Газета №7 (772), 15 февраля 2011
Перейти к номеру

Размороженная заморозка

15 февраля 2011, 12:18 Прочитали 1 539 раз
Цены на сырье для ведущего предприятия по заморозке свежих овощей выросли в несколько раз, заставив коллектив работать «в ноль»
Инвестиции, инновации… Какое следующее слово будет модным? К сожалению, как ни гадай, очень многие из этих слов разбиваются об одно - "цены". А они, в свою очередь, являются следствием такой неустойчивой вещи, как погодные условия, климат. Прошлогодняя засуха во всей красе продемонстрировала бессилие технического гения человека перед мощью необузданной природы. Шарахнула температура за сорок по Цельсию - и планы и перспективы поплыли в "прекрасное далеко".

На Тамбовщине сегодня делается поистине много для развития экономического потенциала региона. Но вот вмешалась природа и подправила ситуацию по-своему. Как в анекдоте: "Ты, сынок, что делаешь?" - "Рубанком строгаю". - "Ну, строгай, строгай, я потом топориком подтешу".

Предыстория

ООО "Айстек" - предприятие поистине уникальное для нашей области. И не только. Оно занимается заморозкой свежих овощей. По словам генерального директора "Айстека" Андрея Гнатюка, сегодня по всей России действует всего три подобных завода, причем по объемам производства тамбовское предприятие лидирует с явным преимуществом. Производственная мощность айстековской линии по заморозке овощей - 6700 тонн готовой продукции в год. Среди клиентов завода - потребители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. На территории Тамбовской области продукцию "Айстека" можно встретить практически во всех ведущих сетевых магазинах.

Проблема номер раз

Это все - не в качестве рекламы. Речь о том, что даже у подобного перспективного во всех смыслах производства могут быть свои трудности, вызванные самыми различными факторами - как субъективными, так и объективными. По словам заместителя генерального директора ООО "Айстек" по производству Галины Медведевой, основные поставщики перерабатываемой здесь продукции - сельхозпроизводители Тамбовской области, прежде всего, крестьянско-фермерские хозяйства. Как отмечает Галина Медведева, в этом один из главных плюсов айстековской готовой продукции - все свое, экологически чистое. Но в этом же, кстати, кроется и одна из опасностей. Дело в том, что, как говорит руководитель предприятия Андрей Гнатюк, последствия засухи на работе предприятия отразились достаточно сильно. Например, последнюю партию картофеля от тамбовских поставщиков здесь переработали еще в начале ноября. С тех пор работают на сырье, которое закупают за пределами области. И эта проблема касается не только картошки.

- Сегодня сырья на рынке существенно меньше, чем нам необходимо, - говорит Андрей Гнатюк (на фото). - В результате пришлось расширять круг поставщиков. Посмотрели поставщиков с соседних областей - Воронежской, Липецкой, Курской, Брянской, Тульской, из Подмосковья. Первый вывод, к которому мы пришли: лучше тамбовской продукции по качеству нет. Она в этом смысле впереди всей России. Правда, в нынешнем году нам от этого не легче.

Рынок есть рынок: продукции меньше - цена больше. Если по тому же картофелю в 2009 году средняя закупочная цена составляла шесть с половиной рублей за килограмм, то сейчас она стойко держится в районе 20-25 рублей за кг. Плюс транспортные расходы.

Как результат, выросла и цена на готовую продукцию "Айстека". Но при этом, если сырье подорожало в среднем в три - три с половиной раза, то готовый товар - в полтора-два. По словам Андрея Гнатюка, образующуюся разницу решили компенсировать "подтяжкой поясов":

- Трудовой коллектив предприятия происходящего не чувствует. Это собственники приняли однозначное решение в нынешнем периоде не рассчитывать на какую-то прибыль. Сейчас мы не получаем прибыли, но и не работаем себе в убыток - идем "в ноль".

Среди партнеров предприятия - Тамбовское отделение Сбербанка. Еще в августе прошлого года на "Айстеке" поняли, что ситуация с сырьем складывается критическая, что оно резко дорожает, и получили стабилизационный кредит, который позволяет сегодня закупать более дорогую продукцию для переработки.

- Нам же сегодня необходимо в три с половиной раза больше денег для закупки сырья, - говорит Андрей Гнатюк. - А кроме всего прочего, сюда теперь ложится и кредитная нагрузка - по кредиту-то надо платить.

Вот и получается, что предприятие, в перспективе у которого - многократное расширение рынка сбыта готовой продукции, из-за неустойчивости работы сельскохозяйственных предприятий вынуждено испытывать значительные трудности.

Вывод, который напрашивается из всего сказанного, - необходимо менять саму систему работы сельского хозяйства, уменьшать зависимость сельхозпредприятий региона от переменчивых погодных условий. Это положительно скажется в том числе и на работе такого предприятия, как "Айстек".

Проблема номер два

В настоящее время идет активное потребление замороженных продуктов сферой общепита. Это область, в которой руководство "Айстека" видит одно из направлений своего развития. Как говорит Андрей Гнатюк, по всей видимости, эта ниша также будет занята предприятием. К примеру, школьное питание всего Екатеринбурга - сфера, где уже в течение года используют продукцию тамбовского "Айстека". Как рассказывает Андрей Гнатюк, в ближайшие дни начнется отгрузка айстековских замороженных овощей для школьных столовых Москвы. Однако в родном Тамбове пока не удается достичь договоренности по таким же поставкам для тамбовских школ.

В чем причина? Андрей Гнатюк говорит о том, что процедура закупок продукции для школьных столовых проходит через тендеры, в условиях которых обозначено, что поставляемый товар должен быть сырым. Кому-то это выгодно? При этом современное оборудование для школьных столовых в нашем городе получено.

- Там такие космические аппараты стоят, которые как раз уже настроены на работу с подобной продукцией, - говорит Андрей Гнатюк. - А по большому счету, в условиях надо написать, что продукция должна быть замороженной - собственно, вот и вся проблема. Если же опасаются, что что-то может не получиться, так мы готовы предварительно показать и научить, как работать с нашей заморозкой.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер