На Тамбовщине сегодня делается поистине много для развития экономического потенциала региона. Но вот вмешалась природа и подправила ситуацию по-своему. Как в анекдоте: "Ты, сынок, что делаешь?" - "Рубанком строгаю". - "Ну, строгай, строгай, я потом топориком подтешу".
Предыстория
ООО "Айстек" - предприятие поистине уникальное для нашей области. И не только. Оно занимается заморозкой свежих овощей. По словам генерального директора "Айстека" Андрея Гнатюка, сегодня по всей России действует всего три подобных завода, причем по объемам производства тамбовское предприятие лидирует с явным преимуществом. Производственная мощность айстековской линии по заморозке овощей - 6700 тонн готовой продукции в год. Среди клиентов завода - потребители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. На территории Тамбовской области продукцию "Айстека" можно встретить практически во всех ведущих сетевых магазинах.
Проблема номер раз
Это все - не в качестве рекламы. Речь о том, что даже у подобного перспективного во всех смыслах производства могут быть свои трудности, вызванные самыми различными факторами - как субъективными, так и объективными. По словам заместителя генерального директора ООО "Айстек" по производству Галины Медведевой, основные поставщики перерабатываемой здесь продукции - сельхозпроизводители Тамбовской области, прежде всего, крестьянско-фермерские хозяйства. Как отмечает Галина Медведева, в этом один из главных плюсов айстековской готовой продукции - все свое, экологически чистое. Но в этом же, кстати, кроется и одна из опасностей. Дело в том, что, как говорит руководитель предприятия Андрей Гнатюк, последствия засухи на работе предприятия отразились достаточно сильно. Например, последнюю партию картофеля от тамбовских поставщиков здесь переработали еще в начале ноября. С тех пор работают на сырье, которое закупают за пределами области. И эта проблема касается не только картошки.
- Сегодня сырья на рынке существенно меньше, чем нам необходимо, - говорит Андрей Гнатюк (на фото). - В результате пришлось расширять круг поставщиков. Посмотрели поставщиков с соседних областей - Воронежской, Липецкой, Курской, Брянской, Тульской, из Подмосковья. Первый вывод, к которому мы пришли: лучше тамбовской продукции по качеству нет. Она в этом смысле впереди всей России. Правда, в нынешнем году нам от этого не легче.
Рынок есть рынок: продукции меньше - цена больше. Если по тому же картофелю в 2009 году средняя закупочная цена составляла шесть с половиной рублей за килограмм, то сейчас она стойко держится в районе 20-25 рублей за кг. Плюс транспортные расходы.
Как результат, выросла и цена на готовую продукцию "Айстека". Но при этом, если сырье подорожало в среднем в три - три с половиной раза, то готовый товар - в полтора-два. По словам Андрея Гнатюка, образующуюся разницу решили компенсировать "подтяжкой поясов":
- Трудовой коллектив предприятия происходящего не чувствует. Это собственники приняли однозначное решение в нынешнем периоде не рассчитывать на какую-то прибыль. Сейчас мы не получаем прибыли, но и не работаем себе в убыток - идем "в ноль".
Среди партнеров предприятия - Тамбовское отделение Сбербанка. Еще в августе прошлого года на "Айстеке" поняли, что ситуация с сырьем складывается критическая, что оно резко дорожает, и получили стабилизационный кредит, который позволяет сегодня закупать более дорогую продукцию для переработки.
- Нам же сегодня необходимо в три с половиной раза больше денег для закупки сырья, - говорит Андрей Гнатюк. - А кроме всего прочего, сюда теперь ложится и кредитная нагрузка - по кредиту-то надо платить.
Вот и получается, что предприятие, в перспективе у которого - многократное расширение рынка сбыта готовой продукции, из-за неустойчивости работы сельскохозяйственных предприятий вынуждено испытывать значительные трудности.
Вывод, который напрашивается из всего сказанного, - необходимо менять саму систему работы сельского хозяйства, уменьшать зависимость сельхозпредприятий региона от переменчивых погодных условий. Это положительно скажется в том числе и на работе такого предприятия, как "Айстек".
Проблема номер два
В настоящее время идет активное потребление замороженных продуктов сферой общепита. Это область, в которой руководство "Айстека" видит одно из направлений своего развития. Как говорит Андрей Гнатюк, по всей видимости, эта ниша также будет занята предприятием. К примеру, школьное питание всего Екатеринбурга - сфера, где уже в течение года используют продукцию тамбовского "Айстека". Как рассказывает Андрей Гнатюк, в ближайшие дни начнется отгрузка айстековских замороженных овощей для школьных столовых Москвы. Однако в родном Тамбове пока не удается достичь договоренности по таким же поставкам для тамбовских школ.
В чем причина? Андрей Гнатюк говорит о том, что процедура закупок продукции для школьных столовых проходит через тендеры, в условиях которых обозначено, что поставляемый товар должен быть сырым. Кому-то это выгодно? При этом современное оборудование для школьных столовых в нашем городе получено.
- Там такие космические аппараты стоят, которые как раз уже настроены на работу с подобной продукцией, - говорит Андрей Гнатюк. - А по большому счету, в условиях надо написать, что продукция должна быть замороженной - собственно, вот и вся проблема. Если же опасаются, что что-то может не получиться, так мы готовы предварительно показать и научить, как работать с нашей заморозкой.