Газета №25 (893), 18 июня 2013
Перейти к номеру

Откройте занавес!

18 июня 2013, 15:29 Прочитали 828 раз
Стоит ли прививать современному зрителю интерес к театру, или он окончательно безнадежен?
Это поистине чарующее мгновение, когда в зале выключается свет… открывается занавес… и зритель погружается в другую жизнь ­ особенную, со своими интригами и переживаниями. Стеклянная стена здесь не оградит от тебя актеров, ты останешься с ними лицом к лицу, будешь дышать одним воздухом и чувствовать одновременно. Театральный актер заставляет тебя переживать, мыслить, возможно, даже на пару часов вырвав тебя из повседневности, заставит позже пересмотреть свою жизнь и внести в нее некоторые перемены. Театр – это искусство. Его влияние не подвластно прямому толкованию, но оно есть. Нет, это не развлечение, как полагают многие. Может прозвучать несколько пафосно, но театральное искусство – духовная пища поколений, и если в ней не нуждаются, значит, и питать, скорее всего, нечего.

Приоритеты меняются

«Вчера в киношку сходили на фэнтези… так себе. Спецэффекты слабоватые. Ожидал большего». «Ждали остросюжетного, оказалось полное «мыло». Да еще и напитков перебрали, еле до конца досидели». Для современного зрителя поход в кинозал стал обычным явлением. Только и успевают выходить трейлеры новых картин, которые удается посмотреть в Интернете еще до начала официального показа. Киноолигархи замечательно наживаются за счет громких афиш и удачной предпрокатной рекламы. Заметьте, «заманухой» сегодня уже не является даже устойчивое выражение «звезды Голливуда», и уж тем более «российские». Нет, к шедеврам видеомонтажа современного киномана можно привлечь только дорогущими спецэффектами. Какая уж тут игра чувств, накал страстей и вихри эмоций! Складывается впечатление, что сами актеры скоро не понадобятся. Компьютерная графика творит чудеса.

О Муму, и не только

Современному зрителю присуще исключительно фабульное мышление. Важно, кто куда пошел, где что сделал, что из этого вышло, кто пострадал и какова расплата. Все. На чувства и переживания плевать. Да это и не удивительно. Распознавать только сюжеты учит и сегодняшняя школа. Каждый школьник знает тургеневского Герасима, однако основной смысл произведения для него состоит в трагедии Муму. Это не потому, что любовь к животным превалирует в их чувствах, просто они не имеют возможности судить объективно, так как скорее всего произведение было прочитано в кратком изложении: «Герасим был немой и любил собачку. Барыня взревновала и велела утопить бедное животное. Герасим так и поступил, потому что ему некуда было уйти вместе с Муму».

Трудно представить себе современного школьника, который вечерами сидит над двумя томами величайшего романа Льва Толстого о трагической любви Анны Карениной и блестящего офицера Вронского. Но одновременно с этим сцена с поездом известна практически каждому. Толкование «Войны и мира» воспроизводится из старых анекдотов про Наташу Ростову, и смутным образом возникает в памяти то ли дуб, то ли вяз, о котором что­то на уроке рассказывала учительница. Что же случилось с нами? Неужели такое примитивное и поверхностное мышление, основанное исключительно на компьютерных стратегиях, завладевает великой русской душой? Книги пылятся на полках, если не являются пиком современной моды. Бульварные романы и сказки о Гарри Поттере становятся излюбленным жанром. Классическое кино признается устаревшим, а новое перестает впечатлять. Может, в таком случае о театре и говорить сегодня вовсе не актуально. Чем он способен удивить зрителя со своими летающими на лесках атрибутами и неправдоподобными декорациями?

Театр без зрителя

Удивительная вещь получается. Количество самих театров по стране в последние годы увеличивается, а интерес к ним падает. Если лет пять назад на вопрос, почему вы не посещаете в театр, отвечали, что просто неинтересно, только 17 процентов россиян, то сегодня количество «незаинтересованных» выросло до 23 процентов. Самое интересное, что большая часть таких антитеатралов даже вспомнить не могут, когда в последний раз они были в театре и были ли вообще.

Немного интересной тамбовской статистики. Наш Тамбовтеатр дает в год 797 спектаклей. 260 составляют постановки драматического, а 537 – кукольного театра. Вкушают прелести действий открытого занавеса 70 тысяч взрослых тамбовчан, а 36 тысяч ребятишек приводят за ручку родители или педагоги. В целом по области картина не такая уж и плачевная. Но и радужной ее назвать как­то не получается.

Такая ситуация вырисовывается и в общем по России. Если верить социологическому исследованию, половина российских граждан либо никогда не бывает в театре, либо эти посещения достаточно редки, так сказать, «от случая к случаю». Каждый пятый россиянин с уверенностью заявляет, что никогда в жизни не был в театре. Кстати, в последние годы наметилась приятная тенденция пусть незначительного, но заметного увеличения заинтересованности. Если еще в 2009 году число опрошенных, никогда в жизни не бывавших в театре, составляло 29 процентов, то сегодня оно снизилось до 19.

Здесь и сейчас

Социологи выяснили и причины отсутствия интереса к высокому искусству. Их оказалось несколько. Одна из основных ­ это отсутствие доступности к театру. Не секрет, что драматическое искусство сегодня все­таки является достоянием крупных городов и областных центров. Вряд ли житель провинциальной глубинки согласится пожертвовать и так имеющимся в небольшом запасе свободным временем, чтобы отправиться в город посмотреть спектакль. Наверняка он найдет себе дела «поважнее» и «поинтереснее». Вторая причина, самая понятная и актуальная, ­ банальное отсутствие денег. В принципе, если триста рублей за спектакль местной постановки ­ не такая уж и большая сумма, то гастроли приезжих театров, а уж тем более особенно нашумевшие спектакли, грозят серьезно ударить по карману. Вот и возникает вопрос: выдернуть из кровно заработанных тысячу на «Сильву» в театре или посмотреть ее с экрана телевизора в домашнем мягком кресле и тапочках. В большинстве случаев ответ однозначен. Минимум затрат, максимум комфорта.

К сожалению, дефицит средств и времени прямо сказывается на духовном воспитании общества. Нет, конечно, нельзя умалять значения хорошего кино или других способов выражения искусства, но театр должен занимать пусть даже небольшое место в жизни каждого человека. Он нужен и для того, чтобы вопреки всему не тратить время, а приобретать его. Театр способен помочь мысли именно здесь и сейчас, не откладывая на потом. Жить одномоментно, здесь и сейчас, без шанса на перемотку на нужный фрагмент. Именно поэтому театр и является аналогом нашей жизни.

Если гора не идет

Самым удручающим является тот факт, что практически третья часть населения заявила социологам, что в театр они не собираются идти определенно ни в каком случае, так как там просто неинтересно. За внимание такого зрителя бороться сложнее всего. Что ж, как говорят в народе, «невольник – не богомольник». Может быть, действительно, за такую аудиторию и не стоит бороться.

Но вот зритель из глубинки – далеко не беспроигрышный вариант. Сосредоточиться на нем и утолить духовную жажду решила администрация Тамбовтеатра. Сегодня на стадии рассмотрения и проработки в рамках творческого проекта «Тамбов театральный» находится уникальная идея, предполагающая гастроли нашего театра не в другие регионы России, а непосредственно в глубь Тамбовщины. То есть театральные труппы будут предположительно по три спектакля в неделю давать в тех уголках области, жители которых, возможно, даже и представления не имели о волшебной силе театрального искусства.

Действительно интересная задумка. Кто знает, может, и окажется, что в наших полувымирающих деревеньках спрятался тот замечательный зритель, который, почувствовав настоящие дыхание жизни на театральных подмостках, навсегда останется ее преданным ценителем.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер