Газета №15 (883), 9 апреля 2013
Перейти к номеру

Призрачная угроза

9 апреля 2013, 14:53 Прочитали 927 раз
Военные угрозы Северной Кореи - глас вопиющего в пустыне
В течение последних дней с Корейского полуострова приходят прямо-таки леденящие душу сообщения. Например, такое: власти Северной Кореи заявили о том, что межкорейские отношения отныне будут решаться по законам военного времени. Не хуже выглядит и рекомендация всем иностранным посольствам в Пхеньяне эвакуировать своих сотрудников, так как КНДР не в состоянии обеспечить их безопасность с 10 апреля.

Экс-министр иностранных дел СССР Борис Панкин не может припомнить, чтобы подобные случаи, когда страна предлагает всем дипломатическим представительствам на своей территории эвакуировать своих сотрудников, были в истории раньше.

- Судя по всему, этого не может припомнить и наш МИД. Даже когда одна страна объявляла войну другой, и то тогда не просили покинуть, а просто информировали, - заявил он "Газете.Ru".

Что это на самом деле? Да, в ночь на 30 марта власти Северной Кореи объявили о том, что вступают в "состояние войны" с Южной Кореей. Лидер КНДР Ким Чен Ын заявил, что именно ядерное оружие является гарантией мира. 1 апреля Южная Корея сообщила, что подготавливает план "активного сдерживания" КНДР. Причем он включает возможность нанесения превентивного удара по Северной Корее. 2 апреля КНДР заявила, что запустит все ядерные объекты в стране. Да, недавно КНДР разместила на восточном побережье баллистические ракеты "Мусудан". Их дальность действия - около 3-4 тысяч километров, то есть в потенциальной зоне их поражения оказываются объекты не только на территории Южной Кореи, Японии и острова Гуам, где развернуты американские войска, но и Китая и России.

Но имеет ли вся эта имитация боевой готовности хоть какое-то реальное отношение к возможности военного столкновения?

Шоу должно запугивать?

Как отмечает Дмитрий Косырев в материале "Северная Корея: ни дня без очередного шоу с запугиванием", размещенном в Интернете по адресу http://ria.ru/analytics/20130405/931210146.html, профессионалы-то прекрасно понимают, что никто на Северную Корею не нападет, да и она ни на кого нападать на самом деле не собирается. А значит, не надо эвакуаций. Но информационные круги идут все шире, пугают незнающую зарубежную публику, та начинает оказывать давление на свои власти. В конце концов, Пхеньян получает искомое: кто-то не выдержал, кого-то эвакуировал. А это уже не просто чувство глубокого удовлетворения. Интенсивность, с которой маленькая Северная Корея пытается принудить большие США к мирным переговорам, уже начинает вызывать искреннее уважение.

По большому счету, не проходит дня без очередного шоу с запугиванием. Сколько еще таких акций у северокорейцев в запасе? Да сколько угодно. Правда, есть здесь один серьезный минус - чем больше будет таких "психических атак", тем меньше впечатления они будут производить. Они и сейчас-то уже почти никакого не производят.

Как отмечает все тот же Дмитрий Косырев, сегодня только 26 процентов опрошенных южнокорейцев считает, что Север - их главная проблема. Еще недавно так считало втрое меньше, то есть почти никто. Так что хоть какой-то успех у пхеньянских угроз все-таки налицо.

Почему не беспокоятся США, вообще понятно - им не о чем. Просто есть реальные данные о том, куда в действительности может долететь нечто, запущенное с Севера. Поэтому и есть очень скромные меры, которые принимаются в ответ: два новейших самолета, один эсминец - больше не надо. А вот из того, что известно меньше: существует система THAAD, шесть пусковых установок, она теперь будет прикрывать Гавайи в центре Тихого океана, ее переведут туда из Форт-Блисса досрочно (и так бы туда переместили, только без спешки). Но уж этого-то всего точно хватит.

Немирный путь

А насчет моей иронии по поводу того, что отношения между Северной и Южной Кореями будут решаться по законам военного времени, небольшое отступление: в реальности последние шесть десятилетий они так и должны бы решаться. Хотя шестьдесят лет военных действий на полуострове нет, мирный договор заключен так и не был. Так что законами военного времени тут никого не удивишь.

Но почему же американцы не хотят стабильного мира на полуострове? Как пишет Джек А. Смит в статье "The Dangers of War: What is Behind the US-North Korea Conflict?" ("Опасности войны: что стоит за конфликтом США и Северной Кореи?"), правительство Корейской Народно-Демократической Республики неоднократно выдвигало Соединенным Штатам четыре практически неизменные предложения:

1. Мирный договор, завершающий Корейскую войну.

2. Воссоединения Кореи, которая в 1945 году была "временно" разделена на Север и Юг.

3. Завершение американской оккупации Южной Кореи и прекращение ежегодных американо-южнокорейских военных учений длиною в месяц.

4. Двусторонние переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном для снятия напряженности на Корейском полуострове.

Что в ответ?

1. США отказываются подписать мирный договор, завершающий Корейскую войну. Они согласны только на перемирие. Перемирие представляет собой временное прекращение боевых действий по взаимному согласию. Перемирие было подписано 27 июля 1953 года и должно было привести к мирному договору, когда "будет достигнуто окончательное мирное урегулирование". Отсутствие договора означает, что в любой момент война может возобновиться. Северная Корея не желает войны с США, самым мощным военным государством в истории. Ей нужен мирный договор.

2. Две Кореи существуют как продукт соглашения между СССР и США. Хотя на севере восторжествовал социализм, а на юге - капитализм, раскол не должен был быть постоянным. Два крупных игрока должны были удалиться через пару лет, что позволило бы стране воссоединиться. Советский Союз это сделал, США - нет. Затем, в 1950 году, последовала разрушительная трехлетняя война. С тех пор Северная Корея выдвигала несколько различных предложений, чтобы положить конец разделению, которое продолжалось с 1945 года. Самое последнее предложение звучало как "одна страна, две системы". Это означает, что в то время как обе половины объединяют, юг остается капиталистическим, а север - социалистическим. Это будет трудно, но не невозможно. Вашингтон не хочет этого. Он добивается контроля над всем полуостровом, в результате чего его военная система окажется непосредственно у границ как Китая, так и России.

3. После окончания войны Вашингтон держал в Южной Корее воинский контингент численностью от 25 000 до более 40000 человек. Он там и остается - вместе с американскими флотилиями, базами бомбардировщиков, несущих ядерное оружие, и размещением войск в непосредственной близости от полуострова - как напоминание о том, кто в доме хозяин.

4. Корейская война была в основном конфликтом между КНДР и США. То есть, хотя ряд стран ООН и участвовали в войне, США были в ней ведущими, преобладали в борьбе против Северной Кореи и были ответственны за гибель миллионов корейцев к северу от разделительной линии по 38-й параллели. Вполне логично, что Пхеньян стремится вести переговоры напрямую с Вашингтоном, чтобы устранить разногласия и достичь мирного урегулирования, приводящего к договору. США последовательно от этого отказываются.

Но США не желают шевелиться. Почему? Ответ, на самом деле, очень прост - Вашингтону нужно избавиться от коммунистического режима, прежде чем позволить возобладать миру на полуострове. Никаких "одно государство, две системы". Только одно государство, которое принесет присягу - угадай, кому?

Коммунизм для США

Одновременно с этим существование "воинствующей" Северной Кореи оправдывает Штаты, которые блокируют Север кольцом огневой мощи на тихоокеанском северо-западе достаточно близко, чтобы почти, но не совсем, зацепить, если что, и Китай. "Опасная" КНДР, к тому же, очень полезна для удержания Японии в орбите политических интересов США.

Кристин Хонг и Хюн Ли в своем материале в Foreign Policy от 15 февраля прямо пишут:

"Выдвижение ложных обвинений к Северной Корее как к главной виновнице безопасности скрывает неискренний характер политики президента США Барака Обамы в регионе, особенно сравнивая то, что его советники озвучивают как "стратегическое терпение", с одной стороны, и передовое развертывание военной стратегии и союз с региональными ястребами, - с другой. Изучение политики агрессивной Северной Кореи в изложении Обамы и ее последствий имеет решающее значение для понимания того, почему демонстрация военной мощи - политики другими средствами, говоря словами Карла фон Клаузевица - единственный канал связи, который в данный момент, похоже, имеет Северная Корея с США".

Проще говоря, сейчас пропагандистская кампания - в самом разгаре. Северная Корея изображается провокатором и агрессором, когда осмеливается утверждать, что имеет право и возможность защищать себя самих. Как раз тогда, когда Пентагон моделирует уничтожение с помощью ядерного оружия страны, которую уже пытались вогнать в каменный век, корпоративные средства массовой информации рисуют эти действия как знак решимости и меру самообороны.

Хотя на деле единственное, чем опасна сегодняшняя ситуация - что какой-нибудь сержант то ли на Севере, то ли Юге сотрет пыль не с той кнопки. Другое дело, что вывод дипломатов из столицы Северной Кореи тут ничего не предотвратит и ничему не поможет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер