Газета №13 (829), 27 марта 2012
Перейти к номеру

Журналисты ставят коррупции заслон

27 марта 2012, 16:43 Прочитали 2 074 раза
В Общественной палате России обсудили роль СМИ в формировании общественного сознания и навыков антикоррупционного поведения
В Общественной палате России собрались представители региональных СМИ, чтобы обсудить роль средств массовой информации в формировании общественного сознания и навыков антикоррупционного поведения жителей нашей страны. В работе семинара принял участие журналист «Тамбовского курьера».

На семинар, посвященный более чем злободневной теме, приехали представители средств массовой информации из тридцати с лишним регионов практически со всей России. Цель встречи организаторы проекта видят в том, чтобы способствовать повышению роли региональных СМИ в деле защиты прав и законных интересов жителей России. Что здесь могут журналисты? Усиливать влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения и навыков антикоррупционного поведения, создавать в обществе такие настроения, которые разовьют и укрепят стойкое неприятие среди всех слоев нашего общества такого явления, как коррупция.

В течение двух дней перед участниками работы семинара выступали известные общественные деятели и журналисты, с которыми представители местных СМИ смогли обсудить наиболее важные проблемы, возникающие в деятельности их изданий при освещении борьбы с коррупцией. Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов подробно рассказал о том, как в действительности возможно объединение усилий организаций гражданского общества и СМИ при защите прав граждан от проявлений коррупции. Выступление известнейшего общественного деятеля, председателя комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолия Кучерены было посвящено общественному контролю за проявлениями коррупции на основе обращений людей, а также горячей линии "Стоп, коррупция". Напряженная работа в течение первого дня проведения семинара не помешала его участникам уже "под занавес" с огромным интересом выслушать специального корреспондента отдела расследований "Новой газеты" Романа Анина, который детально рассказывал о новых методах проведения журналистских расследований. Большинство из собравшихся приняли активное участие в обсуждении проблем, с которыми неизбежно приходится сталкиваться региональным журналистам при расследовании "горячих тем".

Заграница нам в помощь

Ярким и запоминающимся было выступление члена Общественной палаты России, директора Московского бюро по правам человека Александра Брода. В нем он остановился на зарубежном опыте противодействия коррупции. Тема эта настолько интересна, что необходимо остановиться на ней подробнее.

- Мировой опыт показывает, что полностью избавиться от коррупции не удается ни в одной стране, - отмечает Александр Брод. - Но существенно снизить ее вполне возможно. Во многих развитых и развивающихся странах мира уровень коррупции был сравним с нынешним российским и даже превышал его, но им удавалось и снизить уровень коррупции, и добиться того, чтобы явления коррупции не становились непреодолимым препятствием для модернизации этих стран, развития их экономики.

Понятно, что использовать зарубежный опыт в нашей стране не значит просто скопировать меры, которыми в других странах боролись с коррупцией. Она постоянно приспосабливается к существующему положению, имеет национальные особенности. Поэтому те меры, которые несколько лет назад, а тем более, несколько десятилетий назад были эффективны в других странах мира, не помогут в современной России. Значит, их нужно приспосабливать к нашим нынешним условиям. Тем не менее, мировой опыт нам явно пригодится.

Швеция

До середины XIX века она считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. Но после принятого элитой и руководством страны решения о полной модернизации страны в ней был разработан и начал исполняться комплекс мер, направленных на полное исключение каких-то соображений о собственной выгоде у чиновников. Для жителей страны был открыт доступ к внутренним документам государственного управления, позволивший всем желающим понимать, как работает государство, а главное - была создана независимая и эффективная система правосудия.

Шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для чиновников и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала престижной нормой среди государственной бюрократии. Зарплаты чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз. Однако со временем целенаправленными усилиями правительства страны эта разница снизилась до двукратной. И сегодня в Швеции один из самых низких уровней коррупции в мире.

В Швеции большую роль в противодействии коррупции играют Церковь и общественное мнение, благодаря которым с подозрением отнесутся к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Общественное мнение превратило проявления коррупции, вообще нечестность и в частном бизнесе, и в государственном управлении в крайне редкое явление. Никакими законами и уголовными наказаниями такого достичь бы не удалось.

Сингапур

В момент обретения независимости в 1965 году Сингапур был страной с очень высоким уровнем коррупции. За самое короткое время - с 1959 до 1990 года - здесь прошли путь от бедной страны до высокоразвитой. Это удалось сделать и потому, что был сильно снижен уровень коррупции. Для этого регламентировали действия чиновников, устраняли двусмысленности во всех законах, неукоснительно соблюдали принцип верховенства закона и равенства всех перед законом, упрощали деятельность органов власти, стали строго следить за соблюдением этических стандартов.

Центром противодействия коррупции стало независимое Бюро по расследованию случаев коррупции с широкими полномочиями. Туда граждане могут обращаться с жалобами на чиновников и требовать возмещения убытков. Когда началась антикоррупционная кампания, это Бюро инициировало расследования даже против министров правительства и близких родственников главы государства. И министры, уличенные в коррупции, были приговорены к реальным срокам заключения. Этими действиями руководство доказало всем, что в правительстве министры и другие ответственные должностные лица могут быть только неподкупными и высококвалифицированными.

Сегодня Сингапур занимает лидирующее место в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.

Южная Корея

В 1999 году разработанная и принятая в Сеуле по воле его мэра Гох Куна антикоррупционная программа "OPEN" позволила гражданам реально контролировать работу государственных чиновников. Они и сейчас могут в любое время проследить ход рассмотрения документов по своему обращению через Интернет.

На первом этапе мэр Сеула предложил всем жителям города писать ему лично открытки с указанием того, что им не нравится. И он сам все эти открытки читал. Отдельно он следил за открытками предпринимателей. Всем служащим мэрии он включил в тексты контрактов положения о том, что каждый из них будет уволен без объяснения причин при малейшем подозрении от предпринимателя, который с ним контактировал, о затягивании решения его проблемы или о требовании взятки за такое решение. Кто из чиновников был не согласен с таким положением в новом контракте, с тем он вообще не подписывался, а чиновник увольнялся с должности.

Строгое следование выбранной политике привело к тому, что в течение нескольких лет коррупция между частным бизнесом и муниципальными органами власти исчезла почти совсем.

Китай

На протяжении многих веков и даже тысячелетий китайская бюрократия являлась особой кастой в стране и главным получателем общественных благ. Тем не менее, в современном Китае не чувствуется давления органов власти и чиновников на частный бизнес. Дело в том, что в современном Китае при расследованиях и судебных разбирательствах дел о взятках виновным всегда считается чиновник. У китайского руководства нет сомнений, что именно чиновники являются источником коррупции и мздоимства. Поэтому именно на них необходимо осуществлять постоянное давление посредством суровых наказаний за совершение коррупционных действий.

Государство не снимает со своих чиновников ответственности ни за противопожарную безопасность, ни за санитарный контроль, ни за контроль провоза товаров через таможни, ни за осуществление других контролирующих государственных функций. В такой ситуации чиновнику из противопожарной инспекции, если он считает, что надо усилить меры борьбы с возможными возгораниями, иногда лучше самому сбегать купить противопожарное ведро, насыпать ящик песка, попросить у "лаобаня" (владельца бизнеса) разрешения на покупку лопаты и топора и лично оформить для его организации противопожарный стенд. Дело в том, что при возникновении возгорания в организации, которую этот чиновник инспектировал, он неизбежно будет признан виновным в такой ситуации и понесет суровое наказание.

При этом честно работающие чиновники имеют много льгот и пользуются уважением общества. У них приличный уровень жизни, мало отличающийся от уровня жизни бизнесменов, неплохое социальное обеспечение, включая квартиру, достойная пенсия по старости, бесплатное образование детям, что в Китае очень ценится, и хорошее медицинское обслуживание. Поэтому все китайские чиновники заинтересованы в росте экономики и строгом выполнении стратегий экономической деятельности, разработанных руководством страны. Результат, как говорится, налицо.

* * *

По словам исполнительного директора Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) Софьи Дубинской, важнейшими целями проекта являются развитие реального диалога между представителями государственной власти через средства массовой информации и обществом для совместной борьбы с коррупцией, выработка мер, которые смогли бы стать реальными инструментами борьбы с коррупцией и защиты прав рядовых жителей страны, создание площадки для обсуждения этой темы, в котором принимали бы участие представители государственной власти, общественных институтов, политических партий и СМИ.

- Средства массовой информации в этом случае будут выступать в роли общественного контролера и, если необходимо, адвоката, - считает Софья Борисовна. - СМИ призваны осуществлять связь между обществом и властью и контролировать переход в решении вопросов, связанных с коррупцией, "от слов к делу". Именно СМИ обязаны формировать четкую гражданскую позицию у населения. Именно СМИ должны задавать вопросы существующей власти и получать на них ответы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер