Газета №40 (857), 2 октября 2012
Перейти к номеру

Доступное образование для всех

2 октября 2012, 17:18 Прочитали 1 602 раза
Сегодня для ребят с инвалидностью создаются все условия для обучения в общеобразовательных школах вместе со здоровыми детьми
В прошлом номере мы говорили о реализации на Тамбовщине государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы и отмечали, что в области предпринимаются активные действия по созданию безбарьерной среды в обычных школах и реализации программы инклюзивного образования (процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). Сегодня мы хотим рассказать об этой работе более подробно.

В Тамбовской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, проблема создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности остается крайне актуальной.

Сегодня в области живет 3912 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это 2,2 % от численности тамбовских ребят в возрасте до 18 лет. Из них 697 человек охвачены услугами дошкольного образования; 2826 человек учатся в общеобразовательных учреждениях, 218 человек обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования, 171 человек не обучается по медицинским показаниям, 419 человек учатся на дому.

Многие дети с инвалидностью мечтают ходить в школу вместе со здоровыми ребятами, жить с ними одной жизнью, чувствовать себя частью большого коллектива. И к счастью, их мечты могут стать и уже становятся реальностью!

Первые результаты

Благодаря реализации на территории региона программы "Доступная среда" у детей с ограниченными возможностями здоровья появилось больше возможностей получать образование в школах. И хотя программа стартовала не так давно, положительные результаты уже видны.

По данным областного управления образования, в регионе создана сеть из двадцати базовых общеобразовательных школ, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии.

Выбор базовых учреждений осуществлялся, исходя из принципа территориальной доступности образовательного учреждения для ребенка-инвалида. Первые десять школ были определены в городах, так как в них проживает большее количество таких ребят. В нынешнем году еще десять крупных базовых сельских школ вошли в эту сеть.

Если говорить об областном центре, то в программу "Доступная среда" в 2011 году включились пять общеобразовательных школ - №№4, 5, 22, 31, 36. В этом году в проект вступили еще три школы - №№9, 11, 30. Сегодня в этих школах обучаются 98 детей-инвалидов.

Финансовый вопрос

В 2011 году на реализацию программы "Доступная среда" регион получил субсидию из федерального бюджета в размере около 13,5 миллионов рублей.

В 2012 году федеральная субсидия составила около 14 миллионов рублей.

Эти средства пошли на создание безбарьерной архитектурной среды и приобретение специального коррекционного, реабилитационного и учебного оборудования для школ, где вместе учатся инвалиды и обычные ребята.

На средства программы в этих образовательных учреждениях проводятся ремонтные работы по реконструкции архитектурной среды:

подъемы на площадку крыльца оборудуются пандусами;

лестницы крыльца - поручнями;

крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации красятся в контрастные цвета;

дверные проемы в здании и помещениях образовательного учреждения расширяются до 0,9 м;

в гардеробе оборудуются зоны переодевания учащихся-инвалидов;

коридоры оборудуются поручнями, обозначаются направления движения;

таблички на классных кабинетах оформляются крупным шрифтом контрастных цветов (или надписью шрифтом Брайля);

на полу и на стенах ярким цветом выделяются зоны риска (например, открывания полотна двери);

для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы специальные туалеты.

Кроме того, в 2012 году на средства программы закуплены кабинеты психологов, которые включают специальные диагностические и коррекционные программы, а также автомобили, которые подвозят детей с ограниченными возможностями здоровья прямо к порогу школы.

Все эти меры позволяют обеспечить комфортное пребывание детей в школе. А современное оборудование и специальная мебель, купленные на средства программы, помогают совершенствовать процесс обучения.

А что еще?

Одновременно с государственной программой в области реализуются региональные проекты по созданию новых моделей образовательных учреждений, обеспечивающих право детей-инвалидов на образование.

С 2011 года действует многофункциональный центр оказания комплекса услуг семьям и детям (в 2011 году в центре реабилитационную помощь получили 223 ребенка, прошли обучение методам реабилитации 58 семей (1-е полугодие 2012 года - 35 семей).

На базе двух специальных (коррекционных) школ-интернатов созданы ресурсные центры психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Жизнь показала, что детям-инвалидам и их родителям очень нужна форма дистанционного образования. С 1 сентября 2012 года 208 детей в нашей области учатся с использованием дистанционных технологий, а это 94 процента от всех детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих противопоказаний для работы с компьютером.

Сегодня в общеобразовательных школах города инвалидов увидишь нечасто, но реализация государственной программы может в корне изменить ситуацию. Безбарьерная среда - вот что сегодня нужно инвалидам. Работа в этом направлении уже ведется, и многие дети уже почувствовали, что это значит - ходить в школу вместе со здоровыми детьми.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер