Газета №6 (874), 5 февраля 2013
Перейти к номеру

Законы на дороге

5 февраля 2013, 12:05 Прочитали 1 065 раз
Все громче и громче становятся дела о ДТП на дорогах
Все громче и громче становятся дела о ДТП на дорогах, все больше жертв, все шире общественное возмущение, - именно поэтому сегодня законы, касающиеся этой сферы жизни, наиболее обсуждаемы и спорны. В дорожном «противостоянии» пешеходов и автомобилистов последнее слово всегда говорит Фемида. Какие же настроения сейчас у богини правосудия?

Убежал? - Значит, пьяный!

Целый ряд нововведений сегодня находится на обсуждении на самом высоком уровне. Сейчас в Госдуму внесен законопроект об ужесточении ответственности водителей за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, а также за подобное повторное нарушение. Однако, по мнению экспертов, такой закон только вызовет еще большие споры. Недаром Верховный суд дал на него отрицательный отзыв.

Согласно ему водителю проще и дешевле будет отказаться от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения. А для нетрезвых водителей, совершивших аварию, в которой погибли люди, проще будет скрыться с места происшествия. Вернуться через три дня, сказать, что был в шоке, поэтому сбежал, но сейчас одумался и вернулся. Установить его трезвость в момент ДТП уже не представится возможным.

В итоге отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела в суде у него не будет. Этот казус в нашем законодательстве есть и сейчас.

Однако подобный казус устранить оказалось довольно просто. Проект, который подготовил думский Комитет по конституционному законодательству и госстроительству, получил одобрение Верховного суда, в октябре был направлен на рассмотрение правительства. В этом проекте предлагается по мере ответственности приравнивать скрывшихся с места ДТП к нетрезвым.

В уголовных статьях предлагается приравнивать отказ от прохождения медосвидетельствования к отягчающим признакам.

Такая практика должна принести свои результаты. Пока статистика на Тамбовских дорогах не радует.

Несмотря на то, что власти больше средств выделяют на ремонт и строительство дорог, на технические средства обеспечения безопасности, аварийность на дорогах растет. По итогам 2012 года на территории области зарегистрировано 2055 (+14,5% в сравнении с 2011 годом) дорожно-транспортных происшествий, при которых погибли 248 человек (+17%), а 2801 человек получил ранения (+13,7%). В среднем ежедневно фиксируется 30 случаев пьянства среди водителей! Так, во время только одного рейда на трассе М6 было выявлено 18 водителей большегрузных автомобилей в состоянии алкогольного опьянения! В течение двух дней с помощью аппарата фиксации проезда на красный свет на одном из перекрестков областного центра выявлено 158 нарушений!

Скидки и баллы

Одним из новшеств для автолюбителей станет скидка на дорожные штрафы, которая, кстати сказать, уже одобрена в первом чтении. Согласно законопроекту, штраф может обойтись в два раза дешевле, если его заплатить в течение десяти дней после вынесения.

Согласно проекту, если водитель в течение десяти дней вместо того, чтобы оспаривать решение инспектора или судьи, просто оплатит штраф, то ему потребуется внести только половину суммы. Такая практика отлично работает в некоторых европейских странах. Насколько приживется у нас - покажет время.

Однако надо подчеркнуть, что основное назначение штрафов - стимулировать автовладельцев не нарушать ПДД. К сожалению, финансовые санкции дисциплину на дорогах не улучшают. Если за три года (2009-2011 гг.) в Тамбовской области штрафы в сумме составили 36 миллионов рублей, то в прошлом году их сумма приблизилась к 160 миллионам рублей. А между тем, как мы ранее заметили, количество нарушений и ДТП растет год от года.

Среди нововведений, к которым предстоит привыкать автолюбителям, - балльная система. Штраф делится на 100 - и получается количество баллов. Например, за выезд на встречную полосу получил штраф в пять тысяч рублей, получи и 50 баллов. Если набрал 200 баллов в течение года, лишаешься прав. Однако эта оценка несовершенна.

Например, семь раз припарковался в Москве не там, где положено, - набрал необходимое число баллов. А чтобы набрать такое же количество баллов за проезд на красный свет, необходимо игнорировать светофор 20 раз. Таким образом получается несоответствие между тяжестью наказания и опасностью нарушения.

Это будет исправлено во втором чтении, если законопроект все-таки будет рассматриваться Госдумой. Уже сейчас на всех возможных сайтах собраны десятки тысяч подписей за возвращение норм по количеству алкоголя в выдохе в пресловутых промилле. Речь идет не о том, чтобы разрешить людям пить за рулем, а о том, чтобы избавиться от ошибок при оценке трезвости водителя. Наркологи утверждают, что даже запах алкоголя проявляется только при 0,3 промилле.

Введение определения нетрезвого состояния, например, 0,2 промилле, - это не разрешение выпить. Этим уровнем убирается любая погрешность прибора.

Работа идет

Что планируется сделать в ближайшее время для усиления безопасности на дорогах Тамбовщины? Среди главных мероприятий - расширение сети системы видеофиксации нарушений ППД, в том числе проезда на красный свет светофора на перекрестках, установка дорожных знаков и пешеходных ограждений на перекрестках, строительство подземных и надземных переходов, дорожное строительство и ремонт, проведение месячников безопасности. В декабре прошлого года завершился очередной месячник безопасности дорожного движения. Из-за тревожной статистики на дорогах области практически через месяц, с 28 января, объявлен новый месячник.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер