Газета №39 (856), 25 сентября 2012
Перейти к номеру

Бензиновая инфляция

25 сентября 2012, 16:58 Прочитали 1 317 раз
По прогнозам экспертов, стоимость бензина в ближайшее время вырастет на два - два с половиной рубля за литр
Затишье перед бурей

Те, для кого автомобиль не роскошь, а средство передвижения, наверняка запомнят этот год относительным затишьем на рынке цен на нефтепродукты. Сказать о том, что стоимость бензина периодически возрастала и пугала своими размерами владельцев железных коней, было бы лукавством. Да, безусловно, розничные заправки прибавляли копеечки, но они были не столь ощутимы для тамбовского автовладельца. Однако уже этой осенью, по мнению экспертов, бензин может подорожать на два - два с половиной рубля, а это в итоге совершенно другие расходы.

Если проследить динамику цен на автомобильное топливо в Тамбове и области, то она не претерпевала значительных изменений аж с весны. К примеру, АИ-95 в апреле можно было приобрести по цене от 27 рублей 10 копеек до 29 рублей 75 копеек за литр. С началом лета, а особенно в начале августа, он подешевел, и литр 95-го можно было заправить минимум за 26 с половиной рублей. С середины августа покопеечно цены стали прибавляться, но с начала сентября цена 95-го за литр остановилась на цифре 27 рублей 30 копеек (самый дешевый вариант), потом увеличилась на 30 копеек, а 24 сентября еще на полрубля. Таким образом, за период с весны по осень нынешнего года бензин стал дороже где-то на рубль. Не так страшно, скажут автовладельцы: рубль за полгода. Но вот что ожидает их в оставшиеся месяцы?

Уже под занавес лета крупнейшая частная нефтекомпания России "Лукойл" объявила о повышении цен на московских заправках. Стоимость бензина АИ-92 выросла на 25 копеек за литр до 27,97 рубля, АИ-95 - на 50 копеек до 30,47 рубля, дизельного топлива - на 35 копеек до 30,47 рубля. В Тамбове и области "Лукойл" в этом году держал самые высокие цены на нефтепродукты из всех нефтекомпаний, представленных в регионе. Но какого-то существенного ценового скачка с апреля по сентябрь пока на его заправках не наблюдается. Подорожало бензотопливо у "Роснефти". Если на прошлой неделе литром 95-го можно было заправиться за 27 рублей 60 копеек, то в понедельник - на 50 копеек дороже. Но это все равно, самый дешевый вариант для владельцев железных коней.

Прогнозируемое подорожание бензина в Российском топливном союзе связывают с таким фактором, как сезонность. Во-первых, вернувшиеся из отпусков люди чаще пользуются личным транспортом. Во-вторых, пора уборочных работ требует большего объема топливных ресурсов для нужд сельхозтоваропроизводителей. И, тем не менее, даже учитывая все эти факторы, для повышения цен на нефтепродукты действительно есть экономические предпосылки.

Под контролем правительства

А началось все еще в декабре прошлого года. Именно тогда правительство заключило соглашение с нефтяниками о том, что цены на топливо не будут расти до марта 2012 года. Простой народ расценивал эти шаги как предвыборный ход и понимал, что как только вся шумиха с выборами президента уляжется, нефтяные магнаты уж точно свое возьмут: так взвинтят цены, что мало не покажется.

В свою очередь, члены правительства также прогнозировали подобный исход, а потому принялись разрабатывать меры поддержки для нефтяников. Так, к примеру, рассматривался вопрос о снижении таможенных пошлин для компаний, пострадавших из-за заморозки цен. Кроме того, говорили даже о возможном запрете повышать оптовые цены на бензин и дизельное топливо. Газета "РБК daily" в апреле писала, что нефтяники также условились с чиновниками о заморозке цен до инаугурации Владимира Путина 7 мая. По данным издания, розничные продавцы топлива "повышают цены постепенно и только по согласованию с первыми лицами компаний", так как любое переписывание ценников считается "политической акцией".

Заморозка цен на топливо совпала с повышением акцизов. Сбор поднимали в России в нынешнем году дважды: с 1 января и с 1 июля. В общей сложности рост составил 29-32,6 процента. Учитывая, что доля акцизов в розничной стоимости топлива составляет около 10-15 процентов, подобное повышение не могло пройти незамеченным для рынка.

В итоге, розничные продавцы бензина в первой половине 2012 года оказались между двух огней. С одной стороны, правительство не давало поднять цены, с другой, власти повысили налоги на их товар. В таких условиях следовало бы ожидать или роста стоимости топлива - "когда будет можно", или его дефицита. Но лето показало - цена бензина практически не возросла. Может, причина тому - мировая экономическая ситуация?

Ветер Персидского залива

Почему россияне покупают бензин, полученный из отечественной нефти, по таким высоким ценам? Ведь Россия - крупнейший в мире экспортер этого природного ресурса, а для себя скидок сделать не можем? Этот вопрос задают себе многие. К сожалению, внутренние цены на энергоресурсы зависят от мировой конъюнктуры. Когда цены на нефть на мировых рынках растут, продажа энергоресурсов за рубеж становится более прибыльной. Естественно, компании стремятся отправить нефть и часть нефтепродуктов за рубеж, а в итоге внутреннее предложение сокращается. При этом спрос-то не падает, и, как следствие, цены на нефть внутри страны растут, а вслед за ними повышаются цены на оптовом рынке топлива.

В первой половине 2012 года мировой рынок нефти буквально лихорадило нестабильностью на Ближнем Востоке. В отношении Ирана вступили в силу международные санкции - Евросоюз и США наложили эмбарго на его нефть. Весной текущего года энергоресурсы уверенно дорожали, но в мае из-за сокращения мирового спроса они подешевели, и стоимость барреля нефти упала ниже ста долларов. Не исключено, что именно поэтому в мае 2012 года розничные цены на бензин в России не подскочили. Нефтедобытчики, оценивая ситуацию, не спешили качать нефть за рубеж, а бросили больше своей продукции на внутренний рынок.

Летом ситуация начала меняться. Цены энергоресурсов на мировых рынках снова поползли вверх. Не отстали от них и цены оптового рынка в России. Естественно, что теперь на очереди и розничные заправки.

Будут ли власти в очередной раз запрещать поднимать цену? Но в таком случае нефтяники будут качать ее на внешний рынок, а мы вообще можем остаться без бензина.

Очевидное вероятное

Сейчас на розничную надбавку приходится всего десять процентов стоимости бензина. При этом обычно российские заправки работают при доходности 12-16 процентов, за счет которой, в том числе, оплачиваются и затраты на организацию розничной торговли. Чтобы достигнуть приемлемого для владельцев заправок уровня, цены нужно поднять на 50 копеек. В общем-то, такую динамику мы и прослеживаем на наших заправках. Но как бы там ни было, правительство, скорее всего, не допустит резкого скачка - для властей предпочтительнее "ползущая" топливная инфляция. Так удастся растянуть повышение, но не остановить, и этой осенью оно вполне вероятно.

Если же вернуться к вопросу о том, почему Россия, являясь крупным экспортером нефти, не может похвастаться низкими ценами на бензин, то причин здесь несколько. Нужно понимать, какая у нас по площади страна и какие в ней транспортные издержки. Кроме того, наше "черное золото", добываемое в Западной Сибири, уступает по качеству тому, что есть в странах Персидского залива. И еще одна серьезная причина - недостаточные инвестиции в нефтепереработку, из-за чего многие нефтеперабатывающие заводы до сих пор работают на устаревшем и изношенном оборудовании. Рентабельность производства нефтепродуктов в России намного меньше, чем прибыль от добычи и экспорта сырой нефти, причем это относится как к частным, так и к государственным нефтекомпаниям.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер