Газета №20 (785), 17 мая 2011
Перейти к номеру

Дети, в ОУ собирайтесь

17 мая 2011, 12:07 Прочитали 2 143 раза
Филиал или базовая школа - вопрос немаловажный для сельских школ Тамбовской области
"Уважаемый Олег Иванович! Убедительно просим Вас разобраться в сложившейся ситуации". Подобными словами, наверное, начинается немало обращений на сайт главы администрации области Олега Бетина. Но письмо, о котором идет речь, привлекло наше внимание не только остротой проблемы. В нем идет речь о случае, который возник в русле целого потока - потока реструктуризации школьной сети области и всей России.

Опустили до филиала

Дело в том, что начатая энное количество времени назад модернизация сети образовательных учреждений региона привела к созданию в сельской местности школ, которые делятся на базовые - главные - и прикрепленные к ним филиалы. Около двух с половиной лет назад нечто подобное произошло и в Тамбовском районе - как и везде по области. В результате одной из базовых стала школа, расположенная в селе Татаново. К ней прикрепили три филиала - в селах Куксово, Черняное и Малиновка. По словам одного из авторов коллективного обращения на сайт главы областной администрации, преподавателя Черняновского филиала Татановской базовой школы Нины Беликовой, за утекшее с момента объединения время произошел зачастую нелегкий процесс слияния различных педагогических коллективов в одно целое, "притирка" разных людей. В результате, как отмечает Нина Беликова, учащиеся всех филиалов принимают участие в совместных научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах и т.д., постоянно занимают призовые места. Многие школьники филиалов награждены похвальными грамотами районного и областного уровней. Как утверждается в обращении на сайт Олега Бетина, в настоящее время деятельность Татановской школы осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности №13/627 от 30.12.2010 года. 29 апреля нынешнего года администрацией школы был получен приказ №1004 от 29.04.2011 года за подписью начальника управления образования и науки Тамбовской области Н.Г. Астафьевой о государственной аккредитации МОУ "Татановская СОШ" Тамбовского района. Этот приказ дает школе право вести образовательную деятельность в течение двенадцати лет.

Ну раз так все хорошо, можно спросить - в чем проблема? Работайте себе на здоровье. Однако не все так просто, как кажется. По словам той же Нины Беликовой, уже после получения приказа из областного управления образования и науки стало известно о реорганизации Татановской средней школы как базовой. Вначале было принято решение о том, что Татановская средняя школа вместе с филиалами будет входить в состав МОУ "Горельская средняя школа". А вскоре появилась информация о том, что Татановская СОШ будет входить в состав Новолядинской школы, а ее Черняновский филиал - в состав Горельской.

- Как можно не спросить мнение педагогических коллективов этих школ и родителей? Как можно не учитывать потребностей учащихся? - возмущается Нина Беликова. - Разве можно играть судьбами преподавателей и детей и тасовать их, как карточную колоду? Сложившаяся ситуация может привести к очень плачевным последствиям.

Каждой школе - свою тысячу учеников

Как рассказала нам начальник управления образования администрации Тамбовского района Тамара Бурашникова, в настоящее время в районе действуют двенадцать базовых школ. Но, по ее словам, согласно предъявляемым сейчас требованиям, в сельской базовой школе с учетом ее филиалов должно быть не менее тысячи учащихся, а в школах районных центров - не менее тысячи двухсот. В Тамбовском районе сегодня учатся 7400 школьников. Путем нехитрых арифметических действий получаем семь базовых школ на район.

По планам реструктуризации, после ее завершения в числе базовых в районе останутся Тулиновская, Новолядинская, две Цнинских, Горельская, Комсомольская, Покрово-Пригородная школы. В число школ, лишающихся статуса базовых и переходящих в разряд филиалов, по планам реструктуризаторов, должны были попасть, кроме Татановской школы, еще четыре: Большелиповицкая, Кузьминогатьевская, Стрелецкая и Совхозная. По словам Тамары Бурашниковой, к примеру, Совхозная школа отвечает требованиям, предъявляемым к базовой школе, но у нее нет филиалов и в ней мало учеников.

- Кузьминогатьевская школа - тоже очень хорошее учебное заведение, но у нее опять же мало учеников, - говорит Тамара Бурашникова. - То же самое можно сказать и Большелиповицкой школе.

Что же касается Татановской школы, то, по словам начальника районного управления образования, здание в самом селе Татаново элементарно не соответствует требованиям, предъявляемым к базовой школе. А строительство нового школьного здания, о котором ведется речь уже не первый год, по признанию районного чиновника, проходит ни шатко, ни валко, и когда новая школа будет введена в строй, сейчас сказать очень сложно.

- На мой взгляд, родителям учеников будет даже лучше, что они перейдут к Новолядинской школе, - уверена Тамара Бурашникова. - Эта школа признана одной из лучших в России. Там работает великолепный педагогический коллектив, создан ресурсный центр, прекрасно поставлена деятельность. Поэтому я считаю, что для Татановской школы это просто находка.

До базы далеко...

Правда, так или иначе возникает вопрос - как быть с удаленностью некоторых филиалов от рабочего поселка Новая Ляда, где расположена новая базовая школа? Например, оттуда до села Малиновка - 55 километров. Учитель русского языка и литературы Малиновского филиала Татановской базовой школы Тамара Инякина считает, что в случае перевода их филиала под крыло Новолядинской школы именно немалое расстояние сыграет плохую роль в деле нормального взаимодействия педколлективов двух школ.

- За то время, что мы в качестве филиала входили в состав Татановской базовой школы, наша школа стала работать значительно лучше, - уверена Тамара Инякина. - А до Новой Ляды добираться от нас очень далеко. Для того, чтобы руководителю филиала отправиться с бумагами в базовую школу, придется потратить на такую поездку целый день. А когда учебным процессом заниматься? Да и на совместные мероприятия так далеко часто не выберешься. Поэтому мне кажется, что со временем на нас просто махнут рукой, и мы как школа захиреем.

Кроме того, немалое удивление Тамары Михайловны вызывает весьма странное распределение филиалов. Школа в селе Черняное, расположенном ближе Малиновки к Новой Ляде, попадает в ведение соседней Горельской школы, а Малиновку отдают за пятьдесят с лишним километров.

Что же касается того, что и ученикам, и родителям предлагаемое распределение по базовым школам будет очень удобно, вопрос спорный. Достаточно вспомнить о многолетней вражде, которая идет между горельской и черняновской молодежью и о которой также вспоминается в обращении на сайт главы областной администрации. В случае передачи Черняновского филиала в ведение Горельской базовой школы можно предположить, что черняновским старшеклассникам на новом месте учебы придется не так весело, как кажется на первый взгляд.

Реорганизация отменяется?

А теперь - самое интересное. Во время нашей беседы Тамара Бурашникова заявила следующее:

- Пока обо всем этом говорить рано. Идет предварительная работа. В настоящее время создана муниципальная рабочая группа по оптимизации сети школ в районе. К 1 сентября следующего учебного года этот процесс должен быть завершен. Но возможен и другой вариант - половину необходимой работы проведем сейчас, половину - в следующем году.

А уже в день сдачи материала в номер нам стало известно о том, что "предварительная работа" продолжается - теперь уже речь идет о том, что реорганизации Татановской базовой школы не будет, и все может остаться на своих местах. Учитывая то, что решение о реорганизации сети образовательных учреждений принимает учредитель, последнее слово остается за главой района. Комментарий главы Тамбовского района Юрия Лямина нашей газете по поводу сложившейся ситуации выглядит следующим образом:

- Мы стараемся выстроить такую систему организации сети учреждений образования в районе, чтобы было возможно построение целостного, эффективного образовательного пространства, в котором можно было бы реализовать основные идеи концепции модернизации российского образования - доступность, качество, эффективность. В районе создаются необходимые условия доступности качественного образования путем приведения сети образовательных учреждений в соответствие с изменяющимися демографическими, социально-экономическими, финансовыми условиями, а также обеспечение необходимой концентрации и целевого использования ресурсов. Все решения принимаются не с ходу, а после того, как будет проанализирована работа специальных комиссий, которые вынесут свою оценку.

Вместо заключения

Видимо, исходя из всего сказанного выше, было принято то решение, которое принято. Но опять же - не будем забывать о том, что оно предварительное. Поэтому наша газета обязательно будет следить за развитием событий и расскажет о них своим читателям.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер