В России вновь заговорили о грозящем повышении цен на бензин и дизельное топливо. С 1 июля повышены акцизы и налоговые ставки на энергоносители. Рост акцизов на бензин и дизтопливо составляет в среднем от полупроцента до полутора. По мнению некоторых экспертов, это приведет к тому, что бензин и солярка подорожают на пятнадцатьдвадцать копеек за литр. За год же они, по прогнозам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, вырастут в цене на 13 процентов.
Впрочем, не все оценивают ситуацию так пессимистично. Так, первый вицепрезидент Российского топливного союза Олег Ашихмин считает, что предпосылок для возникновения дефицита топлива нет, так как его запасов на топливном рынке достаточно. В отдельных регионах, где эти запасы особенно велики, бензин, по его мнению, может даже подешеветь на десятьпятнадцать копеек за литр, так как даже в этом случае его продажа по такой цене будет выгодной.
Этот аргумент вполне понятен. В условиях рыночной экономики цена на любой товар зависит не только от его себестоимости, но и от баланса спроса и предложения. Себестоимость не может не зависеть от размера акцизов – это да. Но если предложение заметно превышает спрос, то наценку на товар производитель постарается сделать минимальной, иначе товар никто не купит. Так что при отсутствии дефицита на бензин и солярку резкий скачок цен на них маловероятен. А при невысоком спросе и высоком предложении возможно даже снижение на них цен, причем как на розничном, так и на оптовом рынке.
Такая ситуация на самом деле наблюдалась в нашей стране в последние месяцы. На начало июля в 59 регионах России цены на бензин и солярку оставались неизменными, а в 21 регионе даже снижались.
На тамбовских АЗС
Цены на бензин и дизельное топливо не зависят от акцизов напрямую, их формирует рынок. Повысятся ли они на АЗС Тамбовской области, пока трудно сказать, ведь мы отталкиваемся от закупочных цен, прокомментировал ситуацию менеджер ЗАО «Тамбовнефтепродукт» Алексей Тишуков. – Но пока тенденции к росту не наблюдается. В последнее время мы даже снижали цены.
Это утверждение подтверждается и статистическими данными. По информации Тамбовстат, в мае бензин марки АИ92 на Тамбовщине стоил в среднем 27 рублей 73 копейки за литр, бензин с октановым числом 95 и выше – 30 рублей 5 копеек за литр, дизельное топливо – 29 рублей 42 копейки за литр. По состоянию на 2 июля, как нам сообщили в Тамбовстате, бензин марки АИ92 стоил в нашем регионе в среднем 27 рублей 45 копеек за литр, АИ95 – 29 рублей 89 копеек, дизельное топливо – 29 рублей 17 копеек. Так что получается, за месяц бензин на Тамбовщине подешевел на 1628 копеек, солярка на 25 копеек. Причем за предпоследнюю неделю июня АИ92 и дизтопливо подешевели, хоть и совсем незначительно, и до конца месяца оставались на этом уровне.
Хотя подобный факт и внушает оптимизм, но понятно, что не дает гарантии того, что бензин и солярка все же не подорожают. Вопервых, цены снижались до повышения акцизов. Вовторых, бензин относится к особым товарам, без которых в современном мире не обойтись. Как бы дорого ни стоили хлеб и молоко, мы будем их покупать, так как без еды человеку не выжить.
Бензин не является жизненно необходимым, однако спрос на него будет постоянным, как бы ни высока была цена. Причем не только у автолюбителей. Без ГСМ встанет общественный транспорт, остановятся предприятия, не будут поставляться товары в магазины, невозможно будет убрать урожай. Так что можно даже сказать, что ГСМ нам нужны, как хлеб. И если нефтяники захотят сохранить свою прибыль после того, как акцизы возросли, то не исключено, что они поднимут отпускные цены на нефтепродукты, а в результате подорожает бензин на заправках. И почувствует это на себе каждый из нас, независимо от того, есть ли у него автомобиль или нет.
Вездесущий бензин
Начнем с того, что все мы вынуждены пользоваться автомобильным транспортом. Даже если мы не перевозим свое бренное тело по стране или области, то уж наверняка ездим по городу: кто за рулем собственного авто, кто на автобусах или на такси. Себестоимость услуги по перевозке пассажиров с подорожанием бензина неминуемо возрастет. И если одновременно с этим не повысятся тарифы на проезд, то почти неминуемо понизится качество перевозок, даже если мы почувствуем это не сразу. Ведь не получая прибыли, перевозчики не смогут обновлять транспортный парк, а старые автобусы и автомобили, сколько их ни ремонтируй, в итоге придется списать. А перевозчики и сегодня в масле отнюдь не катаются.
Кроме того, мы сегодня живем в условиях рыночной экономики, а не натурального хозяйства. Это значит, что почти каждый товар производится не там, где продается. Для того чтобы товар оказался на прилавке магазина, его надо до этого прилавка довезти – от оптовой базы или от предприятияизготовителя, которое может находиться в другом регионе. Помимо этого, на само это предприятие откудато еще нужно доставить сырье и материалы, из которого там товар сделают. А иной раз и на производство этого сырья надо затратить бензин или дизельное топливо. Ведь комбайны и тракторы, а равно и другая техника работают отнюдь не на воздухе.
Итак, вывод: транспортные расходы занимают определенную долю в себестоимости любого товара. Причем эта доля в нашей стране, по оценке специалистов, составляет от пяти до десяти процентов в конечной потребительской цене любого товара.
Издержки на топливо в транспортных компаниях составляют в среднем 30 процентов от их выручки. Вот и выходит, что при увеличении цены ГСМ на десять процентов транспортные расходы увеличатся на три процента и все товары подорожают как минимум на треть процента. Вот она инфляция.