Одно посещение «объекта» может занимать порядка двадцати минут в зависимости от задания. Выполнение тайным покупателем поставленной задачи тщательно контролируется. Заказчик может в качестве доказательства попросить предоставить поименную перепись всех сотрудников, бывших на месте в момент посещения, визитку заведения, чек, диктофонную запись, фотографию и т.п.
Впечатления от посещения тайный покупатель заносит в анкету, причем в двух вариантах – письменном и электронном. На заполнение анкеты может уходить до часа, если ответы не сводятся к «да нет», а предполагают развернутые комментарии. Часто именно от сложности заполнения анкеты зависит размер вознаграждения.
Удобный вариант
Заманчивым для ищущего работу является тот факт, что вакансия тайного покупателя не предполагает у кандидата наличия какогото специального опыта или образования. Умения пользоваться компьютером достаточно самого примитивного. Возраст, пол и национальность также значения не имеют. Главные качества, которыми необходимо обладать претенденту, – это наблюдательность и ответственность.
Если рассматривать данный способ заработка как дополнительный, сочетать его с основной работой, скорее всего, вполне реально.
Нам стало крайне интересно постараться вникнуть в тонкости такой профессии. Это может показаться удивительным, но факт остается фактом: объявлений по Тамбову «на заданную тему» на интернетресурсах оказалось предостаточно. Мы позвонили по нескольким из них. Выяснилось, что требования в разных местах не вполне совпадают. Зарплата также колеблется от двухсот рублей до тысячи за задание. Там, где выплаты меньше, минимальны и требования. За двести рублей вам достаточно заполнить лист опросника. А вот за тысячу уже придется попотеть, так как помимо простой отписки с вас потребуют видео и аудиозапись посредством сотового телефона.
На первый взгляд может показаться, что востребованность такой забавной профессии свидетельствует о заинтересованности современных работодателей в улучшении качества предоставляемых ими услуг. Вот только смущает один нюанс. Согласно старинной поговорке «копейка рубль бережет» очень непонятно, с какой это радости, к примеру, предприниматель так легко идет на подобные расходы?
Мнение пострадавших
Мы решили поинтересоваться у работника одного из магазинов нашего города, владелец которого с недавнего времени не экономит на тщательном контроле своих работников.
Анна:
Кто такой «тайный покупатель», наш магазин узнал примерно месяц назад. Тогда его появление мы воспринимали с сарказмом, как очередное сумасбродное новшество или прихоть начальства. Но вот последствия его визитов и в прямом смысле их отражение на нашей заработной плате ощутили пару недель назад. Сначала все выглядело довольно забавно. На какомто этапе нам даже удавалось вычислять незваных гостей. Они проявляли себя абсурдной дотошностью. Могли очень долго рассматривать какойто продукт, задавать вопросы, какие простому покупателю, имеющему желание осуществить заветную покупку, даже и на ум бы не пришли.
Через неделю количество «тайных» заметно увеличилось. Мы откровенно уже стали теряться. Либо это обычный, просто очень скрупулезный покупатель, либо незваный гость. В принципе, поначалу их появление не сулило нам никаких тревог. Что касается этики в обслуживании – доброжелательность и отзывчивость к покупателям стали настоящей традицией и достоинством нашего магазина. Но сегодняшний абсурд с тайным аудиторством накалил атмосферу в коллективе до предела. Все объясняется следующим. Наша зарплата складывается из нескольких частей. В нее входит чисто формальный оклад с потешной суммой, к которой добавляется выручка с продаж и коэффициент за качество предоставляемых услуг. Если раньше этот самый коэффициент определялся количеством записей в книге предложений от благодарных покупателей, то сегодня он стал напрямую зависеть от вердикта тайного покупателя. Причем ладно бы просто зависеть.
В последнее время начальник стал рассчитывать наши доходы по пресловутой шкале бонусов, тонкости которой, как я понимаю, понятны только ему самому. В самом начале сотрудничества администрации с тайными покупателями за нелестный отзыв, детали которого нам никогда не оглашались, часть баллов попросту снималась. Откровенно говоря, было очень обидно. Тогда мой недельный заработок резко уменьшился практически вдвое. Я так и не поняла, на каком основании и за что. Также улыбаешься, попрежнему готова выполнять все прихоти покупателя, а тут – бах, и зарплату пополам! Единственным спасением было просто не попадаться на глаза этому тайному вредителю. Но и этой возможности спасения мы также вскоре лишились. В настоящее время с нас начали снимать баллы, а вместе с ними и деньги, если в течение недели конкретный продавец не повстречался с тайным покупателем четыре раза. Согласитесь, абсурд полнейший!
Стоит задуматься
Эта беседа с «жертвой» тайного покупателя заставила всерьез задуматься и внесла ясность во многие непонятные до этого момента вещи. Получается, что работодателю привлечение тайных покупателей оказывается действительно выгодным. Здесь можно замечательно сэкономить на зарплатах сотрудникам. Более того, после разговора с Анной я всерьез усомнилась в том, что ее начальник действительно так уж зачастил с приглашениями тайных покупателей. Учитывая то, что сами опросные листы никому не показываются, очень удобно самому начальнику по его единоличному мнению решать, кому надбавить, а с кого и снять обещанное вознаграждение. Не удивлюсь, что в этом магазине загадочных гостей в последнее время попросту не было.
Что ж, работницам этого магазина искренне можно посочувствовать. Тем более что выборто у них невелик: не нравится – никто не держит. В искреннюю озабоченность работодателя качеством обслуживания верится очень с трудом. Что он получает на выходе? Всецело ненавидящий его персонал, вполне возможно, готовый напакостить начальству любым возможным способом. На сервисе, как и на обстановке внутри коллектива, это вряд ли способно отразиться положительно. Ведь сегодня существует немало верных и испробованных средств для борьбы с эмоциональным «выгоранием» сотрудников. Сюда, кстати, можно включить и корпоративный отдых. Кстати, средства, затраченные на сомнительных ревизоров, лучше бы потратить на материальное стимулирование персонала. Тем более что доброжелательные и доверительные отношения начальника с подчиненным способны принести гораздо больше выгод, чем взыскание с заработной платы работника за подчас довольно субъективную оценку человека извне.