Газета №38 (803), 20 сентября 2011
Перейти к номеру

Вернисаж на «Мокрой террасе»

20 сентября 2011, 21:00 Прочитали 1 588 раз
Нашему земляку Александру Герасимову в эти сентябрьские дни исполнилось бы 130 лет
Да, да именно так, по имени знаменитой картины народного художника СССР, первого президента Академии художеств СССР, нашего земляка Александра Михайловича Герасимова, которому в эти сентябрьские дни исполнилось бы 130 лет, группа художников из Тамбова и назвала свою поездку в Мичуринск, на родину знаменитого живописца.

15 сентября в рамках юбилейных мероприятий состоялось знакомство гостей с юбилейной выставкой, которая была открыта за месяц (12 августа 2011 года) в выставочном зале музея-усадьбы А. М. Герасимова. Два ведущих музея России - Третьяковская галерея и Русский музей в Санкт-Петербурге - предоставили на этот вернисаж произведения Герасимова из своих фондов. Также в экспозицию выставки вошли произведения из фондов Моршанского историко-художественного и Мичуринского краеведческого музеев. Всего экспонировалось 111 лучших произведений мастера кисти, нашего земляка А. М. Герасимова. Пожалуй, это самая полная выставка из его картин за все время жизни и после смерти автора. А всего только в фондах мемориального музея за тридцать пять лет, прошедших со дня основания, хранится 141 произведение Герасимова. Это самая большая коллекция его произведений в России.

Из истории

В 1975 году в Мичуринске на родине художника создан мемориальный музей. Восстановлена мастерская мастера кисти, где автор создал около ста своих произведений.

В 1985 году, к столетию со дня рождения знаменитого российского живописца, на соседней территории, примыкающей к мемориальной усадьбе, был построен прекрасный выставочный зал с верхним светом, где постоянно экспонируются произведения художника.

За свою жизнь автор написал более трех тысяч произведений, которые находятся в музеях России и за рубежом.

И вот пришла очередь

Каждые пять лет в Мичуринске проводятся юбилейные торжества, посвященные очередной дате со дня рождения Герасимова. И каждый раз почитатели его таланта видят новые произведения, ранее не экспонировавшиеся, или в новом свете видят уже полюбившиеся произведения. Так было и в этот раз.

С раннего утра в музей-усадьбу стекался народ. Ради праздника вход был бесплатным, потому зрителей собралось видимо-невидимо. Каждый обходил залы, надолго останавливался у полюбившегося произведения. Возле картины "Мокрая терраса" в группе молодых людей мы увидели народного художника СССР, действительного члена Российской Академии художеств В.М. Сидорова. Опытный мастер охотно делился своим рассказом о встречах с Александром Михайловичем, его манере письма.

- Даже если бы он написал в своей жизни только вот одну эту картину под названием "Мокрая терраса", он все равно вошел бы в ряд знаменитейших живописцев современности,- заметил опытный мастер кисти. - Достаточно только присмотреться, как довольно банальный бытовой сюжет - мокрые доски после дождя - благодаря таланту мастера становится произведением искусства. Как точно передан колорит красок, подчеркивающих глубину капель воды. Все так натурально и живо, что хочется потрогать рукой. Полное реальное ощущение мокрого состояния. А ведь ничего эпохального в данной картине нет. Просто обыкновенный сюжет. Зато как мастерски передан.

В. М. Сидоров повел рукой и показал в ту часть экспозиции, где была выставлена картина с изображением русской степи и нашего воронежского поэта Кольцова.

- Я спросил тут у одной девушки, а кто же такой Кольцов. Она затруднилась ответить, но потом, присмотревшись, все-таки ответила, что здесь изображен поэт земли русской. Видите, дело не в названии, а в мастерстве автора, так изобразившего человека в своей картине, что только поэтом его и можно назвать. А вот зал, где висит знаменитая "Баня" и полтора десятка эскизов к этому шедевру, никогда не пустует. Люди надолго останавливаются здесь, чтобы вобрать в себя колорит этой простой поэмы о русской женщине.

И опять сюжет прост и обычен. Несколько женщин моются в русской бане. Но на какую высоту поднимает автор красоту женского тела. Здесь нет ничего такого, что бы даже издалека назвать эротикой. Просто так переданы распаренные тела, так написаны женские формы, что понимаешь: именно здесь рождается здоровье нации, именно эти женщины дадут России новое поколение, отсюда начинается дорога в завтрашний день.

Смотрите, как много у картины посетителей, особенно женского пола. Кажется, каждая подпитывается здоровым русским духом. Кстати, я задавал вопрос: а чем пахнет картина? Кто-то ответил, что распаренным телом, кто-то - березовым веником, а кто-то сказал великолепную фразу: "русским духом" веет от этой картины. А посмотрите на этюды к картине. Каждый - самостоятельное произведение. И талант автора собрал их все вместе в большое эпическое полотно.

Поблагодарив народного художника за столь обширный комментарий, направляемся к невысокому одетому в светлый костюм пожилому человеку. Это - ученик Герасимова, заслуженный художник России и Армении З. А. Хачатрян. Несмотря на свой преклонный возраст, он старается не пропускать подобных мероприятий, рассказывает молодежи о встречах и работе с великим мастером.

А наш разговор зашел о манере написания цветов. Никто в мире так не писал цветы, как Александр Михайлович Герасимов. Такое впечатление, что из-за грубых мазков кисти цветы становятся рельефными, а мазок состоит не из одного цвета, а целого набора красок.

- Это не совсем так, - заметил З.А. Хачатрян. - Вот внизу экспонируется, кстати, впервые в Мичуринске, выставка акварелей мастера. Посмотрите, как прописаны цветы и вода. А ведь акварель может показать многослойную глубину произведения. Дело тут в таланте мастера. Его кистью водил Господь. А мы поражаемся мастерству.

Торжества продолжаются

Далее в зрительном зале Мичуринского драматического театра, в создании которого принимал участие и Герасимов, состоялось торжественное заседание, посвященное 130-летию со дня рождения А. М. Герасимова.

С приветственным словом от губернатора области О. И. Бетина выступил председатель областной Думы А.В. Никитин. Он отметил, что горожане свято чтят память великолепного мастера кисти, руководство области и самого Мичуринска делает все возможное, чтобы тамбовчане и приезжие изо всех краев России постоянно знакомились с картинами А. М. Герасимова.

- Как местный житель, мичуринец,- сказал далее Александр Валерьевич, - я уже не один десяток раз бывал в музее-усадьбе, каждый раз просматривая картины, открывал для себя в произведениях Герасимова новые и новые черты, по-другому оценивал произведения. И благодарен живописцу за то, что он учит меня, наше молодое поколение, видеть и мыслить творчески.

Много добрых слов об Александре Михайловиче и его творчестве сказали исполняющий обязанности начальника отдела культуры и архивного дела области А. Н. Кузнецов, О. В. Хромов, народный художник России, член Президиума Российской академии художеств, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Т.С. Городкова, художники В.М. Сидоров, З.А. Хачатрян, директор музея-усадьбы Герасимова в Мичуринске Т.И. Воронова.

- Открываются все новые и новые факты из жизни Александра Михайловича, - заметил в своем выступлении представитель Русского музея из Петербурга С. Т. Левандовский, - Вот только несколько отрывков из писем Герасимова членам советского правительства. О чем же пишет автор? Да просто об обычных вещах: что художникам, особенно молодым, надо продавать кисти и краски по более низкой цене, о том, что талантливому художнику негде жить и работать, надо ему предоставить квартиру. Словом, о других, о себе - ни строчки. И это еще одна грань человеческого фактора Герасимова.

Многое рассказала собравшимся внучка великого художника Н. Д. Асмолова из Москвы, выступили с приветственным словом председатель тамбовского отделения Союза художников России П. Ю. Золотов, глава Мичуринска В. Н. Макаров.

В заключение юбилейного торжества состоялся большой праздничный концерт, данный силами профессиональных и самодеятельных артистов Мичуринска.

И еще. По нашей традиционной русской привычке все потрогать и примерить, посетители музея-усадьбы, сверяя свое местоположение по картине "Мокрая терраса", садились именно на той террасе, именно на той скамейке, что писал Герасимов. И фотографировались.

Что ж, будет что показать своим детям и внукам. Правда, скамейка была сухая…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер