Кстати, ко второму чтению, дата которого пока не определена, депутаты уже внесли немало изменений. Причем достаточно серьезных. В частности, там уже учтена поправка, которая избавляет президента от необходимости рассматривать множество кандидатов в губернаторы, которых должны представлять разные политические партии. Так было в первоначальном варианте. Теперь партии могут предложить главе государства не более трех кандидатов.
Одним из наиболее неопределенных моментов была процедура наделения полномочиями сенатора, которого губернатор направляет в Совет Федерации. Сейчас кандидат в губернаторы на прямых выборах представляет избирателям три кандидатуры на пост сенатора от исполнительной власти. Однако если какой-то регион получит возможность отказаться от прямых выборов и этим правом воспользуется, этот способ избрания сенатора работать не будет.
В этом случае предлагается, чтобы кандидат в губернаторы направлял список кандидатур в члены своей команды и сведения об этих людях в законодательный орган власти региона не позднее чем за семь дней до дня голосования в этом органе по собственной кандидатуре. А уже потом избранный парламентом губернатор может продвинуть в Совет Федерации одного из своей команды. Кстати, обязательно депутата - Госдумы, законодательного собрания субъекта или муниципального органа.
Понятно, что пока это только предложения, которые депутаты будут обсуждать и только потом выносить на пленарное заседание.
Зачем оно нам надо
Вопрос достаточно непраздный. Ведь вроде бы только вернули прямые выборы глав регионов. На первый взгляд, законопроект, о котором идет речь, - это определенный шаг назад. Но только на первый. Например, по мнению одного из авторов законопроекта, руководителя межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаила Старшинова, новинка законодательства как раз дает возможность реализовать принцип федеративности, заложенный в самой конструкции российского государства. В данном случае, вопрос не в прогнозах, в каких субъектах Федерации предлагаемая норма будет действовать. С этим субъекты должны разобраться сами.
- Нельзя равнять всех под одну гребенку. И не надо недооценивать огромный потенциал наших регионов. Там живут, работают умные и мудрые люди. Уверен, что они сами примут взвешенное и выверенное решение о том, надо им применять этот закон или нет, - считает Михаил Старшинов. - Такой огромной стране, как наша, с ее многогранностью в национальном, конфессиональном плане, нужна стабильность. Если мы хотим стабильного, гармоничного развития, то мы должны учитывать настроения в различных регионах, использовать преимущества, которые дает наше федеративное устройство.
От себя можно добавить, что критики законопроекта как-то упускают из виду (или не хотят видеть?), что речь идет не об обязанности, а о праве регионов перейти к альтернативной системе избрания губернатора.
- Важно понимать: новый порядок не отменяет прямые выборы в регионах, которые к ним готовы, - отмечает член Генсовета "Единой России", первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин. - Он коснется, прежде всего, некоторых национальных республик. Особенно таких, где несколько "титульных" наций. Собственно, по их просьбе данный закон и разрабатывался. В некоторых регионах прямые выборы действительно способны стать серьезной проблемой. Ведь голосуют там часто по национальному признаку. И таким образом представители народа, оказавшегося в "меньшинстве", могут оказаться отрезанными от высших постов в руководстве республики. Что - и такие прецеденты уже были - может привести к вооруженному противостоянию.
А вот это-то нам совсем не надо.