Газета №9 (774), 1 марта 2011
Перейти к номеру

Новый ФГОС: за и против

1 марта 2011, 15:00 Прочитали 5 346 раз
Обсуждение проекта новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) получило широкий общественный резонанс
Нам говорят, что нужна реформа образования. С этим трудно спорить. Недавний социологический опрос показал, что примерно треть населения нашей Родины считает, что Солнце вращается вокруг Земли!

Обсуждение проекта новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) получило широкий общественный резонанс. По стране прокатилась волна возмущения, равнодушным не остался никто: депутаты, чиновники, ученые, журналисты; и те, кого новые стандарты коснутся в первую очередь - директора школ, учителя, дети и их родители - наперебой обсуждают реформу образования.

Волну возмущения спровоцировало знаменитое открытое письмо президенту от учителя русского языка и литературы Сергея Волкова, в котором учитель прямо говорил о недоработках и противоречиях нового стандарта. Это письмо и стало катализатором изменений, внесенных в стандарт. 15 февраля доработанный проект нового образовательного стандарта для старшей школы опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение проекта возобновилось с новой силой. Мнения по поводу новшеств в стандартах разделились. Часть участников дискуссии о стандартах считает, что изменения пошли документу на пользу, часть продолжает настаивать на том, что сама процедура внесения изменений - лишь профанация, для отвода глаз.

Суть

Согласно проекту нового федерального стандарта, все школьные предметы для старшеклассников будут объединены в пять групп: филология, иностранный язык, естественные науки, математика и информатика, общественные науки. Каждый ученик должен будет выбрать 1-2 предмета из этих областей. Общее количество изучаемых дисциплин должно значительно уменьшиться, старшеклассник будет углубленно изучать лишь выбранные им предметы. Таким образом, учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися дисциплин ("Россия в мире", "физическая культура", "основы безопасности жизнедеятельности") должен включать 9-10 предметов, а также индивидуальный учебный проект.

Где русский и математика?

Шквал критики вызвало отсутствие в первом варианте стандарта русского языка и математики в числе обязательных предметов.

В измененном варианте стандарта для старшей школы указано, что русский язык и математика обязательно присутствуют в программе высшей школы, независимо от того, какие дисциплины ученик выберет из различных предметных областей. Например, из предметной области "филология", в которую входят "русская словесность", "русский язык и литература" и "родной язык и литература" (для тех, у кого русский язык не является родным), ребята должны выбрать в обязательном порядке либо "русскую словесность" на интегрированном уровне, либо "русский язык и литературу" на профильном или базовом уровне. Кроме того, при желании для изучения выбирается "родной (нерусский) язык и литература" на одном из представленных уровней. Уровень подготовки по этим предметам может быть разным. Интегрированный уровень подразумевает под собой обучение основным моментам науки, общее ознакомление, базовый - подробное изучение, предметные результаты на профильном уровне должны быть более глубокими, чем это предусмотрено базовым уровнем.

Апробация и внедрение

Проект нового образовательного стандарта старшей школы коренным образом меняет систему обучения в 10-11-х классах, позволяя школьникам выбирать не только сами предметы, но и глубину их изучения. Именно по причине революционности проекта спешить с реформой в Минобрнауки не собираются. Пилотное внедрение нового образовательного стандарта для старшей школы может начаться в 2013 году, а полное внедрение - в 2020-м.

Что говорят в народе?

Вот что мы услышали, опросив людей на улице:

Евгений:

- Категорически против! Это какой-то варварский проект. Стандарт даст детям возможность еще в школе отказаться от таких "сложных" физики, химии, алгебры, геометрии. Наших детей хотят сделать безграмотными! Это ужасно.

Любовь Власова, воспитатель детского сада:

- Меня искренне радует, что одной из главных целей в школе станет воспитание нравственного и ответственного патриота. Духовно-нравственному воспитанию, воспитанию патриотизма, социализации ребенка сегодня уделяется большое внимание.

Важно, чтобы в школе, кроме "суммы знаний", дети получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни.

Валентина Жмырова:

- Об учителях-то хоть кто-то подумал? На них ляжет большая нагрузка, которая и сейчас велика. Кроме того, обострится проблема нехватки кадров. Школы просто не успевают справляться со всеми нововведениями в образовательном процессе. Хватит экспериментов! Если уж реформировать как-то систему образования, так это возвращать старую СССРовскую, она была лучшей.

В блогосфере мы нашли следующие комментарии:

Светлана:

- Если после 10-летней реформы выпускники пишут отчество с мягким знаком на конце слова, что же будет после этих стандартов? За Россию стыдно и обидно до слез.

Анна:

- Категорически против нового законопроекта. Считаю, что он существенно снижает вероятность выбора ребенком правильной профессии. Изучая все предметы, ребенок получает более полную картину наук в целом. А к чему мы стремимся, ограничивая количество предметов? Не к сужению ли кругозора подрастающего поколения, которое не сможет анализировать происходящее вокруг?

Миша:

- Что касается физкультуры, то уверен: три часа физкультуры не будут лишними в современной школе. Но для того, чтобы их ввести, надо перестроить все залы, оборудовать их душевыми, потому что современная шестнадцатилетняя девушка вряд ли пойдет на физкультуру, если после этого предмета она не сможет помыться.

Будут ежедневные временные освобождения. Мы прекрасно знаем, как на двух часах физкультуры два человека занимаются, а остальные сидят на лавочке. Ну, будут три часа сидеть…

Комментируют профессионалы

Волнует общественность и таинственный "индивидуальный учебный проект" и предмет "Россия в мире", так как многие только догадываются, что это такое и кто будет преподавать его. Встретили мы и мнение о том, что введение новых стандартов выгодно издателям, которые "потирают руки, ожидая больших государственных заказов на издание новых учебников миллионными тиражами". Словом, недовольных много. А что же по этому поводу говорят профессионалы: директора школ, учителя?

Начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталия Астафьева:

- Конечно, я согласна с выбором общих для всех предметов (ОБЖ, физкультура, "Россия в мире"). Этот выбор продиктован временем. Кроме того, не следует забывать, что все предметы сохраняются. Основной курс, объем которого определяется допустимой учебной нагрузкой в каждом возрасте (не более 36 часов в неделю для старшей школы), остается и будет оплачиваться государством.

В старшей школе ребенок уже определяется с будущей профессией и, исходя из этого, выбирает предметы, которые ему будут необходимы при поступлении в высшее или среднеспециальное учебное заведение. Считаю данный подход абсолютно оправданным.

Заслуженный учитель РФ Ольга Завадская:

- Мне нравится практика разработки и принятия законов, включающая в себя всенародное обсуждение. Бурное обсуждение стандарта говорит о том, что общество развивается, становится грамотнее и интеллектуальнее. Когда узнала, что русский язык не входит в перечень обязательных предметов, была просто поражена. Как же так? Ведь мы русский народ, у нас самый сложный язык, и не знать его просто немыслимо! Поэтому решение о внесении русского языка и литературы в перечень было необходимо, и это все же было сделано. В целом с осторожностью отношусь к нововведениям, так как многое еще требует доработки и проверки на практике.

Директор гимназии №7 Вера Епифанова:

- Мысль во ФГОСах заложена хорошая. Нужно просто правильно читать текст. Для наших ребят-гуманитариев возможность не изучать углубленно математику - это замечательно. Базовые знания по этому предмету они все равно получат, но у них появится возможность более подробно заняться другими предметами, например, французским языком.

Что касается ОБЖ и физкультуры, то решение сделать их обязательными для всех считаю правильным. В наше время знание основ безопасности жизнедеятельности необходимо, так же как и занятия спортом.

Директор лицея №29 Александр Мексичев:

- Ничего крамольного во ФГОСах не вижу. С профессиональной точки зрения я вполне спокоен. Считаю, что ситуацию драматизировать не стоит, так как базовые знания дети получат в любом случае. А что касается предметов по выбору, то замечу: свобода выбора - это всегда хорошо.

Директор ДЮСШ №4 Анатолий Беляков:

- Когда услышал, что физкультура вошла в перечень обязательных предметов в старших классах, искренне обрадовался. Если честно, то я бы оставлял на второй год тех, кто не сдает нормативы по этому предмету. Нация должна быть здоровой, а уроки физкультуры будут способствовать решению этой задачи!

Думайте сами

Начальник управления образования и директора школ говорят, что введение новых стандартов - явление положительное. Родители же с недоверием относятся ко всему новому, критикуя нововведения. Возможно, если все будет сделано "по уму" и все предложения и замечания профессионалов и простых граждан будут учтены, реформа и вправду пойдет на пользу. Мы не будем высказывать свое собственное мнение на этот счет, ведь наверняка каждый уже решил для себя "за" он или "против".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер