Газета №24 (789), 14 июня 2011
Перейти к номеру

Маргарит Николов: Полвека верен истине

14 июня 2011, 12:06 Прочитали 1 374 раза
Продукт собственного труда он называет «кинематографом спасающего и созидающего духа»
Продукт собственного труда он называет "кинематографом спасающего и созидающего духа". Народный артист Болгарии, кинорежиссер, лауреат Золотой медали С.Ф. Бондарчука "За выдающийся вклад в кинематограф" Маргарит Николов в эксклюзивном интервью нашей газете признался: даже спустя полвека с момента, как в его жизнь вошел кинематограф, он остался верен его главным идеалам.

- Маргарит, каким был Ваш путь в профессию? Основные принципы, выбранные вами на старте карьеры, остались незыблемы?

- В мае этого года исполнилось пятьдесят лет с того самого момента, когда я решил посвятить себя кинематографу, решив, что он - вся моя следующая жизнь. На тот период времени я учился в гимназии в Праге. Мой дед тогда испугался, сказав: "Дорогой мой, куда ты лезешь?" Я ответил: "Но, что такого? Кинематограф - это прекрасно, это жизнь, это истина". Он продолжил: "В таком случае, хватит ли у тебя сил, чести, достоинства, воли, чтобы все время этим твоим кинематографом открывать людям истину, одну истину и только истину? Если ты этого не сделаешь, то будешь выглядеть посмешищем в их глазах. Но кроме честного человека ты должен быть еще и творцом. Лучше любого писателя, художника, композитора. Ты подумай". Я не передумал тогда и ни разу за полвека не пожалел об этом . До сих пор не изменил истине, любви к людям, к отдельному человеку, и самое главное - не изменил тому искусству, который я называю "кинематографом спасающего и созидающего духа". Все мои картины - мои исповеди, мои откровения. Но меня интересовали и волнуют до сих пор горячие проблемы общества и всего человечества. Сегодня я более или менее продвинулся к кинематографу нравственному и философскому. Считаю, что "кинематограф спасающего и созидающего духа" именно таким и должен быть. Он будет существовать до тех пор, когда есть очень серьезные философские проблемы, философская идея. И в таких случаях с двумя-тремя актерами можно сделать картину в тысячу раз лучше, чем огромную эпопею с сотнями участников и многомиллионными декорациями. Убежден, что философский кинематограф должен быть кинематографом личной исповеди и откровения творца.

- В продукты современной киноиндустрии принято вкладывать немалые деньги. Затратно ли кино, производимое Вами?

- Если кинематограф философский будет камерным, картину вообще можно сделать практически без денег. Ее можно отснять на камеру мобильного телефона на двух квадратных метрах. Главное - та самая философская идея, о которой я говорил выше. И еще. Дай Бог, чтобы человек, готовящий такой фильм, верил, что результат его работы будет выглядеть, как настоящее произведение искусства. Чтобы картина не давала бы ему покоя, вновь и вновь будоражила сознание. Безусловно, должны быть невероятные актеры, способные передать не только мысли, чувства, но и уметь перевоплощаться и преображаться. Мне везет, я практически всегда работаю с такими мастерами.

- Сегодняшний зритель привык к абсолютно противоположному тому кино, о котором Вы говорите. Ему даже не дают сделать выбор в пользу того, что смотреть, а грубо навязывают свой "формат". Тяжело "кинематографу спасающего и созидающего духа" прокладывать себе путь к зрителю?

- Вне всяких сомнений, да. Современные кинематограф, который засел на всем мировом телевидении, в больших залах, к сожалению, является так называемым кинематографом эфемерной прибыли. Я являюсь огромным противником рыночного кино. Это самое ужасающее оружие, которому мы разрешили уничтожать себя, наших детей и уродовать людское мышления. Да, это проблема планетарного масштаба. К людям с телеэкранов, в кинозалах идет огромное насилие, губящее всю человеческую нравственность и духовность, что в итоге приводит и к физической гибели. При этом спокойно ведется государственное финансирование подобных проектов. Это страшно. Людей, которые занимаются таким кинематографом, впору сравнить теми, кто разрабатывает оружие массового поражения. Я не понимаю, почему до сих пор руководство различных государств не в силах прекратить такой рыночный кинематограф. Его необходимо убрать со сцены жизни каждого человека.

- Маргарит, Ваша жизнь и творчество тесно связаны с Россией. Расскажите об этом.

- Еще учась в Праге, мне очень понравились фильмы Михаила Ромма. Моя мечта - попасть на его курсы сбылась. И здесь я благодарен и самому Михаилу Ильичу и его другу Сергею Герасимову, которые поверили в меня и дали шанс проявить себя. Признаться, было нелегко, но я справился. Меня вдохновило то доверие, та любовь, которую проявили ко мне мои учителя. Так начались мои контакты с Россией, моими друзьями, моим сокурсником Никитой Михалковым, Андреем Кончаловским… да и вообще всей его семьей. В моей дипломной работы в главной роли выступил Николай Бурляев. Он тоже учился с Никитой Михалковым на одном курсе только в "Щуке". Когда отсняли мой дипломный фильм, я позвонил Михаилу Ильичу Ромму и сказал, что Коля не только невероятный актер, он обладает всеми качествами режиссера: "Прошу вас, возьмите его на свой курс". Михаил Ильич сказал: "Маргарит, я Николая, как актера, знаю очень хорошо. Но если Вы заметили у него задатки режиссера, тогда беру". Вот такое было невероятное доверие между нами. Тогда же я познакомился с Андреем Тарковским, который должен был быть моим рецензентом. К сожалению, тогдашний советский режим не допустил его появления. Но у меня на всю жизнь остались изумительные впечатления от этого человека. Мы до конца его жизни дружили, хотя очень редко виделись. Вспоминая те годы, скажу лишь, что мы жили совершенно в другом мире, нам помогали люди, которые чувствовали, что искусство есть искусство, оно должно оставаться таковым при любой политической системе. Было крайне тяжело какому-либо произведению искусства в полный голос заявить о себе, тем более не поддерживались яркие, духовные проявления у творцов. Но, если все-таки, кому-то удавалось написать роман, поставить фильм и т.д., продукты творческой деятельности оставались лежать на пыльных полках и ждать своего времени. Вот пример, который я не перестаю приводить. Один из самых лучших советских кинолент - "Комиссар" - первый и последний фильм Александра Аскольдова. Я был поражен, что только лишь три года тому назад в Липецке, в большом кинозале на 800 мест состоялась премьера этого фильма. Хотя он обошел полмира, в России на большом экране появился спустя 42 года спустя с начала его производства.

- У Вас были фильмы, которые тоже ждали своего часа?

- У меня все картины такие, кроме последней, потому что не было возможности сделать вид, что ее не существуют. В ней - вся моя любовь, мое отношение к современности, к людям. И даже если общество, его руководители делали вид, что этих фильмов нет, они были отсняты и ждали своего момента. Один из них, к которому я готовился 7 долгих лет, все-таки вышел на наши телеэкраны и такого эффекта мало кто мог ожидать. Во время показа улицы городов пустели, все равно, что в моменты матчей первенства мира по футболу. Я понял, насколько велика истина в искусстве. Весь фильм был основан на документальных материалах и касался самой грустной страницы истории моего народа в XX веке, а именно уничтожения болгарской интеллигенции во время "белого террора" в 1925 году. После освобождения Болгарии Россией в 1878 году к этому времени в стране сформировался слой молодой свободомыслящей интеллигенции, которая в начале XX века попала в жернова "белого террора". И лишь в 1954 году раскрылись факты избиения самых светлых умов Болгарии.

- Маргарит, Вы возглавили жюри III Международного кинофорума экологических фильмов "Золотой Витязь". На Ваш взгляд, насколько этому проекту, удается воплощать в жизнь те идей, что Вы преследуете в "кинематографе спасающего и созидающего духа"?

- Все эти годы, что существует "Золотой Витязь", а в Курске, к примеру, в этом году состоится двадцатый юбилейный фестиваль, мы шли по пути "кинематографа спасающего и созидающего духа". Все понимают, что это за кинематограф - не рыночный, а нравственный, философский, произведения которого являются произведениями киноискусства высшего одухотворенного класса. Рад, что наш фестиваль стал настоящим праздником именно киноискусства. География его участников ширится год от года. Мы вышли сегодня на тот рубеж, где человек и кинотворец может участвовать в спасении человечества. Каким образом? Только совместно с самыми вдохновленными и прекрасными людьми науки: академиками, профессорами, экологами, посвятившими свои жизни именно охране окружающей среды, экологии души и более того - экологии духа человеческого. Что касается Тамбовщины, где кинофорум проходил только лишь в третий раз, никаких разочарований по прошедшему фестивалю нет. Есть такая неописуемая радость от отбора фильмов, показанных на экранах вашей области. Картины-конкурсанты - не только неслучайно попали в программу, они - самой высшей пробы духовных измерений. Ну и конечно, состоявшаяся конференция ученых. Наши фильмы и их знания станут своеобразной платформой, на которой не только начнут появляться новые экологических киноленты, но и разрабатываться экологические проекты для практической реализации. Мы же непременно будем их предлагать всем правительствам мира. Это наша цель.

- Спасибо за откровенную беседу и успехов Вам в творчестве.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер