Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму еще в апреле 2004 года, но за шесть лет прошел лишь первое чтение. Однако в "Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", одобренных правительством, значились доработка и обеспечение принятия этого законопроекта.
Вообще введение налога осложняется сразу несколькими факторами - как отсутствием необходимых для его нормальной работы законов, таких, как Закон "О государственном кадастре недвижимости" и новеллы в Закон "Об оценочной деятельности в РФ", а также соответствующих подзаконных актов, так и связанными с ним рисками. Основная особенность нового налога, который можно считать универсальным и который призван заменить существующие ныне налоги на отдельные виды недвижимости, - исчисление налоговой базы, исходя из рыночной стоимости недвижимости.
По предложению министерства, будет делаться вычет в двести квадратных метров от общего объема недвижимости, а "лишние" квадраты планируется облагать по рыночной ставке, "привязав" ее к земельному налогу. В результате основная задача единого налога на недвижимость - это увеличение платы от владельцев жилья бизнес- и премиум-класса, а также собственников коттеджей с земельными участками.
Сразу же речь пошла о том, что доходы местных бюджетов могут вырасти чуть ли не по максимуму. Например, налог за большой индивидуальный дом с земельным участком может составить около 100 тысяч рублей в год.
Собственники же стандартного типового жилья, а таких в стране более 80 процентов, введения нового налогообложения по идее вообще должны не заметить. По крайней мере, так задумывается. В настоящее время, по словам того же Александра Когана, за стандартную "двушку" в многоквартирном доме собственник уплачивает в год около 150 рублей налога. А за дом площадью 350 квадратов на участке в десять соток - в среднем тысячу рублей в год. Подобное возможно потому, что имущество оценивается не по рыночной стоимости, а по данным бюро технической инвентаризации.
В конце прошлого года министр экономического развития Эльвира Набиуллина впервые представила возможную схему расчета этого налога с 2013 года. Предлагается, в частности, установить некий социальный универсальный вычет. То есть 55 квадратных метров для жилья и 6 соток для земли "не трогать" новым налогом. Зато все, что сверх данного социального лимита - и метры и сотки - облагать на основании рыночной оценки жилья. К примеру, если площадь квартиры составляет 70 квадратных метров, то владельцу придется платить налог только с 15 квадратных метров.
Второй вариант, который обсуждают чиновники, - введение денежного вычета в три миллиона рублей, равного среднероссийской стоимости квартиры. Это значит, что с жилья, которое стоит до трех миллионов, налог также взиматься не будет.
При таком подходе, правда, практически в равных условиях окажутся собственники квартир в центре Москвы и жители окраин.
У депутатов Госдумы подход другой - новый налог надо рассчитывать, исходя из единой массовой оценки рыночной стоимости квартиры, дачи или коттеджа. Непонятен депутатам и механизм вычетов квадратных метров, к примеру, у многодетных семей, имеющих квартиру в 120 квадратных метров. Кроме того, оценочную норму необходимо прописать законодательно, а не давать на откуп саморегулируемым организациям оценщиков - чтобы не плодить дополнительных судебных разбирательств.
По мнению депутатов, такой подход, который с 2004 года предлагают в министерстве финансов, гораздо справедливей, чем тот, который рассматривают в минэкономразвития, когда единый налог может сравнять обычных людей, живущих в стандартных трехкомнатных квартирах в центре мегаполисов, и бизнесменов, занимающих просторные площади в элитных домах.