Газета №26 (894), 25 июня 2013
Перейти к номеру

Без права переправы

25 июня 2013, 15:46 Прочитали 946 раз
Жителям одного из сел Притамбовья окончательно отрезан паромный путь на противоположный берег Цны
Пятьдесят лет верой и правдой служила жителям села Горелое, поселков Лучки и Орехово Тамбовского района паромная переправа через реку Цну. Перебирались на ней люди с одного берега на другой, машины ездили. Самое главное ее предназначение для жителей села Горелое состояло в том, что на ней по весне переправляли скот на пастбище, где коровы паслись до глубокой осени. Паром весом в пять тонн крепился всего на двух тросах. Как это ни странно, но даже паводком его ни разу не уносило. Словно какие-то неведомые силы все пятьдесят лет оберегали от напастей незамысловатую конструкцию.

Реаниматоры

Однако даже стихия не может поспорить с силой времени. Шли годы, и настил стал подгнивать сверху. В 2010 году сельсовет всерьез обеспокоился состоянием переправы. Ее подремонтировали штакетником и горбылем. Правда, к тому времени паром оставался уже только на одном тросе. Даже представить трудно, как удавалось дояркам таскать его через реку буквально боком. Ведь попасть на противоположный берег с помощью парома можно только вручную. Технология проста, как топор: тянешь металлический трос руками - паром движется вперед. Но когда поднимался северный или южный ветер, тащить его было значительно сложнее из-за отсутствия лебедки.

Нельзя сказать, что районной власти совсем нет дела до этой переправы. Периодически некие "реанимационные действия" предпринимались. Изначально паром стоял на трех понтонах-поплавках. Со временем они также устарели и пришли в негодность. Семь лет назад три маленьких понтона заменили на два больших. Позже паром подгнил еще больше. В итоге, так как его вместе с понтонами, еще чудом державшегося на одной проволоке, так и не закрепили, его вынесло на правый берег Цны. Весь прошлый год он благополучно пролежал там. Жители поговаривают, что это было устроено нарочно. Вроде бы его таким образом специально припрятали. Мол, со временем все утихнет, тогда и растащат его местные власти "на запчасти".

Понтонная угроза

Рассказывает житель села Горелое Евгений Иванович:

- Доярки ходили в сельсовет, писали заявление председателю Любови Павловне Ермаковой. Та заявила: "А вдруг что-то случится на пароме, кто-то упадет и погибнет?"

Действительно, меры предосторожности - великое дело и весомый аргумент! Правда, пятьдесят лет паром работал, и никто с него не падал.

Только однажды случилась беда, как вспоминают местные жители. Да и то не из-за парома. На реке случился шторм, и паромщик стал переправлять людей на лодке, потому что в такую погоду паром не потянешь. Лодку захлестнуло, и четыре человека, включая паромщика, утонули. Удивительно, но в том крушении уцелела лишь беременная женщина, которая смогла удержаться за пустой чемодан и была выброшена на берег. С тех пор во время непогоды на лодках через реку больше не ездили. Собирались человек по семь и благополучно переправлялись на дойку исключительно на пароме.

Стоит заметить, что если корову вовремя не подоить, то она сама, от рождения имея хорошую память, переплывает через реку и торопится домой. Только дорогу буренка не выбирает. Как правило, идет где попало, зачастую прямо по огородам. Результат таких походов - скандалы между жителями. Вот уж где и вправду существует реальная угроза, принимая во внимание бойкий нрав и недюжинную силу русского крестьянина.

Водяные кошмары

По сегодняшний день, не дождавшись пока никакой помощи, переправляют коров сельчане, спускаясь в узкое место на берегу, промытое водой, а это само по себе рискованно. Животное может просто задавить человека, да само упасть и переломать себе все что можно и нельзя. В мае прошлого года, по пояс в ледяной воде, люди кое-как тянули за собой стельных дойных коров на другую сторону. Те отпаслись вдоволь все лето, а в октябре буренок стали переправлять обратно. Вот уж где было зрелище не для слабонервных. Люди пытались загнать животных в воду, а те - ни в какую. По шесть мужиков затаскивали одну корову в воду. Доводили до дома и отпаивали водкой, чтоб не заболела. Двух телят тогда спасти так и не удалось. Они наглотались ледяной воды, в результате наступило переохлаждение. Пришлось их прирезать.

В прошлом году охотники пробили из карабина понтон. Через две дырки размером с палец туда набралась вода. Тогда воду откачали, и паром снова заработал. Только дырки-то не заварили, поэтому надолго его не хватило.

В апреле этого года вновь били челом жители главе сельсовета, на что получили ответ, в котором говорится, что понтонная переправа не находится в собственности местной администрации. В марте комиссией установлено, что существовавшая ранее паромная переправа вследствие длительной эксплуатации пришла в негодность. На период 2013-2020 годов предусмотрена экологическая реабилитация реки Цна, в ходе которой будет произведена расчистка русла реки для прохода по ней маломерных судов. После проведения расчистки администрация Горельского сельсовета обещает рассмотреть вопрос проектирования строительства паромной переправы. Правда, одновременно здесь же уточняется, что для выпаса скота отведено место в районе нового моста. Только не желают жители села пасти буренок в новом месте. Видимо, старое привычнее будет. Или есть еще какая-то причина?

Наследие Маркса

Глава сельсовета Любовь Ермакова прокомментировала ситуацию так:

- Мы не можем выделить деньги на ремонт переправы, так как она не находится на балансе сельсовета. В случае необходимости на баланс ее поставить можно.

Откровенно говоря, такой ответ удивил. Получается, что сельсовет, в отличие от самих сельчан, острой необходимости в пароме просто не видит?

- В нашем селе, - объясняет глава, - всего около шестидесяти коров. Существует определенное место для выпаса скота, куда в основном люди и гоняют своих животных. Недостаток этого места только в том, что там невозможно оставить стадо на весь сезон. Если утром пригнали, вечером надо загонять обратно. Что касается парома, то он принадлежал колхозу имени Карла Маркса. А на противоположном берегу находится бывшая колхозная земля, где паслись колхозные коровы. Вместе с ними и жители близлежащих земель привыкли выгонять своих буренок. Сегодня эта земля является муниципальной, но назначение у нее сельскохозяйственное, то есть к землям поселения она не относится. В настоящее время земли за рекой арендует Тамбовагрокомплекс. Вот какая штука интересная получается. Гоняли жители много лет своих коров на благодатные колхозные земли, да так загонялись, что и не заметили, как колхоза не стало, а вместе с ним - фактически и самих земель. Вот и попробуй объясни буренкам, почему однажды их, даже вплавь перебравшихся через реку, не пустят на привычные луга. У нас ведь свято место пусто не бывает. Вдруг найдется предприимчивый хозяин, который засадит все бывшее пастбище какой-нибудь невиданной сельскохозяйственной культурой, с которой так и польется прибыль неслыханная? Мало ли, еще забором земли обнесет, через который дояркам точно будет не пробраться.

Возможное начало конца

Много лет жители села боролись за переправу. И, казалось бы, заветное разрешение вопроса совсем близко: в июне этого года из администрации района пришел очередной ответ:

"В связи со значимостью данного объекта для жителей села Горелое администрация Тамбовского района планирует произвести восстановление паромной переправы с заменой понтона. В случае положительного разрешения всех возникших вопросов по восстановлению паромной переправы работы будут закончены до конца сентября 2013 года".

Итак, ждем…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер