Газета №12 (880), 19 марта 2013
Перейти к номеру

Возраст для Букваря

19 марта 2013, 12:16 Прочитали 1 178 раз
Министерство образования и науки в настоящее время разрабатывает проект стандарта дошкольного образования
По мнению экспертов, стандарт должен быть посвящен развитию ребенка с помощью физической культуры и искусства, а не тому, как учить малыша писать и считать. Вопрос о том, когда ребенка нужно начинать учить читать и писать, для родителей сегодня становится все более актуальным. Лет двадцать назад об этом и задумываться не приходилось. Только "продвинутые" родители или настойчивые бабушки вменяли в свои обязанности обучение малыша чтению. Да и перед друзьями со знакомыми было приятно хвастнуть "а моя-то уже в пять лет "Дюймовочку" читала". Созвучно этому "а мой в четыре года плавать научился". То есть само умение читать ребенка как обязательная норма не рассматривалось. Просто было приятно читающему шести-семилетке выглядеть особенным на фоне остальных первоклашек, когда те только начинали свое знакомство со сложными буквенными обозначениями звуков. При всем этом находились и противники раннего знакомства детей с букварями, которые считали, что лучше столь ответственное дело доверить профессионалам, дабы потом не переучивать.

Сегодня раннее овладение ребенком грамотой - немаловажный фактор его успешного обучения в начальной школе. Значительное место в жизни современного детского сада принадлежит занятиям. Педагог старается передать малышу определенные знания, умения и навыки. Они призваны обогатить как физическую, так и духовную культуру ребенка, способствовать формированию его самостоятельности. В идеале такие занятия должны развивать его любознательность. Однако на деле выходит, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Способом проведения занятий является как прямое воздействие педагога на ребенка, так и вопросно-ответная форма общения, сочетание дисциплинарных форм воздействия с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.

Действительно, ребенку будет легче в школе, если он психологически готов к обучению. Правда, сегодня состояние педагогического процесса в наших садах оставляет желать лучшего. Это ни в коем случае не связано с квалифицированностью их работников. Составляющих здесь много. Это и перегруженность групп, и отсутствие в них развивающих студий творческих направлений. Кроме того, сама разработка стандарта по дошкольному образованию связана с большими трудностями, так как аналога подобного федерального документа еще не было. Также остается непонятным, каким образом его действие будет распространяться в семейных детских садах, в которых содержание детей связано исключительно с уходом за ними.

В противовес мнению экспертов, считающих, что в проекте не должно быть требований по обучению детей чтению и письму, родители и учителя уверены в необходимости обратного. Читающему хотя бы по слогам ребенку гораздо легче адаптироваться в школе. По новым образовательным ГОСТам дети в начальной школе должны не только учиться читать и писать, их сразу требуют учить набирать слова на клавиатуре. К сожалению, учитывая занятость большинства родителей, самостоятельно подготовить ребенка к школе мало кому представляется возможным. Остается надежда именно на дошкольное образование. Но и здесь все очень относительно. Вряд ли в большинстве своем ребенок из города будет равным в первом классе с ребенком из сельской глубинки. Хорошо если сельские дети посещают садик, но ведь не все и не везде.

В любом случае, с принятием стандарта дошкольного образования все трудности не исчезнут. Однако будем надеяться, что этот масштабный шаг станет первым на пути решения наболевших проблем.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер