Газета №36 (853), 4 сентября 2012
Перейти к номеру

«Кискино» горе

4 сентября 2012, 15:30 Прочитали 1 245 раз
Pussy Riot помогли каждому определиться с его выбором
Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе -

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

(Борис Заходер)

"Все смешалось в доме Облонских", - фраза из "Анны Карениной" Толстого как нельзя больше подходит к тому, что происходит сейчас в России. Страна - один большой "дом Облонских". Полное и бесповоротное осознание этого - лично для меня главный итог "дела Pussy Riot". То, что произошло, рано или поздно должно было случиться. И, пожалуй, чем раньше, тем лучше. По крайней мере, все окончательно встало на свои места. И со своим местом определился каждый, хочет он этого признавать или нет. Так что же в действительности произошло?

Тема номер раз

Что случилось 21 февраля нынешнего года в храме Христа Спасителя, когда там устроили свой "панк-молебен" участницы группы Pussy Riot, с точки зрения обычного, рядового атеиста или совсем мало верующего человека? Да ничего. Вообще. Для этих людей амвон церкви, пусть и главного православного храма страны, абсолютно ничем не отличается от любого пенька в лесу. Это означает одно - почему на пеньке можно, а в церкви нельзя? Это их точка зрения. Это их вина? Нет. Беда? С позиции верующего человека - да, но только с позиции верующего. Сами атеисты, в данном случае неважно, воинствующие или не очень, так не могут считать уже хотя бы потому, что они атеисты. Для них в вере нет ничего святого. Храм для них - не особое место по определению.

Если рассматривать произошедшее с этой точки зрения, вывод напрашивается однозначный - за что было давать срок Pussy Riot? Правильно, не за что. И кто, в таком случае, все те сотни тысяч и миллионы, которые так не считают? Маргиналы и мракобесы. Не зря же после того, как "Эхо Москвы" провело в эфире свое голосование на тему "Как Вы относитесь к приговору Pussy Riot?" и шестьдесят процентов проголосовавших его поддержали, господин Шендерович с сожалением констатировал, что очень еще низок у нас уровень самосознания населения. Видно, проводя подобные "голосульки", организаторы были практически уверены в том, что результат будет иным. И вот тогда можно было бы сказать о том, как решение принято вопреки мнению большинства и т.д. и т.п. Не получилось? Не беда. Все равно наше мнение - самое правильное, просто народ - быдло.

Тема номер два

Что произошло с точки зрения самих Pussy Riot? Прежде всего, отличная пиар-акция. Чисто политический ход за гранью фола. И добиваясь гуманности и милосердия в отношении "молодых мам", нужно отдавать себе отчет в том, что эти слова - лукавство. Когда мы говорим о Pussy Riot, стоит понять, что, прежде всего, речь идет о радикалах, людях без тормозов, сознательно избравших путь, который ведет именно туда, где и оказались Надя Толокно, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич - и это вовсе не о храме. А слова о детях звучат просто бессовестно - радикальные борцы часто хватаются за детей как за соломинку, но не так уж часто думают о них, выходя на поле боя.

Хотим мы того или нет, но факт остается фактом - смысловой вакуум быстро заполняется радикализмом, хамством, провокацией и глупостью. Те, кто пишет о "готовности православных чувствовать себя оскорбленными", просто не понимает предмета, о котором он рассуждает. Если ты действительно верующий, пляски в храме заденут тебя непременно. Не содержание выступления - обстоятельства места и времени. Именно этого Pussy Riot и добивались.

Что же касается мысли о том, что Церковь расчесала болячку под названием Pussy Riot вместо того, чтобы спустить дело на тормозах и "снискать себе симпатии значительной части мыслящих граждан", то она так же оправданна, как стремление поцеловать с разбегу несущийся тебе навстречу поезд. "Панк-молебствующие" получили именно то, что хотели, - в самом прямом смысле слова. Они поставили перед собой цель и с успехом ее достигли. Обсуждая то, что произошло в храме Христа Спасителя, никто не вспоминает, что 21-му февраля предшествовало 18-е, когда что-то похожее уже произошло в Богоявленском соборе, - я имею в виду не тексты выступления, а внешние формы. Нацепили маски и начали с гитарами ломаться в храме на виду у верующих. И запись этой "акции" имеется - ее, кстати, сделала четырехлетняя дочь Надежды Толоконниковой. Так что они своих детей воспитывают так, как им нужно.

Тогда на них, по большому счету, не обратили внимания. И если бы в храме Христа Спасителя все обошлось так же, уверен на сто десять процентов - случилось бы что-нибудь еще. Обязательно. В конце концов, они своего все равно добились бы. А добивались они как раз того, что случилось. Общество изначально оказалось в таких условиях, что другой дороги не было. Тупиковая ситуация, к выходу из которой пришлось идти по единственному пути.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что они оказались в числе выигравших. Их тяжкие оковы рано или поздно падут, и с чувством выполненного долга девушки отправятся давать интервью. А потом начнут выбегать в места массового скопления людей с актуальной для нового времени информацией.

Тема номер три

Что произошло с точки зрения государства? Безусловно, хулиганство. Хотя бы если рассматривать случившееся как поведение в общественном месте. Храм - общественное место? Конечно. Другой вопрос, что в этой связи сразу начинаются вопли о светском государстве, о недопустимости сращивания Церкви и государства. Но в таком случае давайте постараемся не допустить сращивания государства и администрации Государственного биологического музея имени Тимирязева, где несколько лет назад участники так называемой арт-группы "Война" прилюдно устроили акт группового секса - для тех, кто не понимает, объясню, что это у них называется искусством. Одним из участников "мероприятия" была нынешняя участница Pussy Riot Надежда Толоконникова - на девятом месяце беременности. По поводу этой порнографии было возбуждено уголовное дело. Недопустимо? Конечно. Это же непозволительно теплые взаимоотношения между государственными органами и музейными работниками. Бред? Однозначно. Но почему-то в этом случае подобные рассуждения воспринимаются как явный дурдом, а в случае с Pussy Riot - как проявление гражданской позиции.

А еще лично меня в произошедшем в храме Христа Спасителя насторожил момент, на который, судя по всему, мало кто обратил внимание. Внешний вид "акционировавших" - маски как образ паранджи, лосины под платьем, что тоже очень напоминает восточную женщину. Опасная тема…

Недавно в радионовостях услышал интереснейшую новость "по поводу" - группе французских туристов дали полгода за то, что одна из них поцеловала в губы статую Будды. И что? Да ничего - ни воплей по поводу светского государства, ни торжественного зачисления в ряды "узников совести". Заслужили - получите.

Тема номер четыре

Наконец, что же произошло с точки зрения верующего человека? Пожалуй, наиболее точно по этому поводу выразился председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда: "Если бы на моих глазах издевались бы над моей матерью, и я бы ничего не мог сделать, у меня были бы связаны руки, я испытывал бы ровно такие же чувства. Если бы на моих глазах плясали на могиле моих родственников - вот такие испытываешь чувства, когда на это смотришь".

Да, ребята, для православного Церковь - это мать. И если над ней откровенно издеваются, что он должен делать? Ответ понятен. Все другие рассуждения - просто слова.

Да, вы имеете полное право не считать Церковь своей матерью и говорить о ней как об "институте, который призван соединять людей с Богом", не более. Тогда вы можете высказывать какое угодно мнение по поводу ситуации с Pussy Riot, и его никто не будет оспаривать. Но в этом случае одна-единственная просьба - не называйте себя православными. "Кому Церковь - не Мать, тому Бог - не Отец", помните? Нет? Очень жаль.

За последнее время в Интернете появилось огромное количество вариантов перевода названия Pussy Riot. Основной упор делается на рассуждения по поводу того, что в словосочетании, состоящем из двух существительных, стоящее на первом месте переводится как прилагательное. Как выпускник факультета иностранных языков могу с уверенностью сказать о том, что в качестве варианта художественного перевода очень даже применимо словосочетание, где слово, стоящее на первом месте, может быть переведено как существительное в родительном падеже. Riot - "бунт, мятеж, возмущение", Pussy - "киска" во вполне определенном значении (как женский половой орган). "Бешенство матки" - чем не вариант?

Нимфомания (именно так на медицинском языке бешенство матки называется) - психическое заболевание, вид истерии. Люди, страдающие таким отклонением, некритично относятся к своим сексуальным потребностям. Так что очень символично то, что ЭТО проделали люди, объединившиеся в группу с ТАКИМ названием. В обществе, носителями "передовых идей" которого пытаются выставить тех, кто за несколько дней до родов занимается сексом в публичных местах и корчится в плясках на амвоне церкви, опухла уже не только голова. Чего же другого, в таком случае, ждать от всего общества, кроме того, что произошло и происходит? Нечего.

В каком-то смысле то, что сделали Pussy Riot, - настоящее благо. Они дали, наконец, каждому возможность окончательно определиться, с кем он. Рано или поздно это все равно пришлось бы сделать. Так что время пришло.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер