Газета №16 (884), 16 апреля 2013
Перейти к номеру

Семья как альтернатива школе

16 апреля 2013, 15:18 Прочитали 926 раз
Согласно действующему законодательству, «аттестат зрелости» можно заработать, не посещая уроков в образовательном учреждении
Согласно действующему законодательству, «аттестат зрелости» можно заработать, не посещая уроков в образовательном учреждении. И число детей, получающих образование дома, с каждым годом растет. Почему родители выбирают именно эту форму обучения?

Школьные годы «чудесные»

Далеко не все из нас вспоминают период обучения в школе сплошь в радужном цвете. Эпизодов, омрачающих эти воспоминания, достаточно у каждого. Кто-то старается стереть из памяти все то, что связано с общением со сверстниками, которые смеялись над ним, дразнили, а иногда и поколачивали просто за то, что он чем-то отличался от других: излишней ли застенчивостью или очками на носу, или чем-то другим - неважно. Кто-то усиленно избегает встречи с кем-то из своих бывших учителей, который заставлял его чувствовать себя неумелым, неумным, неспособным или проявлял к нему излишнее внимание, то оставив после урока, то наградив щелчком указки, то унизив ироническим замечанием. Счастливчиков, которые могут сказать, что никаких печальных эпизодов из своего школьного детства они не припоминают и что это были воистину чудесные, ничем не омраченные годы, найдется немного.

Разумеется, с того момента, когда для нас прозвенел последний звонок, до того мгновения, когда первый звонок прозвенел для нашего ребенка, прошли годы. За это время в школе много чего изменилось. Интерактивные доски, компьютеры, электронные дневники, современное лабораторное оборудование, новые учебные пособия… Новое оборудование, новые образовательные технологии, новые учебные программы - только вот учителя в преимуществе своем остались прежними, с прежними подходами к организации образовательного процесса, с прежним отношением к детям и с прежними требованиями к ним, главное из которых, пожалуй, - не выделяться.

Общая для всех - способных и не очень - программа, общая для всех - для усидчивых и гиперактивных - продолжительность урока, одинаковые для всех объяснения, одинаковые задания, единая форма одежды, единое меню в столовой, единый распорядок дня. Между тем все мы прекрасно понимаем, что дети у нас разные. Одни приходят в школу, умея не только читать, писать и считать, но и выполнять куда более сложные задания, другие все еще считают по пальцам и знают лишь несколько букв. Одни интересуются математикой и готовы целыми днями решать задачи и уравнения, другие легко пишут сочинения, много читают, интересуются историей, а за задачник их не усадишь. Одни дети вскакивают чуть ли не раньше родителей, а в 19 часов начинают "клевать носом", других, наоборот, поднять в семь утра - непростая задача, зато уложить спать до 23 часов тоже невозможно, а в 19 часов они полны энергии и готовы к любым свершениям.

И времени для изучения разных тем разным детям требуется неодинаковое количество, и доходчивыми и понятными объяснения для них будут разными. В результате у ребенка неизбежно начинают копиться негативные эмоции: "из-за школы надо рано вставать", "я так старался, а мне поставили три - за плохой почерк", "нам весь день объясняли то, что я давно уже знаю - снова день прошел зря", "на "физре" надо мной снова смеялись, что я не умею по канату лазить" и так далее. И ребенок, который буквально вчера мечтал о том, как он пойдет в школу, которого не оторвать было от книжек и головоломок, который покоя родителям не давал вопросами "почему" и "что будет, если…", вдруг безапелляционно заявляет: "Я в школу больше не пойду!". И уговаривая его смириться с многочисленными требованиями и неудобными правилами, потому что надо быть грамотным человеком, потому что без образования сейчас никуда и так далее, мы в глубине души понимаем, что ребенок, в сущности, не так уж и неправ. Но "так принято", "так надо", "все дети ходят в школу", в конце концов, есть закон, обязывающий родителей обеспечить получение их детьми образования! И мы делаем вид, что ребенок неправ, и снова и снова отправляем его в ненавистную школу, заставляем зубрить не интересные ему темы, ругаем за плохие оценки…

И одновременно наблюдаем, как у любознательного малыша утрачивается интерес к учебе, как общительный и открытый ребенок все чаще уединяется и недовольно рассматривает себя в зеркале, и как у наших детей год от года портится здоровье: сколиоз, близорукость, гастрит, невроз… По статистике, врожденные заболевания имеют около 7 процентов школьников, наследственные - приблизительно 18 процентов, а 44 процента детей, то есть в два раза больше, страдают заболеваниями, приобретенными за годы учебы в школе.

При всем богатстве выбора…

Между тем выход из этой ситуации есть. Закон об образовании, как действующий, так и вступающий в силу с 1 сентября 2013 года, предусматривает возможность получения образования в разных формах, причем как в образовательном учреждении, так и вне его. Когда-то домашнее образование в России было довольно распространено. Поэт Михаил Лермонтов, драматург Николай Островский, выдающийся физик Андрей Сахаров и многие другие получали образование дома, и его качество от этого ничуть не пострадало. В советские времена обучаться на дому могли лишь дети, посещать школу которым не позволяло состояние здоровья - к ним приходили, как и сейчас, школьные учителя. Однако с 1992 года право не ходить в школу получили и здоровые дети - в частности, законом предусмотрены такие формы, как семейное образование, а также самообразование и экстернат.

Общим между этими формами является то, что и в том, и другом случае дети избавлены от необходимости посещать школьные занятия и обязаны приходить в образовательное учреждение лишь для прохождения аттестации, чтобы подтвердить, что они дома не баклуши бьют, а все-таки учатся и делают это вполне результативно. Разница между этими формами состоит в том, что дети, получающие образование в семье, в отличие от экстернов, считаются учащимися какого-либо конкретного образовательного учреждения и имеют право не только на прохождение в нем промежуточной и итоговой аттестации, но и на пользование библиотекой и лабораториями этой школы, на консультации учителей и так далее, а их родители - на получение определенных выплат из областного бюджета в качестве компенсации затрат на обеспечение обучения детей, например, на оплату услуг репетиторов.

Эта сумма составляет, как правило, несколько десятков тысяч рублей в год. Если учесть, что хорошие репетиторы берут за занятие не одну сотню рублей, то нанять на эту сумму учителей по всем предметам не получится, так что обучение по многим курсам родителям все же придется взять на себя, что требует много времени и хорошего багажа знаний, или же нанять репетиторов уже за свой счет, а это деньги немалые. Возможно, что именно поэтому семейное образование в нашей стране не слишком развито. Например, в Тамбовской области в семье образование получают лишь 17 детей, в том числе два ребенка в Инжавинском районе, один - в Первомайском, 12 - в Тамбовском и два - непосредственно в областном центре. Если учесть, что в некоторых семьях домашнее образование получают сразу несколько детей, то количество семей, выбравших эту форму образования, будет еще меньше.

Впрочем, опасение родителей за то, что они не смогут сами дать детям хорошее образование, не единственная причина того, что они не берут на себя такую ответственность. Думается, что многие просто не знают о том, что могут обучать детей дома, самостоятельно или при помощи репетиторов: в школе, как правило, об этом не рассказывают. А если кто-то и собирается забрать ребенка из школы в семью, то даже начинают предупреждать его, что это большая ответственность, что родителям может не хватить знаний и педагогического мастерства и так далее…и в итоге родители отказываются от "глупой затеи".

Дочку в школу не отдам!

Алина Ц. от своей затеи отказываться не собирается - она уверена, что ее дочка Ярослава, которой на будущий год пора будет поступать в первый класс, в школу не пойдет. Свое решение обучать Ярославу дома Алина, психолог по образованию, объясняет несколькими причинами. Одна из них состоит в том, что 7 лет - возраст, недостаточный для того, чтобы у ребенка сформировалось свое собственное представление о жизни, о том, что хорошо и что плохо, поэтому в этом возрасте очень важно, кто окажется рядом и. прежде всего, каким будет его первый учитель. Ведь первый учитель для большинства детей становится главным авторитетом, так что личность первого наставника играет в формировании личности ребенка чуть ли не решающую роль. А уверенности в том, что Ярослава попадет в хорошие руки, у Алины нет.

- Критическое мышление к 7-8 годам еще не успевает сформироваться, ребенок в этом возрасте впитывает все, как губка, - поясняет Алина. - Дочка у меня очень восприимчивая ко всему. Поэтому личность первого педагога очень важна. Но как узнать, что педагог хороший? Так что лучше будет, если авторитетом для ребенка в это время останутся родители.

После же, когда Ярослава уже научится сама судить обо всем и сможет противостоять негативному влиянию окружающих, Алина готова разрешить ей ходить в обычную школу.

Опасения по поводу того, что ее ребенок может попасть в "плохие руки", родился у Алины отнюдь не на пустом месте. Она рассказывает: как ей самой, так и ее сестре с первым учителем не повезло. Но если Алина часто болела и благодаря этому была избавлена от постоянного общения со своим классным наставником, то на судьбе ее сестры это общение сказалось весьма негативно: педагог просто игнорировал девочку, все время тянущую вверх руку, не спрашивал ее на уроках - в итоге интерес к учебе у любознательной девочки очень быстро угас, так что аттестат она получила только в 25 лет - после окончания ЦОМа. Такой судьбы для своей дочки Алина не хочет.

А в том, что риск велик, Алина убедилась, когда решила получить второе высшее образование, став педагогом начальных классов.

- Со мной учатся люди, некоторые из которых не один год проработали в школе, - рассказывает она, - но среди них нет ни одного "педагога от природы". Плохо даже не то, что они диктант не могут без ошибок написать, а то, что они работу свою не любят, и самое страшное - детей не любят. Я понимаю, что ничему хорошему они ребенка не научат.

Да и к тем знаниям, умениям и навыкам, которые получают будущие учителя, Алина относится критически. Она считает, что преподаватели относятся к своей работе равнодушно, не заботясь о том, усвоят ли студенты нужные знания или нет. Школьная практика, по ее словам, чистая формальность - Алина уверена, что ни одна из ее однокурсниц ни разу не прошла практику, как положено, - в школе им просто оформили документы, и все. Зная все это, она понимает, что шанс попасть к хорошему педагогу у ребенка невелик, хотя такие учителя в наших школах, убеждена Алина, все же есть, и кому-то повезет стать именно их учениками. Но это уже напоминает лотерею, в которой Алина не желает участвовать - слишком велика была бы ставка.

Алина надеется, что серьезных препятствий в осуществлении ее планов не возникнет: ее муж имеет педагогическое образование, сама она - психолог, а скоро получит и корочку о педагогическом образовании. Сама Алина - "гуманитарий", ее муж - "технарь". В общем, знаний и навыков для того, чтобы дать дочери хорошее начальное образование, у родителей должно хватить. К тому же Алина уже обсудила эту идею с друзьями - родителями будущих первоклашек, и они эту идею поддержали. Так что у них должен сформироваться целый класс из 5 человек - и детям веселей, и родителям легче. Репетитора нанимать собираются лишь по русскому языку, причем независимо от того, будут ли им компенсированы эти расходы или нет.

Противники семейного образования чаще всего "пугают" родителей тем, что такая форма препятствует успешной социализации ребенка, не дает сформироваться навыкам общения со сверстниками. Алина этого не боится.

- Зайдите в любую школу, посмотрите, как дети друг друга "шпыняют". Это и есть "социальная адаптация", - говорит Алина. - Моей дочери такая "адаптация" не нужна.

Она считает, что во многом общительность человека определяет не ранняя социализация, а его характер. Например, муж у Алины в детский садик когда-то ходил, но, тем не менее, куда менее общителен, чем сама Алина, которая воспитывалась дома. Ярославу, хотя она в детский сад не ходит, замкнутой тоже назвать нельзя. Тем более что девочка учится в музыкальной школе, занимается гимнастикой и посещает воскресную школу, так что круг общения у нее достаточно велик.

Право имею

Последовать примеру Алины может каждый. Причем для этого даже не обязательно кому-то из родителей иметь педагогическое образование - в законе этого требования не прописано. Перевести ребенка на семейное образование можно в любом возрасте, причем в любое время ребенок может быть переведен обратно на школьное обучение.

Выбор формы обучения ребенка предоставляется его родителям. Если они выбрали семейное образование - то им надо написать соответствующее заявление и заключить со школой договор. Самым главным в этом договоре являются условия прохождения ребенком промежуточной и итоговой аттестации - другими словами, как часто и в какой форме ребенку придется сдавать экзамены. От этого будет зависеть, придется ли ребенку сдавать экзамен по всем предметам ежемесячно или будет достаточно пройти аттестацию в конце учебного года.

Переводя ребенка на семейное образование, стоит иметь в виду, что это на самом деле большая ответственность. Как правило, родители, которые обучают детей дома, вынуждены уделять занятиям так много времени, что о какой-либо другой работе и карьере как минимум одному из них - как правило, матери - приходится забыть. Зато и семью это сплачивает как ничто другое! Так что дети в этом случае уж точно ничего не проигрывают.

Перспективы

Семейное образование развито более чем в 45 странах мира: в Австрии, Великобритании, Венгрии, Италии, Норвегии, Польше, Финляндии, Франции, Чехии и ряде других государств. Чрезвычайно популярна эта форма в США, где число детей, получающих образование дома, с каждым годом увеличивается на 5 - 12 процентов.

В России, по данным аналитического центра "Семейная практика. РФ", в семье обучаются около 100 тысяч детей. Наиболее популярна такая форма у родителей, чьи дети с малых лет занимаются спортом и планируют сделать карьеру на этом поприще, а также талантливых детей, которые все время посвящают своему увлечению. Нередко причиной, заставляющей перевести ребенка на семейную форму обучения, становится конфликт со сверстниками, учителями или постоянные командировки родителей, не позволяющие семье осесть на одном месте. Отдают предпочтение семейному образованию и родители детей-инвалидов, считая, что дома их ребенок может получить больше, нежели в школе.

Эти данные были озвучены на заседании Общественной палаты РФ, на котором обсуждались проблемы доступности семейного образования. Поднятые на нем проблемы, свидетельствующие об отсутствии единого подхода к решению тех или иных вопросов в этой сфере, в том числе и к частоте прохождения аттестации, должны найти отражение в соответствующем законопроекте. В частности, предлагается закрепить обязательство органов власти обеспечить доступность семейного образования и вернуть норму, регламентирующую выплаты родителям, - сейчас соответствующие решения регионы принимают самостоятельно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер