Газета №21 (838), 22 мая 2012
Перейти к номеру

Польза от дела

22 мая 2012, 14:54 Прочитали 1 458 раз
Председатель областной Думы возглавил Совет законодателей Центральной России. Зачем ему это надо?
К списку должностей председателя Тамбовской областной Думы Александра Никитина недавно прибавилась еще одна. В конце апреля он был избран координатором Совета законодателей Центрального федерального округа. О том, что представляет собой этот Совет и как он может реально влиять на жизнь регионов, мы беседуем сегодня с Александром Никитиным.

- Александр Валерьевич, что это за структура - Совет законодателей ЦФО?

- Это совещательный орган, который был создан при полномочном представителе президента в Центральном федеральном округе и постоянно работал. К примеру, летом прошлого года заседание Совета проходило в Тамбове.

25 апреля этого года прошло первое заседание при недавно назначенном полномочном представителе президента в ЦФО Олеге Марковиче Говоруне. На заседании мы принципиально думали над тем, как нам работать в новом формате. Члены Совета изменили регламент, выбрали меня в качестве координатора.

- Чем приходится заниматься Совету законодателей?

- Задачи и перспективы, которые стоят перед Советом законодателей, вытекают из проблем, существующих в деятельности, прежде всего, региональных заксобраний.

Сегодня мы, законодатели разных уровней, и в первую очередь региональные, обеспокоены тем, что у нас есть свои инициативы, которые, мягко говоря, в Москве не очень здорово поддерживаются. А если говорить откровенно, не поддерживаются вообще. Есть статистика, которая носит удручающий характер. Я сейчас говорю о ЦФО, но думаю, что аналогичная ситуация сложилась применительно ко всем регионам России.

Что касается Центрального федерального округа, то менее одного процента наших инициатив получают положительное заключение правительства и, соответственно, потом принимаются Государственной Думой или Советом Федерации. Все это очень печально и, по сути, нелепо. Есть здесь причины и объективные, и субъективные. Что греха таить - мы на региональном уровне не всегда качественно готовим такие документы, да и сам уровень задач, которые мы туда вкладываем, зачастую не соответствуем масштабу и логике федеральных законопроектов. Очень часто наши инициативы носят локальный характер, отвечают интересам одной территории, в лучшем случае двух-трех. Поэтому мы в первую очередь должны озаботиться подготовкой таких федеральных законопроектов, которые бы отражали интересы государства и имели бы соответствующие федеральные значение и уровень.

Кроме того, наши законодательные инициативы очень часто носят затратный характер. И, естественно, правительство, когда начинает их рассматривать, дает по ним отрицательное заключение.

- При этом существует очень хитрая формулировка - "принятие такого законопроекта не потребует выделения средств" и так далее...

- Совершенно верно. На самом деле, это далеко не всегда бывает так. Причем это не какое-то лукавство со стороны регионов, а, в первую очередь, как мне кажется, результат нашей не совсем полной информированности в части того, какие существуют федеральные программы, источники финансового обеспечения. И нам, конечно, нужно быть более подготовленными в части бюджетных обоснований, более четко знать свои полномочия, делегированные полномочия, полномочия Российской Федерации. И в рамках такого грамотного, квалифицированного подхода можно предлагать, например, резервные источники. Ведь всегда в государственных программах есть определенный люфт, тем более, что сейчас таких программ появляется больше. Например, с 2013 года будет продолжена реализация программы развития сельского хозяйства до 2020 года, появляются отдельные программы по образованию, по науке и технологиям, по промышленности. В общем, нужно предлагать свои инициативы не только государственного значения и масштаба, но еще и более детально обосновывать источники реализации тех или иных наших предложений.

Еще один момент - проблема повышения качества и результативности наших законодательных инициатив может решаться только сообща, на уровне соответствующего совещательного органа, которым и является Совет законодателей ЦФО. Речь идет о подготовке коллективной законодательной инициативы, которая будет качественно проработана и экспертами, и нами в рамках встреч и обсуждений. Такая инициатива будет отвечать интересам и потребностям большинства регионов, решать насущные региональные задачи и при этом будет иметь федеральный уровень поддержки.

- Таким образом, в рамках деятельности Совета законодателей складываются определенные взаимоотношения "по вертикали"?

- И не только. Есть еще одна проблема другого порядка. Мы не всегда осведомлены о том, что происходит у наших соседей. И много наших региональных законодательных документов не всем известно в рамках даже коллективного обмена. То есть необходимо взаимодействие "по горизонтали", когда мы имеем возможность, пообщавшись между собой, использовать практику конкретного региона на территории всех субъектов, входящих в Центральный федеральный округ.

На первом заседании так и произошло - мы обсуждали различные законодательные акты, принятые в регионах в разное время. По сути, все задачи, стоящие сегодня перед разными регионами, едины. Другой вопрос - какие мы используем механизмы для их достижения.

Например, в Белгородской области остро стоит проблема с реализацией кодеинсодержащих препаратов. С одной стороны, в региональном законодательстве все очень четко прописано. В то же время есть нарушения этого законодательства, когда происходит незаконная продажа таких препаратов. В Белгородской области приняли соответствующие поправки административного характера, которые позволяют накладывать солидный штраф и на физических, и на юридических лиц. В рамках обсуждения на заседании Совета законодателей ЦФО выясняется, что в Курской области тоже пытались с помощью административных штрафов упорядочить эту работу и обеспечить исполнение принятого законодательства, но прокуратура вышла с протестом по поводу этих штрафов и выставила свои объективные обоснования, согласно которым такие штрафы нарушают другие законы. Вот такие часто получаются правовые коллизии. А когда мы начинаем общаться друг с другом, то понимаем, как всего этого можно избежать, изучаем опыт соседей, обсуждаем то, как подобные законопроекты можно было бы применять не только отдельно в Курске или Белгороде, но и на территории всех регионов ЦФО.

- Относительно названной выше проблемы - удалось придумать какое-то решение?

- Да, сейчас готовится экспертное заключение по тому, как эту ситуацию предотвратить. Процедура лекарственного и безлекарственного отпуска будет прописана более четко, прозрачно и понятно. Ведь чтобы штрафовать, нужно тоже иметь четкие обоснования. Если система будет где-то размыта и непрозрачна, то всегда будут появляться разумные требования прокуратуры и других инстанций, которые не позволят применять штрафные санкции.

Есть другой пример - закон об образовании. У нас действуют законодательные акты, регламенты в различных регионах, которые так или иначе регулируют вопросы поддержки учителей. Мы посмотрели опыт Курской области - по сути, их закон об образовании мало чем отличается по своей конструкции от нашего или какого-либо другого аналогичного регионального закона. Но в одной из его статей настолько системно изложены все меры поддержки учителей - лучше трудно что-нибудь придумать. По сути, сегодня нет ни одного другого региона в ЦФО, где было бы подобное. Да, мы можем говорить о том, что у нас гораздо выше сам уровень поддержки, больше льготы по компенсации за коммунальные услуги, особенно в сельской местности, грантовая поддержка ученых и т.д. Но если брать системность, удобство изложения, то курский опыт здесь очень позитивен, и его надо рекомендовать для использования в других регионах.

- Судя по всему, только этим деятельность Совета законодателей ЦФО не ограничивается…

- Есть еще один формат работы. Мы иногда даем отзывы на те или иные федеральные законопроекты самостоятельно, каждый регион сам по себе. Теперь же мы начали проявлять свой коллективизм. На заседании Совета законодателей, которое прошло 25 апреля, мы собрали свои замечания относительно федерального законопроекта о выборах сенаторов, который разрабатывал Совет Федерации. Получилось более ста страниц предложений, включая текстовые редакции. Мы все это обсудили, систематизировали, обобщили. Это не просто сто страниц абсолютно разных, не похожих друг на друга предложений - нет, они очень хорошо раскладываются в определенные группы. В результате получилась очень убедительная позиция Центрального федерального округа, полпредства, нас как законодателей. Самим было приятно, потому что очень хорошо поработали. Я думаю, что с такой убедительной коллективной позицией очень трудно не считаться законодателям более высокого уровня.

Вопросами коллективного законодательства мы намерены серьезно заниматься и в дальнейшем. Для этого уже открыли свою страницу на интернет-сайте полпредства cfo.gov.ru. На этой странице можно будет увидеть все, о чем я уже рассказал, плюс общение как по вертикали, так и по горизонтали - выступления, совещания, мероприятия.

- Вы - одно из первых лиц области. Работа в качестве координатора Совета законодателей ЦФО - это уже качественно иной уровень государственной деятельности. Что это для Вас - новая возможность для личного развития или дополнительная головная боль?

- Если честно, и то, и другое. Но при этом очень важна надежда на то, что нынешний подход к организации работы Совета законодателей, который есть у полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Олега Марковича Говоруна, позволит нам почувствовать, что законодательная власть - это власть народная, это голос народа, это возможность участвовать во всех процессах, которые формируют сегодняшнее общество, влиять на ситуацию и в ЦФО, и в целом в стране. Надо отдать должное Олегу Марковичу - он очень активно взялся за организацию деятельности Совета законодателей. Так что сейчас мы все в буквальном смысле слова в мыле. Если и в дальнейшем Совет законодателей будет работать так же, как он начал это делать сейчас, то эта нагрузка будет достаточно приятной - ощущение того, что ты делаешь полезное дело, всегда приятно.

- Спасибо.

P.S. Когда номер был готов к печати, стало известно о том, что нынешний полномочный представитель Президента в ЦФО Олег Говорун займет пост министра регионального развития в новом правительстве. Тем не менее, Александр Никитин уверен в том, что Совет законодателей ЦФО продолжит такую же активную работу, которую он начал вести в последнее время, не снижая темпов.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер