Газета №16 (884), 16 апреля 2013
Перейти к номеру

Смешанный выбор

16 апреля 2013, 15:20 Прочитали 995 раз
Следующий состав Государственной Думы россияне будут выбирать по новой системе
Обещал – сделал

Полтора года минуло с той поры, как мы определились с депутатами, которые представляют интересы региона в нижней палате парламента. Вернее, даже не с самими кандидатурами, а с политическими силами, которые, согласно результатам выборов, доверили своим представителям право занять депутатские кресла в Государственной Думе. И пусть до следующих выборов еще больше трех лет, есть серьезный повод обсудить вопрос их проведения уже сейчас.

Дело в том, что в 2016 году мы будем выбирать депутатов Госдумы не только по партийным спискам, как это было в 2011­м, но и по одномандатным округам, то есть смешанной системе. Президент Владимир Путин отозвал законопроект Дмитрия Медведева о выборах в Государственную Думу и внес новый вариант, предусматривающий возвращение к смешанной системе выборов, которая, кстати, существовала до 2005 года. Это значит, что половина парламентариев вновь будет избираться по партийным спискам, другая половина ­ по 225 одномандатным округам. Причем претенденты смогут выдвигать свою кандидатуру на выборы как самостоятельно, так и через политические партии. Самовыдвиженцам необходимо будет собрать не менее 0,5% подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного округа, а если в округе менее 100 тысяч избирателей ­ не менее 500 подписей. Собственно, Владимир Владимирович сделал то, что пообещал на выступлении перед Федеральным собранием 12 декабря 2012 года.

­ Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму. Согласен с этим, – заявил тогда президент.

Выгода для всех?

Законопроект о новой системе избрания депутатов Госдумы, внесенный президентом Владимиром Путиным, выгоден и регионам, и партиям, и обществу, считает большинство экспертов. Чем? Попробуем разобраться. Во­первых, в чем выигрывают регионы. Благодаря нововведениям, предлагаемым законом, связь депутатов с территориями, от которых они избраны, станет прочнее. Практика показывает, что взаимоотношения депутата­одномандатника с избирателями своего округа теснее, чем отношения депутата­списочника, поскольку они формируются еще на этапе выдвижения кандидата и продолжаются, когда он приступает к исполнению обязанностей депутата парламента. В данном случае можно говорить и о большей подотчетности народного избранника людям, и о возможности оперативнее реагировать на их нужды и проблемы.

Во­вторых, смешанная система выборов депутатов Госдумы создает дополнительные преференции для политических партий. В­третьих, новый закон призван повысить представительство в Госдуме различных социальных, профессиональных и других групп и, соответственно, лучше учитывать их интересы.

Оппозиция против

С этими и другими, казалось бы, весомыми доводами не согласна оппозиция.

Ульяна Рыжова, руководитель фракции «ЛДПР» в Тамбовской областной Думе:

­ Либерал­демократы и Государственной Думы, и тамбовского регионального парламента высказались против выдвинутого Президентом законопроекта о выборах депутатов Госдумы. Лично я тоже голосовала против перехода на новую систему выборов. Несмотря на то что в законе есть много положительных моментов, таких, как снижение процентного барьера для прохождения политических партий до 5%, запрет на избирательные блоки, сохранение федерального списка депутатов, введение новой избирательной системы может привести к тому, что оппозиция получит меньшее число мандатов. Нынешняя система дает ей шансы на большее представительство в нижней палате российского парламента.

Свое «против» объяснили и тамбовские коммунисты.

­ Несколько непонятен аргумент в пользу того, что новая система выборов будет сильнее привязывать депутата к его округу. Это правильный посыл, но он прописан и в нынешнем законодательстве с одной лишь разницей, что нет избирательного округа, а есть региональная территориальная группа, ­ объясняет руководитель фракции «КПРФ» в Тамбовской областной Думе Виктор Полежаев.

Кроме того, депутат уверен, что в случае, когда выдвиженцы проходят через сито политических структур, партия, доверяя своему представителю мандат, может влиять на его депутатскую деятельность. Далее коммунист утверждает, что для реализации нового закона о выборах депутатов Госдумы придется нести большие финансовые затраты на содержание 225 окружных комиссий, да и печать новых бюллетеней – удовольствие не из дешевых.

­ А если представить, что по каким­то причинам депутат решил завершить свою работу в парламенте? Сейчас его место занимает следующий по партийному списку, а в случае с самовыдвиженцами опять нужно будет проводить выборы, ­ продолжает Виктор Полежаев. Но главное, чем обеспокоен депутат, это снижающейся возможностью выстраивать партийную систему. Казалось бы, есть отличные условия для развития многопартийности. Однако политически активным гражданам сегодня не за чем вступать в партию, если и без членства в ней можно попробовать замахнуться на кресло депутата Госдумы.

Закон заставит работать

Руководитель фракции партии «Единая Россия» в Тамбовской областной Думе Андрей Пилипенко не согласен с критикой законопроекта представителями оппозиции по поводу того, что предлагаемый Президентом порядок избрания депутатов Госдумы уменьшит роль политических партий. По его мнению, закон, наоборот, создает пространство для дальнейшего развития политической и партийной системы:

­ С одной стороны, закрепляется пяти­, а не семипроцентный барьер для прохождения в Госдуму, это можно воспринимать как преференцию. С другой стороны, закон стимулирует развитие политических партий как самостоятельных, самодостаточных образований. С учетом того, что избирательные блоки запрещены, у руководства политических партий есть совершенно внятный стимул для развития системы региональных и местных отделений, создания первичных организаций ­ то есть для реальной работы с населением.

Единоросс уверен, что закон стимулирует развитие партийной системы как раз за счет того, что служит стимулом к каждодневной и круглогодичной работе с избирателями, а не к предвыборной активизации политических партий. В данном случае он закладывает очень серьезные стратегические основы для развития партийной системы в России.

Блокам – блок

Абсолютно оправданным считают эксперты и запрет на избирательные блоки. Блоки ­ не демократичная форма. Если говорить о представленности интересов различных социальных групп в парламенте, то блоки ее не гарантируют. Однако зачастую вводят избирателей в заблуждение, обманывают их. Дело в том, что блокироваться на выборах могут партии по сиюминутным предвыборным интересам, предлагая некую программу, зачастую носящую популистский характер, обещая представлять интересы тех или иных слоев населения, проходя с этой программой в федеральный парламент, но после достижения цели распадаясь, по­новому группируясь, меняя политическую ориентацию.

Кроме того, предлагаемая система избрания депутатов Госдумы может стать серьезным кадровым лифтом для большого количества амбициозных политиков, привести во власть большое количество новых лиц, потому что расширяет избирательное пространство для беспартийных депутатов, популярных в регионах, и авторитетных в регионах политиков, которые, очевидно, будут востребованы действующими политическими партиями. И самое главное, депутаты, прошедшие по одним округам с серьезной электоральной базой, совершенно неизбежно будут рассматриваться политическими партиями, в том числе как кандидаты в губернаторы, в мэры областных центров. То есть благодаря новой системе избрания депутатов Государственной Думы может появиться целая плеяда новых интересных политиков, имеющих весьма серьезную поддержку в территориях и округах.

Александр Никитин, председатель Тамбовской областной Думы, секретарь Тамбовского регионального отделения, член генерального совета «Единой России»:

­ Выборы в мажоритарных округах дадут субъектам Российской Федерации возможность эффективнее лоббировать собственные интересы в парламенте страны. Эта инициатива персонифицирует политическую конкуренцию, делая ее не только соревнованием идей и программ, но и состязанием личностей. Убежден, что такие изменения позитивно скажутся на развитии парламентской системы в России. Сейчас не все зарегистрированные партии обладают кадровыми и организационными ресурсами для того, чтобы участвовать в выборах по партийным спискам. Однако их лидеры смогут получить поддержку избирателей в качестве одномандатников, смогут получить такую поддержку и самовыдвиженцы. Это, на мой взгляд, безусловно, обогатит политический процесс.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер