Газета №2 (767), 11 января 2011
Перейти к номеру

Ледниковый период продолжается

11 января 2011, 14:05 Прочитали 1 818 раз
Как известно, с 1 октября 2010 года вступило в действие дополнение №17 к СанПин «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
Приносишь домой, к примеру, упаковку филе тилапии, ждешь, пока ледяная глазурь на нем растает, вскрываешь пакет, а оттуда выливается огромное количество воды и вываливаются заметно потощавшие за время разморозки кусочки продукта. С этой неприятностью сталкивался, пожалуй, каждый любитель отведать рыбки и потому питал надежды на то, что ужесточение требований к продаже замороженной рыбы заставит ее нечестных производителей и продавцов умерить свой аппетит и перестать продавать нам лед по цене продукта. Но оправдались ли они?

Как известно, с 1 октября 2010 года вступило в действие дополнение №17 к СанПин "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов". Так, данными санитарными правилами установлены требования к маркировке, нанесенной на потребительскую тару, упаковку рыбной продукции, которая должна содержать дополнительную информацию в отношении пищевой рыбной продукции следующих групп:

1. Мороженная рыбная продукция:

- глазированная - масса нетто должна быть указана без массы глазури;

- производимая из мороженной рыбной продукции - указание на вторичное замораживание;

2. Замороженная соленая и маринованная рыбная продукция - слова "Замороженная продукция".

Также дополнением установлены нормативные требования к содержанию влаги в филе рыбы и к массе глазури, нанесенной на мороженную рыбную продукцию, в том числе: при обработке филе рыбы с использованием пищевых добавок содержание влаги в нем после снятия глазури не должно превышать 86% массы филе рыбы.

Однако норма, регулирующая массу глазури, нанесенной на мороженную рыбную продукцию, произведенную из креветки, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, других водных животных, вступает в действие только с 1 апреля 2011 года. Еще в следующем году ожидается принятие технического регламента в отношении рыбы и рыбной продукции, который готовился в течение трех лет.

Введение новых правил позволит искоренить практику обмана потребителей недобропорядочными поставщиками, заставляющими платить покупателя за лед - обещали в Роспотребнадзоре.

К продавцам ведомство отнеслось вполне гуманно, дав им время на адаптацию к новым требованиям. На то, чтобы реализовать имеющуюся на складах рыбу, отвели месяц. Он миновал, но, увы, ничего не изменилось. И главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко был вынужден признать, что и российские, и иностранные производители рыбы не хотят соблюдать установленные нормы.

- Проведенная проверка рыночной продукции показала, что по-прежнему содержание глазури в рыбе составляет от 10-15 до 25-30%, - заявил он тогда, но добавил: - Пока нас радуют лишь голландские производители - они уже начали поставлять нам продукцию с 5-процентным содержанием глазури. Хотя раньше и от них приходили продукты с 25-процентным ее содержанием, в то время как в Европу они поставляли рыбу с нулевым глазурированием. И ничего - не портилось по дороге.

Внеплановые проверки организаций торговли, проведенные в ноябре прошлого года Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области, также выявили множественные нарушения, связанные с реализацией населению мороженной рыбы и рыбной продукции. Были зарегистрированы случаи несоблюдения обязательных требований к маркировке продукции, а также несоответствия образцов продукции установленным СанПиН гигиеническим требованиям как по содержанию влаги в филе рыбы, так и по удельному весу глазури, нанесенной на мороженную рыбную продукцию. Повышенное содержание влаги в филе мороженной рыбы составляло до 90%, а удельный вес глазури, нанесенной на мороженную рыбу, достигал в ряде случаев 50%.

Впрочем, то, что как платили мы с вами, уважаемые покупатели, за воду, так платить и продолжаем, ясно и без официальных проверок. Согласитесь, отличить толстый ледяной панцирь на рыбе от тонкого, который не должен превышать 5% массы нетто, можно и невооруженным глазом.

При этом единственно известные средства борьбы потребителей с нечестными продавцами - это либо не покупать у них товар, либо написать жалобу в местное отделение Роспотребнадзора и сообщить о нарушениях. Но тут возникает масса сложностей. В первом случае нет никакой гарантии в том, что отыщите-таки честного продавца, хотя, ради справедливости стоит сказать, в Тамбове они все же встречаются, а во втором - доказать, что глазури, предположим, было не 5%, а 25%, непросто. Но если и докажете, то глобально вряд ли что-то изменится, поскольку штрафы за несоблюдение правил продажи замороженной рыбы невелики и понесенные таким образом убытки продавец, продолжая реализовывать рыбу в толстой ледяной шубе, восполнит быстро и с лихвой. А более действенного его наказания, к сожалению, не предусмотрено.

Памятка покупателю

• Если рыба продается не расфасованной и вы видите, что на ней большая ледяная корка, попросите продавца счистить ее и только потом класть на весы.

• Не берите рыбу с белыми пятнами или участками, поменявшими цвет, что может указывать на обморожение или порчу. Если она ободранная или потерявшая форму, то значит, ее неоднократно размораживали и замораживали вновь. Скорее всего, рыба сильно потеряла при этом в качестве или совсем испортилась. Запаха быть не должно. Если слышен запах прогорклого жира, то, значит, правила транспортировки или хранения на складе не были соблюдены. Вообще жир обязательно выдаст рыбу, залежавшуюся слишком долго, своим запахом и желтоватым цветом. Это особенно относится к рыбам жирных пород.

• Если сомневаетесь, что вам продают именно ту рыбу, название которой написано на этикетке, попросите у продавца сертификат. Там должен быть указан настоящий сорт рыбы.

• Сохраняйте чеки после покупки. Так вы сможете доказать магазину, что товар был куплен именно у них. Магазин обязан вернуть вам деньги, если продал некачественную рыбу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер