Газета №44 (861), 30 октября 2012
Перейти к номеру

Новый большой Тамбов

30 октября 2012, 11:29 Прочитали 4 852 раза
В течение ближайших десяти лет областная столица вырастет вдвое
Тамбовских архитекторов, как маститых, так и молодых, ждет большая и интересная работа. Основа уже заложена: два проекта развития города на минувшей неделе прошли первое серьезное экспертное обсуждение.

Тамбов в своих нынешних границах совсем скоро станет историей, новую страницу которой откроет градостроительство в северном направлении.

Эта тема - территориального расширения города - давно стала больше чем просто актуальной для областного центра, где застройка уже давно ведется исключительно на окраинах, преимущественно северных. В сердце города свободных земель не осталось: негде строить жилье, школы, детские сады, спортивные объекты. Да что и говорить, один из самых болезненных в свете растущей автомобилизации вопрос о расширении дорог и дублировании магистралей в рамках "старого" города уже не решить. Кроме того, остро ощущается дефицит земельных участков для льготных категорий граждан.

Границей измененного Тамбова станет северная часть окружной дороги. Именно в этом направлении продолжит расти областной центр. С одной стороны он будет ограничен улицей Мичуринской, с другой - Моршанским шоссе, согласно проектам село Донское окажется в черте города.

- Мы рассматриваем развитие Тамбова на север - до окружной дороги. Причем в перспективе формирование поселков-спутников Тамбова - это Малиновка, Трегуляй, возможно, Татаново, Бокинские пруды, ряд других территорий, - отметил глава администрации Тамбовской области Олег Бетин.

Эти земли сегодня находятся в федеральной собственности. По закону их сначала нужно передать Тамбовскому району. А он, в свою очередь, отдаст их областному центру.

Первый этап застройки - это более 450 гектаров - рассчитан на 10 лет. За это время в Новом Тамбове планируют построить 3 миллиона квадратных метров многоэтажек и один миллион - индивидуального жилья. За счет федеральных средств будут возведены социальные объекты (школы, детские сады, больница и поликлиника, парки и скверы) и дороги, которые соединят два Тамбова - новый и старый.

Весомая "пристройка" увеличит город почти вдвое, фактически получится еще один Тамбов, которому архитекторы придумали неофициальные названия - Новый Тамбов или Большой Тамбов.

Один проект развития города - "Новый Тамбов" - представил Артем Гаврилов, главный архитектор ООО "АС-нова". Другой - "Большой Тамбов" - озвучил Александр Куликов, профессор ТГТУ, заслуженный архитектор России, экс-главный архитектор области. Спора "отцов и детей" от градостроительства не вышло: проекты во многом оказались созвучны друг другу.

Два взгляда - одно направление

Взгляд архитекторов нового поколения на Тамбов отличается актуальным сегодня направлением на экологичность, сдержанность и симметрию.

По проекту, представленному главным архитектором проектного бюро Артемом Гавриловым, улица Советская будет продлена до окружной автодороги и станет основной композиционной осью, вокруг которой и развернется большое строительство. Многоэтажная комплексная застройка будет сочетаться с малоэтажным индивидуальным (в местах со сложным рельефом). Заметный акцент сделан на озеленении территорий.

- Примерно 30% территории предполагается под многоэтажную застройку (от 9 до 14 этажей), 20% - индивидуальная застройка, 10% - среднеэтажная застройка (от 5 до 9 этажей), 35-40% отводится под парки и скверы, - пояснил Артем Гаврилов. - Большая парковая зона будет разбита в пересохшем русле реки и фактически поделит "зеленым зигзагом" Новый Тамбов пополам.

Проект маститых архитекторов "Большой Тамбов" видит новую часть города как выгодную площадку для инвестиций. Именно поэтому часть территории отдана на откуп производственно-складской зоне. Довольно большие территории предполагаются для предприятий с невредным производством.

Советский проспект будет заканчиваться площадью, которая станет ядром в композиции присоединяемой территории.

- Предусмотрено строительство трех жилых районов, - заметил профессор ТГТУ, заслуженный архитектор России, экс-главный архитектор области Александр Куликов. - Это 2350 гектаров. В проекте запланировано строительство ноосферного научно-исследовательского центра имени В. Вернадского на центральной площади, большого комплекса вузовского городка, двух храмов.

25 кв. м зелени на человека - такой нормы придерживается проект "Большой Тамбов", это выше прописанной СНиПом.

Проектирование дается непросто. На территории будущей застройки находятся объекты, которые придется вписывать в общий план. Это, к примеру, телевышка, линии электропередачи, хозяйство "Тепличное", аэропорт, действующий карьер.

Свое видение нового города архитекторы изложили, проект выберут после дальнейших обсуждений и доработок.

Дорога в новый город

Перефразируя слова классика, хочется воскликнуть - Тамбов испортил транспортный вопрос. Именно проблема пропускной способности дорог и увеличенной нагрузки на магистрали в центре города стала для представленных архитекторами проектов одним из главных вопросов, которые необходимо было решить.

- Дороги, кроме того, что они узкие, не отвечают современным требованиям, не соответствуют существующему количеству транспорта, - подчеркнул губернатор Олег Бетин. - Все основные магистрали заканчиваются тупиком: Советская, Б. Энтузиастов, Рылеева, нет коммуникаций, развязок и так далее. Поэтому хотелось бы посмотреть на будущее Тамбова, на перспективу с учетом новых площадей застройки.

Новые городские площади - это новые дороги, а также транспортная связь города старого и новой пристройки. Большинство рабочих мест по определению будет в старом городе, а значит, население нового Тамбова будет спешить на работу и нагружать магистрали, соединяющие две части областного центра. Вопрос непростой. Рационально распределить транспортные потоки - главная задача архитекторов.

В проектах транспортному аспекту строительства было уделено особое внимание. Архитекторы молодого поколения для решения проблемы пробок предложили многоуровневые развязки, старожилы - восьмиполосное движение и магистрали-дублеры.

- Хотелось бы реализовать современную транспортную схему, которая поможет избежать те проблемы с движением транспорта, что сегодня есть в городе, - заметил главный архитектор проектного бюро Артем Гаврилов. - Причем это должно стать адекватным решением вопроса пробок и на перспективу, на десятилетия вперед.

Как заметили эксперты, тема эта наиболее острая для Тамбова, поэтому прорабатывать ее и оценивать еще только предстоит.

Реализация проекта строительства нового Тамбова позволит ежегодно увеличивать объемы ввода квадратных метров, решать задачи по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, строить социальные квартиры для работников бюджетной сферы, предоставлять земельные участки под индивидуальное жилищное строительство льготной категории граждан, создавать условия для привлечения инвестиций.

Тамбов будущего - это город без пробок и тесноты, с продуманной архитектурой и современной инфраструктурой. Первый шаг в этом направлении уже сделан.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер