Газета №9 (877), 26 февраля 2013
Перейти к номеру

Репетиторство: за и против

26 февраля 2013, 14:04 Прочитали 1 585 раз
На тему сложностей в подготовке к экзаменам мы побеседовали с учителями одной из школ
В основном родители нанимают для своих чад «домашних учителей» по русскому языку и математике, то есть по тем предметам, по которым успешная сдача государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) обеспечивает относительно уверенный переход на начальные ступеньки будущей профессии. Единый государственный экзамен объединил в себе статус как выпускного, так и вступительного экзамена. Его результаты влияют на форму получения дальнейшего образования выпускниками.

На тему сложностей в подготовке к экзаменам мы побеседовали с учителями одной из школ. По этическим соображением номер образовательного учреждения не указываем, как и настоящие имена педагогов.

Педагоги о наболевшем

Ирина Игоревна, учитель математики:

«Мое мнение, как математика с двадцатилетним стажем, в самой сути ГИА и ЕГЭ нет ничего плохого. Наряду с этим при подготовке к ним существует ряд осложняющих моментов. Нельзя отрицать, что нынешнее поколение детей идет действительно слабее по умственным способностям с кратковременной или, как говорят психологи, «клиповой» памятью. Если на помощь к усвоению предметов, связанных с историей и географией, приходит Интернет с различными познавательными играми, то в русском языке и математике без долгосрочной памяти делать нечего. Без знаний основ пятого класса в девятом усвоить материал невозможно. Тот тестовый материал, который сегодня дается, предполагает наличие у ребенка обширных знаний по предмету, чего раньше от него не требовалось. Даже для умненьких детей добрая часть материала 9 класса не решаема. Считаю необходимым детальный пересмотр образовательных программ. Уровень подготовки самих учителей разный. Одному вполне достаточно простенького учебника, а другой хочет дать больше интересного детям. Здесь уже необходимо ориентироваться на саму аудиторию. В любом случае, дополнительных методик имеется предостаточно, но единый учебник должен быть! Вообще, сама постановка образовательных задач в настоящее время оставляет желать лучшего. Учителям говорят, что ребенка мы должны «научить учиться», оказывать ему образовательные услуги. Само слово «услуги» - это страшная, безобразная формулировка! Это неправильно. Никаких услуг! У нас должен идти процесс взаимного воспитания друг друга».

Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы:

«Действительно, современные технические возможности где-то идут на помощь, но в каких-то случаях, наоборот, оказывают очень недобрую службу. Если раньше при подготовке к урокам литературы детям приходилось читать произведения, то сегодня практически любое в кратком содержании представлено в Интернете. Это касается и выполнения домашних работ. Соответственно, получается, что до 9 класса ребенок берет предметы «налегке», а накануне экзаменов начинает хвататься за скудные к тому времени знания. Поэтому, на мой взгляд, при добросовестном отношении и ответственном подходе к учебе с самого начала процесса есть больше шансов избежать проблем на выпуске».

Объявлениями, сулящими качественную подготовку учащихся к экзаменам, пестрят стены многоэтажек, остановки, столбы и даже деревья во дворах. Даже газеты бесплатных объявлений с недавнего времени информацию об услугах репетитора возвели в ранг платной рекламы.

О секрете популярности подобных услуг мы решили спросить непосредственно у самих потребителей, то есть родителей будущих выпускников.

Родители довольны

Наталья П.:

«Мой сын оканчивает 11 класс. В сентябре прошлого года впервые была вынуждена нанять репетитора по русскому языку, так как понимаю, что без этого ни о каком поступлении в высшее учебное заведение не может быть и речи. В девятом классе по ГИА Артем набрал неплохой результат. Теперь понимаю, что такое мизерное количество уроков русского в старших классах не способно не то, что дать новые знания, но и закреплять уже имеющиеся. Сама, к сожалению, не очень сильна в этом вопросе, да и усадить дома за учебники его практически невозможно, вот он и ездит к преподавательнице. Хочется добавить, что с ней нам повезло. К моему ребенку довольно сложно найти подход, но у нее это получается. Артем даже начал писать неплохие сочинения, а с этим проблемы были всегда».

Ольга И.:

«Репетитора по математике наняла Марине только месяц назад. Сейчас жалею, что не сделала этого раньше. Со школьной учительницей нам не очень повезло. Слабенькая она. Конечно, хорошо держит атмосферу в классе, дети ее обожают, но с математикой в девятом классе у нас просто завал! Причем проблемы образовались не только что, а начались практически с шестого класса. Конечно, на четверки кое-как выезжали. Я так думаю, просто учительница жалела и слегка завышала оценки. В этом году ГИА сдавать, а у нас процесс обучения практически начался заново. Дорого, конечно, но без этого никак».

Выбор за родителями

С одной стороны, в этом явлении нет ничего предсудительного. Для учителей-предметников заработок «на стороне» является сравнительно неплохим подспорьем к их, скажем откровенно, все еще «грустной» зарплате. Но с другой, неужели количества часов, отведенных в школе, недостаточно, чтобы обеспечить школьникам шансы на достойные баллы без дополнительной подготовки? Сегодня сами муниципальные образовательные учреждения имеют возможность предлагать платные образовательные услуги. Это означает, что родителям не нужно утруждать себя поисками частных репетиторов, порой с сомнительной квалификацией, а прямо на месте, то есть в своей же школе, записаться в группу на дополнительные занятия по соответствующему предмету. Стоит отметить, что разница в стоимости предоставления данных услуг существенная. Если один час у репетитора на дому обойдется вам порядка четырехсот рублей, то этой же суммы хватит оплатить месяц дополнительных занятий в школе. Мы поинтересовались, что об этом думают сами преподаватели. Однозначного мнения не было. Ирина Игоревна согласилась, что дополнительные часы - неплохая компенсация определенных пробелов в знаниях учащихся, правда, и без них учитель хотя бы раз в неделю готов уделять время по разбору трудных случаев в усвоении материала. Парадоксально, но, по словам учителя, на такие назначенные часы в большинстве своем приходят дети, не имеющие серьезных проблем в учебе. За отстающими же буквально приходится бегать. Одновременно, платные занятия они не пропускают. Может, здесь играет роль устоявшееся убеждение «хорошо то, что дается за деньги».

Ольга Викторовна, в свою очередь, добавила, что ей, к примеру, не представляется возможным вести платную группу по причине большой занятости. «Если откровенно, у меня нет времени заниматься даже с собственными детьми. Страшная боль учителя – это то, как сегодня его завалили «бумагами». Дело даже не в самоанализах, срезах и прочих мониторингах. Если раньше тематическое планирование занимало два – три листочка, то сегодня – по пятьдесят страниц на каждый класс. Вопрос: откуда учителю выкроить время на поиск дополнительного интересного материала? Второй момент – ведение платной группы для самого преподавателя крайне невыгодно. Школе – да, но предметнику от общей суммы перепадает только около тридцати процентов. Конечно, при наличии свободного времени, репетиторство самому учителю намного выгоднее».

Опять же, непрерывность образовательного процесса в любом случае могут обеспечить дополнительные занятия непосредственно в школе. Учитель, который вел ребенка с пятого класса, лучше репетитора знает его индивидуальные особенности и способен ориентироваться именно на них. Он может показать основные моменты, которые именно ему необходимо учесть перед поступлением в вуз. Одновременно следует помнить: чтобы основательно овладеть знаниями, самому ученику нужно много и усиленно заниматься.

Однако есть одно НО. Если частный репетитор в течение оплаченного времени будет принадлежать исключительно вашему ребенку, то на занятиях в школе учитель вынужден разделять свое внимание на десять, а то и шестнадцать учеников в группе. С индивидуальным подходом подобной практики можно поспорить.

Полезные советы

Как говорилось выше, однозначного мнения относительно пользы репетитора быть не может. Для одного преподаватель – единственный выход, для другого – только помеха. Вред дополнительных занятий может сказаться на том ребенке, у которого уже достаточно выстроен механизм приобретения и накопления знаний. Влияние извне с целью «усовершенствования» и в целях своего рода перестраховки родителей способно сбить с толку способного ученика. Если вы относитесь к первой категории людей, вам необходимо знать, как не ошибиться при выборе.

В первую очередь, преподаватель должен обладать достаточной квалификацией для обучения вашего чада. Речь идет не о дипломах, грамотах и сертификатах, а о его реальном уровне. Чтобы определить этот уровень, можно попросить преподавателя представить методологию предмета в целом, а также какой-либо его части в отдельности.

Настоящий специалист с легкостью объяснит, что именно он преподает, зачем и почему непременно в такой последовательности. А вот доверять множеству дипломов, на которые ссылается преподаватель, не стоит. Скорее, это повод для беспокойства.

Не стоит доверять тем, кто утверждает, что постоянно занят преподаванием, а также соглашаться быть пятым-шестым учеником за день. В среднем на час преподавания требуется час подготовки. Поэтому, если репетитор, по его уверению, дает в день более пяти уроков, то это тревожный сигнал. Скорее всего, он будет не в состоянии уделить вам должное внимание, ведь тот, кто слишком занят работой, обычно редко выделяет время для ее осмысления и анализа. А репетитор должен постоянно анализировать уроки, чтобы отчетливо видеть, что сделано, а что еще только предстоит сделать.

Следует обратить внимание на то, насколько понятно и внятно изъясняется репетитор в повседневной жизни. Если он говорит витиевато, размыто, не по сути, часто использует непонятные термины, то лучше сразу начать искать себе другого учителя. Подобное поведение означает, что вас пытаются обмануть и пустить пыль в глаза: хороший репетитор всегда изъясняется ясно и четко отвечает на поставленные вопросы.

И, наконец, последнее. Если есть возможность пройти пробный урок, обязательно сделайте это. Лучше сразу отказаться от занятий, чем выкинуть на ветер время и деньги. К тому же пробный урок позволит вам составить первое мнение о репетиторе и стиле его работы. А приняв во внимание нюансы, изложенные выше, вы сможете сделать правильный выбор.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер