Газета №12 (777), 22 марта 2011
Перейти к номеру

Школа под карантином

22 марта 2011, 14:07 Прочитали 2 454 раза
По новым санитарным нормам и правилам территорию учебных заведений необходимо обнести забором и озеленить как минимум наполовину
По новым санитарным нормам и правилам территорию учебных заведений необходимо обнести забором и озеленить как минимум наполовину. Занятия должны проходить только в одну смену. Готовы ли школы Тамбова выполнить все новые требования?

Новые санитарные нормы и правила для российских школ вступят в силу с начала следующего учебного года и распространятся не только на те школы, которые еще только строятся или проектируются, но и на все уже действующие. Причем независимо от их формы собственности.

Санитарный кордон

По новым САНПиНам школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину, исключение сделано лишь для некоторых северных районов. Серьезные требования предъявляются к уличной зоне. Площадки для игр должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров, а при устройстве беговых дорожек следует позаботиться о дренаже.

Как нам удалось выяснить в комитете образования администрации города Тамбова, в настоящее время в областном центре действуют двадцать шесть школ, расположенных в тридцати одном здании. Из них огорожены восемнадцать учебных заведений. По мнению консультанта отдела мониторинга развития отдела общего и дополнительного образования комитета образования администрации города Тамбова Ирины Ракитиной, "по нынешним временам это отлично". Тем не менее, если есть намерение выполнять введенные в действие школьные САНПиНы, работы по "огораживанию" предстоит еще очень много.

- На начало прошлого учебного года при приемке образовательных учреждений этот вопрос стоял достаточно остро, - говорит Ирина Ракитина. - Перед нами поставлена задача, что ограждение во всех школах должно быть.

При этом для ряда школ эта проблема особенно актуальна, и каким образом ее можно решить, сказать трудно. В частности, одно из зданий лицея №29 находится практически у проезжей части улицы Студенецкая набережная. Та же ситуация с лицеем №6, который стоит рядом с дорогой. А у седьмой гимназии вообще нет пришкольного участка как такового, поэтому ее учащиеся стараются пользоваться спортивными сооружениями близлежащих образовательных учреждений. Что, в таком случае, возле этой гимназии огораживать? А тем более озеленять.

Что касается игровых площадок, то, по словам специалистов городского комитета образования, они есть практически во всех школах, чего не скажешь о футбольных полях - лишь около половины всех городских школ могут похвастаться ими. Теперь же задача осложняется тем, что, по новым САНПиНам, необходимо оборудовать беговые дорожки дренажем. А, как известно, все, что касается школ, решается за счет городского бюджета.

Кстати, если у школы нет своего стадиона или площадки, то новые правила разрешают проводить уроки физкультуры на тех, что расположены поблизости. Но при проектировании новых зданий надо иметь в виду, что школам теперь понадобятся не только площадки и футбольные поля, но и зоны отдыха на территории пришкольного участка. Даже в зданиях, которые были построены по старым проектам, придется оборудовать спортзалы раздевалками, снарядными, душевыми и туалетами. А в новых проектах будут предусмотрены еще и санитарные комнаты. Честно говоря, до этого времени не думал, что во всех школах когда-нибудь могут появиться свои душевые и туалеты при спортзалах. Как оказалось, уже сейчас в Тамбове есть школы, которые могут этим похвастаться. Правда, их минимум. Например, школа №5. Ну, собственно, и все. Так что работы в этом направлении - непочатый край.

Новому зданию - новые правила

Согласно утвержденным САНПиНам, актовые залы в новых школах должны быть с артистическими уборными, кинопроекционными комнатами. Обязательны помещения для хранения костюмов и музыкальных инструментов. Библиотеки из тесных клетушек переедут в просторные залы и будут не местом хранения книг, а справочно-информационными центрами, оборудованными компьютерами с электронными базами данных. Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. На каждого ученика в классе должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров, а минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 метра. Кабинеты, которые необходимы школе для внеурочной деятельности, должны строго соответствовать нормативам, которые приняты в системе дополнительного образования.

САНПиНы четко оговаривают медицинское обеспечение школ. В тех, что уже построены, на первом этаже находятся кабинет врача и процедурная комната. Оба помещения - не меньше четырнадцати квадратных метров. Исключение - сельские школы, тут допускается обслуживание на сельском медпункте. А вот в новых проектах будут предусмотрены не только кабинеты врача и процедурная, но и комната для хранения уборочного инвентаря и туалет.

В школе - тихий час

По новым санитарным нормам и правилам, начальные классы лучше размещать в отдельном блоке, желательно - с выходом на участок. Продленка для первоклашек может быть только с тихим часом, причем спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. И никаких двухъярусных кроватей! Первый урок - не раньше восьми часов утра. Занятия - лишь пятидневка, без оценок и домашних заданий. Эти положения САНПиНами оговорены особо.

Как рассказал нам директор лицея №28 Виталий Скворцов, помещения, в которых занимаются начальные классы этого учебного заведения, действительно, располагаются отдельным блоком, занимая первый этаж школьного здания. Существует здесь и продленка для первоклашек. Однако ни о каком тихом часе речи не идет, поскольку в реальности из группы продленного дня родители забирают ребят в разное время - по договоренности. А самих детей на продленку остается, по словам директора, примерно два десятка. Это при том, что первоклашек в лицее - более семидесяти человек. Занятия для них проходят по пятидневной учебной неделе, но при этом используется комбинированная система, при которой задаются домашние задания.

Как нам удалось выяснить, в настоящее время ни в одной общеобразовательной школе города нет продленки для первоклашек с тихим часом. Его используют только два учебных заведения, которые с определенной натяжкой можно назвать школами, это начальные школы - детские сады "Звездный" и "Радуга".

- Видимо, для того, чтобы разгрузить школьные комнаты и оставить свободными помещения для продленки, где можно было бы устроить спальни для тихого часа, новые САНПиНы определяют, что уроки должны проходить только в первую смену, - считает Ирина Ракитина. - Там, где это невозможно, во вторую смену могут заниматься только вторые, третьи, четвертые, шестые, седьмые, восьмые и десятые классы.

В настоящее время в городе остается не так много школ, в которых занятия проходят в две смены. Это восьмая, девятая, тринадцатая, двадцать вторая, двадцать восьмая, двадцать девятая, тридцатая, тридцать шестая школы. Специалисты напрямую связывают подобный режим работы с повышенной востребованностью этих учебных заведений. Об этой востребованности, кстати, говорит и то, что количество учеников в классах в этих школах выше, чем в целом по городу. А также выше нормы.

Выше нормы

Согласно требованиям как новых, так и старых САНПиНов, наполняемость классов должна быть не более 25 человек. В то же время, как признают специалисты, в городе есть ряд школ, в которых число учеников превышает положенную норму. Лидером в этом смысле среди общеобразовательных школ оказалась школа №36. Здесь наполняемость классов в основном звене, по девятый класс включительно, составляет 27,96 человека на класс. Достаточно сильно превышают норму также в тридцать первой школе, где наполняемость в среднем звене составляет 26,67 человека, в одиннадцатой - 26,94, в восьмой - 26,56. В таких школах, как №18, №20, №23, этот показатель составляет в основном школьном звене от 25,26 до 25,67 человека на класс. Понятно, что в лицеях этот показатель достаточно высок: в 13-м - 26,29, в 22-м - 26,17, в 6-м - 28,56, в 14-м - 28,61, в 21-м - 27,27, в 29-м - 26,78. В целом же по городу наполняемость классов в основном звене оставляет 25,5 человека - опять же превышая норму.

- Мы же не можем искусственно уменьшать наполняемость классов, поскольку существует востребованность в определенных образовательных учреждениях, а мы, как правило, ориентируемся на социальный заказ родителей, - говорит Ирина Ракитина. - Причем проблема переполненности классов больше характерна для школ, которые располагаются в спальных районах.

Скрытая нагрузка

Новые правила оговаривают также предельно допустимую учебную нагрузку учеников. Например, для 10-11-х классов она не должна составлять более 34 часов при пятидневке, и профильное обучение не должно приводить к ее росту.

Как заверил нас директор лицея №29 Александр Мексичев, за рамки, определенные САНПиНами, при всей его профильности учебный план образовательного учреждения не выйдет. То же самое заявил и директор двадцать восьмого лицея Виталий Скворцов. Но, если честно, при этом не пропадает чувство некоего лукавства. Ведь кружки и факультативные занятия, те, что проходят под грифом "дополнительное образование", никто не отменял. Наоборот, их значение в этой ситуации только усиливается. Виталий Скворцов прямо об этом заявил:

- Вся проектная культура нашего учреждения будет делать ставку только на дополнительную факультативную и кружковую деятельность, которую планируется проводить после уроков. В настоящее время нагрузка на учащихся десятых-одиннадцатых классов составляет в неделю 36 часов, но вдобавок к ней проходят дополнительные занятия, которые выбирают сами обучающиеся. Что касается выпускных классов, это подготовка к ЕГЭ. Ученики остальных классов там, где нужно подтянуть свои знания, договариваются с преподавателем и проводят дополнительные занятия после уроков.

Насколько это соответствует требованиям новых САНПиНов? Судя по всему, соответствует, если все говорят об этом достаточно спокойно, не волнуясь за последствия. Таким образом, получается, что, написав на бумаге "один", "два" по-прежнему держат в уме. А раз так, есть ли смысл городить огород? Даже вокруг школы…

Прямая речь

Глава администрации города Тамбова Александр Бобров:

- Требования новых санитарных норм и правил для школ, а также требования к противопожарной безопасности школьных зданий мы будем стараться выполнять. Но вопрос в том, что подобные правила надо подкреплять финансово. А вот этого как раз и не произошло. Средства же городского бюджета, выделяемые на развитие системы образования, предусматривается использовать по-другому. Например, на мой взгляд, будет неправильно, если мы, вместо того, чтобы делать крышу на восемнадцатой и двадцать четвертой школах, станем озеленять территорию возле них.

Кроме того, ряд школьных зданий стоит рядом с магистральными улицами. Как их можно огородить? А в школах старой постройки, расположенных по улице Мичуринской, все коридоры деревянные. Значит, надо их бетонировать или делать плиткой. Для этого необходимо заплатить за проектные работы, найти по конкурсу подрядчиков, разобрать все деревянные части. А когда же дети будут учиться?

Я понимаю, что составители правил ставят на первое место безопасность и здоровье детей. Но на самом деле не все так просто. Поэтому городская власть, конечно, будет работать над выполнением принятых норм и правил. Будем стараться изыскивать средства, хотя это очень непросто. Ведь для того, чтобы кому-то дать денег из городского бюджета, у кого-то надо их урезать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер