В Тамбовской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, проблема создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности остается крайне актуальной.
Сегодня в области живет 3912 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это 2,2 % от численности тамбовских ребят в возрасте до 18 лет. Из них 697 человек охвачены услугами дошкольного образования; 2826 человек учатся в общеобразовательных учреждениях, 218 человек обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования, 171 человек не обучается по медицинским показаниям, 419 человек учатся на дому.
Многие дети с инвалидностью мечтают ходить в школу вместе со здоровыми ребятами, жить с ними одной жизнью, чувствовать себя частью большого коллектива. И к счастью, их мечты могут стать и уже становятся реальностью!
Первые результаты
Благодаря реализации на территории региона программы "Доступная среда" у детей с ограниченными возможностями здоровья появилось больше возможностей получать образование в школах. И хотя программа стартовала не так давно, положительные результаты уже видны.
По данным областного управления образования, в регионе создана сеть из двадцати базовых общеобразовательных школ, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Выбор базовых учреждений осуществлялся, исходя из принципа территориальной доступности образовательного учреждения для ребенка-инвалида. Первые десять школ были определены в городах, так как в них проживает большее количество таких ребят. В нынешнем году еще десять крупных базовых сельских школ вошли в эту сеть.
Если говорить об областном центре, то в программу "Доступная среда" в 2011 году включились пять общеобразовательных школ - №№4, 5, 22, 31, 36. В этом году в проект вступили еще три школы - №№9, 11, 30. Сегодня в этих школах обучаются 98 детей-инвалидов.
Финансовый вопрос
В 2011 году на реализацию программы "Доступная среда" регион получил субсидию из федерального бюджета в размере около 13,5 миллионов рублей.
В 2012 году федеральная субсидия составила около 14 миллионов рублей.
Эти средства пошли на создание безбарьерной архитектурной среды и приобретение специального коррекционного, реабилитационного и учебного оборудования для школ, где вместе учатся инвалиды и обычные ребята.
На средства программы в этих образовательных учреждениях проводятся ремонтные работы по реконструкции архитектурной среды:
подъемы на площадку крыльца оборудуются пандусами;
лестницы крыльца - поручнями;
крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации красятся в контрастные цвета;
дверные проемы в здании и помещениях образовательного учреждения расширяются до 0,9 м;
в гардеробе оборудуются зоны переодевания учащихся-инвалидов;
коридоры оборудуются поручнями, обозначаются направления движения;
таблички на классных кабинетах оформляются крупным шрифтом контрастных цветов (или надписью шрифтом Брайля);
на полу и на стенах ярким цветом выделяются зоны риска (например, открывания полотна двери);
для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы специальные туалеты.
Кроме того, в 2012 году на средства программы закуплены кабинеты психологов, которые включают специальные диагностические и коррекционные программы, а также автомобили, которые подвозят детей с ограниченными возможностями здоровья прямо к порогу школы.
Все эти меры позволяют обеспечить комфортное пребывание детей в школе. А современное оборудование и специальная мебель, купленные на средства программы, помогают совершенствовать процесс обучения.
А что еще?
Одновременно с государственной программой в области реализуются региональные проекты по созданию новых моделей образовательных учреждений, обеспечивающих право детей-инвалидов на образование.
С 2011 года действует многофункциональный центр оказания комплекса услуг семьям и детям (в 2011 году в центре реабилитационную помощь получили 223 ребенка, прошли обучение методам реабилитации 58 семей (1-е полугодие 2012 года - 35 семей).
На базе двух специальных (коррекционных) школ-интернатов созданы ресурсные центры психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Жизнь показала, что детям-инвалидам и их родителям очень нужна форма дистанционного образования. С 1 сентября 2012 года 208 детей в нашей области учатся с использованием дистанционных технологий, а это 94 процента от всех детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих противопоказаний для работы с компьютером.
Сегодня в общеобразовательных школах города инвалидов увидишь нечасто, но реализация государственной программы может в корне изменить ситуацию. Безбарьерная среда - вот что сегодня нужно инвалидам. Работа в этом направлении уже ведется, и многие дети уже почувствовали, что это значит - ходить в школу вместе со здоровыми детьми.