Вторая мама
Работа с людьми во всем мире считается одной из самых трудных, а работа с детьми особенно. К каждому маленькому человечку нужен свой подход. Детский сад - это не только то место, где дети находятся в то время, пока родители на работе, где за ними присматривают и кормят. Садик - это целый мир, мир познания, общения со сверстниками и получения самых необходимых в жизни навыков. Здесь осуществляется воспитательный и образовательный процесс, здесь закладываются основы личности.
Воспитатель для многих детей на время пребывания ребенка в детском саду становится второй мамой, а потому очень важно узнать, какой он, современный воспитатель.
Численный перевес на стороне…
По данным мониторинга управления образования и науки области, в 2010 году процесс воспитания и ухода за детьми в дошкольных учреждениях осуществляли 3797 (2008 - 3754 чел., 2009 - 3672 чел.) педагогических работников, из них - 2599 воспитатели (2007 -2596 чел., 2008- 2619 чел., 2009 - 2591 чел.). Все специалисты имеют соответствующее профессиональное образование.
Возраст педагогических работников таков: до 25 лет - 255 чел., от 25 до 30 лет - 446 чел., от 30 до 50 - 2028 чел., от 50 до 55 лет - 602 чел., от 55 до 60 лет - 322 чел., старше 60 лет - 144 чел.
Отсюда видно, что самая многочисленная группа - педагоги в возрасте от 30 до 50 лет. Это неудивительно, ведь этот возраст самый продуктивный в плане самореализации. Однако существенная разница в цифрах - более 2,5 тысяч опытных и всего 700 молодых воспитателей - настораживает. Где же оно, омоложение кадрового состава детских садов?
Объяснить такое положение дел можно: зарплата 4300 не способствует притоку молодой крови в ряды воспитателей. Сегодня, получив диплом, молодой педагог предпочтет работать продавцом в магазине модной одежды, где зарплата 10-12 тысяч рублей, нежели работать в детском саду. По призванию в детский садик идут единицы. В основном же идут в садик на временную работу, в надежде через год найти что-то получше, а потом остаются, привязавшись к месту, к коллективу и, в конце концов, к детям.
Однако детским садам нужны молодые кадры, ведь они ближе к детям. Способны отвечать современным требованиям, удовлетворять потребности малышей, используя новые методы в своей профессиональной деятельности.
Меры поддержки
В целях привлечения молодых кадров в систему дошкольного образования в 2010 году администрацией Тамбовской области была реализована система мер по поддержке педагогических работников. Проведены региональные конкурсы "Лучшее дошкольное образовательное учреждение", "Лучший воспитатель года" с грантовой поддержкой на общую сумму 820 тысяч рублей; осуществляются ежемесячные выплаты стимулирующего характера молодым специалистам дошкольных учреждений в размере 2 тысяч рублей. 400 лучших воспитателей (включая старших воспитателей) по результатам конкурсного отбора, проводимого органами местного самоуправления, получили денежные поощрения в размере 23 тысячи рублей за высокие достижения в педагогической деятельности.
Однако этих мер, по всей видимости, недостаточно. Размер заработной платы нужно увеличивать, да и престиж профессии поднимать. Только тогда молодежь будет стремиться на работу в садик.