Газета №42 (807), 18 октября 2011
Перейти к номеру

До чего дошел прогресс!

18 октября 2011, 14:53 Прочитали 1 672 раза
Отменят ли прописи в школах, которые отнимают уйму времени и сил у первоклашек?
"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе…" Наверное, каждый знает эти строки из песни и, вспоминая школьные годы, когда мы так старательно выводили в тетрадях всевозможные палочки и закорючки, даже не помышляет о том, что, возможно, в скором будущем прописи канут в Лету…

Прецеденты есть

В США, например, обучение слитному письму уже исчезло из расписания школ в 21 Штате. Не хотят отказываться от каллиграфии в двух самых технологичных штатах - Массачусетсе и Калифорнии. А вот в Германии также решили со следующего года не проводить уроки письма. Правда, пока только в школах земли Баден-Вюртемберг: вместо письменных букв там для первоклассников разработан особый шрифт - печатные буквы с небольшими закорючками, чтобы можно было написать их слитно. Если эксперимент пройдет успешно, все немецкие школы перейдут на новый шрифт.

Интересно, что аргументы у иностранных противников письма разные. Американцы считают: ни к чему учить то, что не влияет на оценку за тесты. При тестировании, действительно, ведь неважно, каким образом ты соединяешь буквы. Немецкие же учителя жалеют учеников, которым приходится учить четыре варианта написания 26 букв немецкого алфавита, и напоминают, что время, когда каллиграфическое письмо слыло чуть ли не главной прусской добродетелью, прошло.

Прописи под угрозой

Оказывается, российские педагоги тоже начинают сомневаться в необходимости учить письменные буквы. "Первоклашке даже пять минут трудно сидеть, а тут приходится выводить бессмысленные крючки и палочки", - говорит на педагогическом форуме в Интернете педагог Мария Смирнова. "Не важно, как вы пишете, важно, что вы пишете", - соглашается с ней Ирина Китаева. "Современному поколению придется не писать, а набивать информацию. Я, например, за последние два года ничего не писал вообще, только расписывался. Ну и зачем детям чистописание?" - размышляет на учительском форуме Иван Павлов.

Если разобраться, то и вправду, дети стали меньше писать. Зато гораздо чаще "набивают" текст на компьютере или на мобильном. Информатика начинается в школах с первого класса. Большинство заданий, особенно в среднем и старшем звене, связано с использованием компьютера, и даже рефераты сейчас просят приносить в электронном виде.

Социальные сети, "аська", эсэмэски, скайп - дети и взрослые сегодня "пишут" в основном при помощи компьютера. Печатные буквы теснят своих прописных сородичей. Над слитным письмом нависла серьезная угроза…

Сочинения в mp-3 файле

Подливает масло в огонь высказывание магистра образовательной политики и менеджмента в социальной сфере Дмитрия Ковалевского, который так прокомментировал тему отказа от слитного письма:

- Отказ от письма - мировая тенденция. Она неизбежно дойдет и до России, и игнорировать ее нельзя. Меняется культура, стиль общения. Точнее, способы общения. Если нам, взрослым, уже сложно представить, что завтра отключат все сотовые телефоны, то каково детям - так называемому цифровому поколению?

Представьте себе, как 25 учащихся в классе приносят в качестве сочинения mp3-файл. Учитель вечером садится в кресло-качалку, включает проигрыватель и слушает сочинения, рассказанные учениками. Насколько расширятся возможности такого сочинения! Например, можно включить в сочинение музыку. А можно и видео добавить - почему нет? И кому какое дело, как это пишется. Все равно уже сейчас неграмотность повальная. Надо ли с ней бороться? Надо ли искусственно поддерживать уходящую культуру? Можем ли мы, имеем ли право намеренно тормозить развитие детей, обращать их в прошлое, бесконечно воспроизводить опыт предыдущих поколений?

А что у нас?

Мы решили выяснить, что думают тамбовчане по этому поводу. С вопросом: стоит ли отменять прописи в школе? - сначала мы обратились к специалистам.

Председатель комитета образования администрации города Тамбова Сергей Кузнецов:

- Убежден, что этот вопрос нужно оставить для профессионалов. Обсуждение в обществе считаю уровнем обсуждения "где-то на завалинке".

Сегодня мы работаем в соответствии с новыми ФГОС (федеральными государственными стандартами), по которым работа в прописях предусмотрена.

Заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы с 55-летним стажем Ольга Завадская:

- Писать в прописях необходимо, ведь прописи имеют и воспитательное значение. Выписывая букву, ребенок узнает не только те слова, которые начинаются с не, но и учится уважать русский алфавит, с любовью относиться к родной речи, письменности, к своей истории, культуре. Печатая же на компьютере, ученик не задумывается над тем, а правильную ли он букву ставит. Зачем? Ведь машина, если что, все исправит! Письмо же способствует развитию мыслительных процессов, развитию грамотности.

Не нужно делать из наших детей идиотов, применяя везде компьютер. Необходимо, чтобы каждый ученик овладел русской письменностью!

Учитель начальных классов школы №13 города Тамбова Татьяна Кондратьева:

- Работа в прописях очень важна, ведь при написании букв мы анализируем, из каких элементов состоит каждая. Это позволяет детям не пропускать буквы в словах, не путать схожие, формирует грамотное письмо. Кроме того, безотрывное письмо, которому учатся дети, развивает скоропись. А еще при письме дети проговаривают слова, что способствует развитию памяти. В начальной школе идет становление почерка. Это очень важно для ребенка, ведь от того, насколько разборчиво написан текст, зависит, поймут ли его окружающие. Считаю, что обучение грамоте невозможно без прописи, а потому выступаю против отмены. За рубежом предлагают отменить и устные вычисления, так как есть калькуляторы, что же нам тоже пойти по этому пути? Перенимать у Запада прогрессивные идеи - неплохо, но не стоит впадать в крайности и бездумно переносить на нашу почву то, что прижилось там. Мы пока не готовы к таком шагу, хотя, скорее всего, в будущем от прописей все же откажутся.

Учителя против отмены прописей, а что же родители?

- Как отменять прописи? Разве это возможно? А как же дети учиться будут? - недоумевает мама ученика начальной школы Алла Демидова.

- Мой сын в прописях не писал, - говорит Елена, - наверное, потому почерк у него никудышный, ничего не разобрать!

- А я не против отмены, - сообщает папа семилетней Анюты, ученицы первого класса школы №35. - Ну, не полной отмены, конечно… - добавляет он. - Нагрузки для детей высокие, а потому стоило бы сократить количество часов письма.

- Я категорически против отмены! И кому в голову могла прийти такая мысль? В США пусть делают, что хотят, выращивая детей, которые не способны размышлять, потому что "заточены" только под тесты. Наших же детей трогать нельзя! - протестует Наталья, ребенок которой в следующем году пойдет в школу.

Душа пишет от руки

Выходит, сторонников отмены прописей мы нашли только в сети Интернет. Эти "люди прогресса" не боятся забыть, как держать в руках ручку, складывать слова в предложения и любоваться собственным написанным от руки трудом. А не задумываются ли они над тем, почему, когда приходит на ум интересная мысль, когда чувства и эмоции переполняют сердце, когда хочется творить, писать стихи, мы беремся за ручку и бумагу, а не летим сломя голову к компьютеру?! То, что идет от души, хочется выразить словами, написанными на бумаге, а не набранными на клавиатуре, и пусть потом их все же придется напечатать, первый порыв, порыв души человеческой - схватить бумагу и перо, написать от руки… Возможно, здесь срабатывает генетическая память, но не она ли самая верная? Забросив прописи, разучившись писать от руки, мы потерям связь со своими корнями, с предками, которые веками с любовью и душой писали, выводя каждый символ, каждую букву сначала на стенах, потом на табличках, пергаменте и коже, а потом и на бумаге. Не потому ли американцы стали "локомотивом" отмены слитного письма, что не было у них той многовековой истории нации, которой так гордятся англичане, французы и мы, русские.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер