Газета №34 (851), 21 августа 2012
Перейти к номеру

Недокомплект

21 августа 2012, 14:22 Прочитали 1 706 раз
На фоне сокращающегося количества общеобразовательных учреждений области растет число малокомплектных школ
Скоро в школу – малокомплектную

Казалось, еще только вчера наступило лето, поэтому три месяца каникул никогда не закончатся. Но все имеет свое завершение. На дворе последние августовские дни, а стало быть, самое время готовить школьные рюкзаки, форму, набираться терпения и настраиваться на учебный процесс. В этом году более девяносто пяти с половиной тысяч юных жителей области отправятся "грызть гранит науки" в образовательные учреждения региона, причем 1424 учащихся сядут за парты малокомплектных школ. Смогут ли они в их стенах получить образование, не уступающее тому, что дают их сверстникам в обычной школе? Почему в последние годы понятие "малокомплектная школа", которое даже законодательно не имеет точного определения, все чаще и чаще применяется к тамбовской глубинке? Ответы на эти и другие вопросы попытаемся найти вместе с чиновниками от образования и теми, кто работает на местах - директорами школ.

Самая малочисленная школа Моршанского района расположена в поселке Молодежный. В ней всего 12 учеников. Название населенного пункта не оправдывает себя: представителей молодого поколения здесь с каждым годом становится все меньше и меньше. Тем не менее, в поселке пока еще есть дети, и дать им возможность получить образование рядом с домом - прямая обязанность органов местного самоуправления. Правда, в большинстве своем это образование укладывается в четыре класса начальной школы. Потом, как правило, прыгай в школьный автобус, и вперед - до "базы". На 2300 учеников Моршанского района приходится 35 общеобразовательных учреждений, четыре из которых - это базовые школы. Остальные - филиалы, большая их часть - малокомплектные.

- Безусловно, их содержание - это проблема для района, - говорит Николай Шохин, начальник отдела образования администрации Моршанского района. - Если бы между образовательными учреждениями были значительно меньшие расстояния, присутствовала дорога с твердым покрытием, для нас идеальным вариантом была бы организация подвоза детей к базовым школам. На сегодняшний день в районе уже работает 21 школьный автобус. Но есть определенные требования и нормативы к перевозке детей. Тем не менее, за последние три года мы не закрыли ни одного общеобразовательного учреждения. Да, непросто содержать школу с 12 учениками, учитывая, что при нормативно-подушевом финансировании нужно осуществлять материально-техническое снабжение, укомплектовать кадрами и т.д.

Примечательно, но в настоящее время в федеральном законодательстве не содержится определения понятия "малокомплектная школа". Можно лишь ссылаться на ст.41 ФЗ "Об образовании" (в редакции от 10.07.2012), в котором предусмотрен особый порядок финансирования таких учреждений: "Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся".

Исходя из этого, делаем вывод: органы государственной власти в регионе самостоятельно определяют критерии отнесения образовательных учреждений к категории сельских малокомплектных школ и устанавливают механизм их финансирования. Так вот, на Тамбовщине к категории малокомплектных сельских школ относятся начальные общеобразовательные школы, начальные школы - детские сады, прогимназии, филиалы (отделения) общеобразовательных учреждений, реализующие программу начального общего образования, с общей численностью учащихся на первой ступени обучения (1-4 классы) и в подготовительных классах менее сорока человек, расположенные в сельских населенных пунктах и рабочих поселках. Перечень таких учреждений ежегодно утверждается постановлением администрации Тамбовской области.

А их все больше

В нынешнем учебном году на фоне сокращающегося количества общеобразовательных учреждений области - с 539 до 529 - количество малокомплектных школ в системе общего образования увеличится со 119 до 123. О чем это говорит, мы думаем, что вы догадываетесь.

Когда в 1996 году Александр Пархутик был назначен директором Уметской СОШ, количество ее учеников приближалось к тысяче. Сегодня столько детей школьного возраста с огромным трудом наберется во всем районе, у которого одни из лучших демографических показателей в области. Уметская СОШ теперь - базовая школа с одиннадцатью филиалами, и только в двух количество учеников дотягивает до сотни. Но есть и такая, где всего шесть человек. И она действует. Более того, о закрытии здесь не думают, наоборот, открывают на ее базе группы предшкольной подготовки.

- Большинство наших малокомплектных школ - начальные, - говорит Александр Пархутик. - Финансируются они по затратам, а вот содержать сельскую школу с 28 учащимися и давать основное образование - это действительно проблема. Нормативно-подушевое финансирование не позволит в полной мере обеспечить материально-техническую базу, содержать штат. Вот поэтому мы организуем подвоз учащихся старших классов к базовой школе. У нас существует пришкольный интернат для учащихся среднего звена.

1 сентября в первый класс школ Уметского района отправится 74 первоклассника, больше половины которых - 42 - в базовую школу, остальные - в 11 филиалов. Нетрудно посчитать, какова будет наполняемость школ в сельской глубинке.

Закрыть нельзя. Оставить

В связи с положительными тенденциями, наметившимися в экономическом развитии Инжавинского района, местные чиновники надеются на кардинальные перемены в демографической ситуации муниципального образования.

- Уже на данном этапе мы наблюдаем снижающийся отток населения из района, - говорит Галина Вахрушева, начальник отдела образования Инжавинского района. - Остается взрослое население, а вместе с ним и дети. 56 школьников, которых мы недосчитались в общей численности учащихся в этом году, мне думается, не катастрофическая цифра, учитывая, что до этого у нас ежегодно выпадало более ста детей.

Тема малокомплектных школ актуальна и для этой территории. Здесь вообще достаточно разветвленная сеть школ, которая реализует программу начального школьного образования.

- У нас на сегодняшний день есть образовательные учреждения с семью, пятью и даже тремя учениками. Но не стоит думать, что это заброшенные школы, где дети чем-то обделены. У них есть и компьютеры, и хорошая мебель, а самое главное - учитель, который создает такую атмосферу, что многие могут только позавидовать, - продолжает Галина Вахрушева. - Что касается малокомплектных школ-"девятилеток", у нас такие тоже сохранены. Количество обучающихся там колеблется от 20 до 50 человек. Мы не видим необходимости в их реорганизации, поскольку их географическое положение не совсем удобно. Кроме того, организации учебного процесса самое пристальное внимание уделяет глава района. Его решением для подвоза педагогов в удаленные малокомплектные школы выделен транспорт, и многие вопросы успешно разрешаются.

Вообще, как нас заверили в управлении образования и науки Тамбовской области, все малокомплектные школы региона на настоящий момент времени функционируют в статусе филиалов крупных базовых школ. Следует отметить, что в ближайшей перспективе количество малокомплектных школ в области существенно не изменится, поскольку одна из основных целей проводимой модернизации в сфере образования - дать качественное начальное общее образование ребенку по месту жительства. Закрытие же малокомплектных школ в отдаленных сельских территориях происходит при условии полного отсутствия обучающихся. В противном случае, даже если в самой глухой тамбовской деревушке живут один-два ученика, школа, как правило, продолжает работать.

Как видим, что в этом году количество малокомплектных школ не то что уменьшается, оно растет. Все решения, связанные с реорганизацией и ликвидацией муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и малокомплектных, относятся к компетенции органов местного самоуправления и принимаются главами администраций городов либо районов области, органами представительной власти муниципалитетов с учетом мнения обучающихся и их родителей.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер