики и сегодня в масле отнюдь не катаются.

Кроме того, мы сегодня живем в условиях рыночной экономики, а не натурального хозяйства. Это значит, что почти каждый товар производится не там, где продается. Для того чтобы товар оказался на прилавке магазина, его надо до этого прилавка довезти – от оптовой базы или от предприятия­изготовителя, которое может находиться в другом регионе. Помимо этого, на само это предприятие откуда­то еще нужно доставить сырье и материалы, из которого там товар сделают. А иной раз и на производство этого сырья надо затратить бензин или дизельное топливо. Ведь комбайны и тракторы, а равно и другая техника работают отнюдь не на воздухе.

Итак, вывод: транспортные расходы занимают определенную долю в себестоимости любого товара. Причем эта доля в нашей стране, по оценке специалистов, составляет от пяти до десяти процентов в конечной потребительской цене любого товара.

Издержки на топливо в транспортных компаниях составляют в среднем 30 процентов от их выручки. Вот и выходит, что при увеличении цены ГСМ на десять процентов транспортные расходы увеличатся на три процента и все товары подорожают как минимум на треть процента. Вот она ­ инфляция.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер