Газета №11 (879), 12 марта 2013
Перейти к номеру

Театрального искусства главная задача

12 марта 2013, 12:05 Прочитали 1 381 раз
Театр обязан сначала воспитывать и только потом развлекать
Одним из самых популярных учреждений культуры Тамбовской области был, есть и будет Тамбовтеатр. За последний год главная театральная сцена региона пережила много изменений: во-первых, театр стал автономным учреждением, то есть был переведен на самоокупаемость, во-вторых, появился главный режиссер, сменился директор. Его пост с февраля прошлого года занимает небезызвестный в Тамбове Петр Куликов.

- Петр Иванович, прежде всего, как сказалась автономность на работе театра?

- С конца 2011 года мы работаем в автономном режиме. На самом деле, автономное учреждение как форма собственности подразумевает, прежде всего, мобильное управление. Оно не так сильно отличается от бюджетного или казенного, но автономия ставит такие рамки, что приходится очень логично и мобильно подходить к деньгам.

Нельзя сравнивать работу театров, это настолько индивидуальная вещь, нельзя говорить, что этот театр зарабатывает прилично, значит, он хороший. Театр деньгами не измеряется, хоть они дают жизнь каждой постановке. Везде разный режим, разная специфика. Критерии оценки работы театра найти очень сложно, ведь это живой организм. Как люди все разные, так и театры.

Но мы стараемся зарабатывать. За минувший год-полтора большая часть заработанных средств пошла на повышение заработной платы сотрудникам. У технического персонала она остается невысокой, но все равно существенно поднялась. Выросли доходы и у самих актеров, они хорошо поддерживаются грантами администрации области.

Но театр есть театр, особенно если он базируется в историческом здании, которое требует постоянного ремонта и ухода. Затраты высокие, но тенденция сегодняшнего дня такова - наш театр находится на ступенях подъема и, мы уверены, будет подниматься дальше.

- Половина 226-го сезона уже позади. Что Вам особенно хочется отметить, что больше всего запомнилось?

- Хочется, чтобы каждый спектакль был событием, вызывал волну обсуждений, критики. Но чтобы был повод поговорить, чтобы ничего не проходило в равнодушии. Если говорить о 226-м сезоне, то, пожалуй, мы взяли хороший темп. Не осталось даже времени постоянно что-то оценивать. Если в целом взять, то лично у меня все постановки сезона любимые. Это же как ребенок, он рождается в муках, а потом расцветает. Одни постановки получаются более востребованные зрителем, другие менее. Но наша цель совсем другая - нам бы не хотелось терять наши традиции, снимать с себя воспитательные функции.

- Но сегодня, в век коммерции, работа «на массовость» ведь неизбежна. Нет?

- Как поступают многие театры. Они берут самый кассовый репертуар, чаще всего это простые комедии. Ну да, приходишь, отдыхаешь, набираешься хорошего настроения. А чтобы потом был предмет для обсуждения - его нет. Нет никаких мыслей даже, на сцене уже все сказали. Ты выходишь после такой постановки и почти сразу же ее забываешь. А с настоящими постановками все иначе. Идет переоценка ценностей, рождаются мысли, иначе начинаешь смотреть на ситуацию, если с похожей сталкивался в жизни. Либо, наоборот, вынес протест. Вот для чего нужен театр. Мы стараемся искать баланс: чтобы интересно было, адаптировано под современного человека, но в то же время держим серьезные темы, идет серьезная проработка всей постановки, серьезные посылы.

Еще один момент. У нас тоже есть легкие постановки, эмоциональные, яркие, созданные как раз для приятного вечера выходного дня, которые лучше провести в театре, чем наблюдая за "мыльными сериалами". Так "Интимная комедия" и "Фуршет после премьеры" стали частью театральной жизни области.

Мы даем людям выбор: сильные, глубокие постановки сменяются более простыми, но не менее интересными.

- Петр Иванович, расскажите, сколько времени уходит на каждую постановку?

- Во-первых, на каждую постановку дается слишком мало времени. Это полтора, два месяца в режиме нон-стоп. Мы не можем тянуть, ведь, с одной стороны, мы учреждение искусства, с другой, скажу сухо, мы учреждение, основная функция которого - производство и прокат спектаклей.

Плюс у нас есть государственное задание. Государство "заказывает" определенное количество постановок, за это мы получаем субсидии на зарплату, погашение затрат на коммунальные услуги.

- А как-то еще государство помогает театру?

- Именно в бюджете Тамбовской области существует программа "Культура Тамбовской области". И по этой программе мы дополнительно получаем денежные средства на постановки. Конечно, всегда можно жаловаться, говорить, что чего-то не хватает. Но деньги идут, и мы рады этому.

- К слову о финансовых затратах. Удается окупать постановки?

- Спектакль, в среднем, начинает приносить небольшой доход только с 10-12-го показа.

Мы вкладываем сейчас, а средства получаем потом. Большие затраты идут на использование произведения определенного автора, декорации, костюмы. Огромный список затрат, который на первый взгляд зрителю даже не заметен. И все их мы не можем вложить в стоимость билета. Она тогда станет слишком высокой, и многие люди потеряют возможность ходить в театр. На премьеры мы, конечно, немного повышаем стоимость, но как только проходит первые 10 постановок, мы снижаем стоимость, чтобы большое количество зрителей могло позволить себе посмотреть новую постановку.

- Но Вы правильно сказали: деньгами искусство не измерить. Сегодня, наблюдая за культурной жизнью Тамбова, понимаешь, что популярность театра набирает свои обороты.

Согласны с этим?

- Я рад, что со стороны есть такой взгляд. Мы живем в социуме и знаем свою миссию, мы знаем, что должны приносить нашим зрителям. Но самое главное, мы стремимся к качественному и количественному расширению репертуара. Обязательно должны быть комедии, в том числе социальные, и романтика, и драма, и классика. Мы стремимся привлечь разную публику, разного круга интересов и возраста. И надеюсь, нам это удается. Я замечаю, как в зале становится больше молодежи, как снова в театр надевают красивые платья, считают, к примеру, премьеру настоящим и важным событием. Радует, прежде всего, что меняется публика. И вместе с ней меняемся, становимся лучше и мы.

Для справки

Тамбовтеатр сегодня - это большой повод для приятного удивления и радости. За последние несколько лет учреждение сделало огромный шаг вперед. Во-первых, изменился репертуар. По мнению общественности, критиков, журналистов, он стал поистине прорывным. Премьера «Женитьбы» по Н.В. Гоголю стала настоящим фурором, а «ANTIGONA. NEXT EDITION» стала постановкой в редчайшем для театра жанре - трагедии.

Изменился и состав труппы, к работе вернулись талантливые любимые артисты, которые последние несколько лет ввиду отсутствия кардинально новых постановок были без работы. Пришли и молодые, среди которых ученики Куликова, делающие первые успехи на театральном поприще. Изменился и гастрольный график Тамбовтеатра. Новые города, новые сцены. Через несколько месяцев труппа нашего театра впервые поедет в Белоруссию покорять Минск и Полоцк. Традиционно пройдет Рыбаковский фестиваль, который в этом году выйдет на еще более высокий уровень.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер